Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. «Прекратите воспитывать своих детей. Начните воспитывать себя. Все равно ваши дети будут такими, как вы.»
Формирование эффективных родительско-детских отношений - от Гридяевой.pptx
«Под родительским отношением принято понимать …
систему родительского,
эмоционального отношения к ребенку,
восприятие ребенка родителем и
способов поведения с ним.
3
Опишите детско-родительские отношения,
которые можно охарактеризовать как позитивные
• характер эмоциональной связи (со стороны родителя –
эмоциональное принятие ребенка, со стороны ребенка –
привязанность и эмоциональное отношение к родителю);
• мотивы воспитания и родительства; степенью
вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские
отношения;
• стиль общения и взаимодействия с ребенком;
• способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;
• поддержка автономии ребенка;
• социальный контроль (требования и запреты, их содержание
и количество, а также способ контроля – санкции);
• степень устойчивости и последовательности семейного
воспитания.
4
Семья – первоисточник и образец
формирования межличностных отношений
ребенка, а мама и папа – образцы для
подражания.
Не существует другого такого института,
кроме института семьи, так точно
предопределяющего закономерности
формирования будущего человека.
«Прекратите воспитывать своих детей.
Начните воспитывать себя. Все равно
ваши дети будут такими, как вы.»
Английская пословица
Заголовок слайда
Поведение родителей
Текст слайда
•Высокий уровень контроля и холодные
отношения
• Имеют четкие представления о том, каким
должен быть их ребенок и достигают цели
любыми способами.
• Категоричны в своих требованиях,
неуступчивы
• Любая инициатива, самостоятельность
ребенка всячески подавляются.
• Активно применяются методы наказания,
командный тон.
• Ключевые слова авторитарного стиля:
Делай, как я хочу!
Поведение детей
•Испытывают дефицит родительской ласки и
поддержки.
•Прекрасно знают все свои недостатки, но не
уверены в себе и своих достоинствах.
Формируется личность со слабым Я,
неспособная на контакт с окружающим
миром.
•Результаты излишне требовательного
воспитания: либо пассивность, либо
агрессивность.
•Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в
себе, другие отчаянно борются, выпуская
колючки.
•Отсутствие близости с родителями вызывает
враждебность, подозрительность и к
окружающим.
7
Поведение детей
Формируется гармоничный тип
личности.
Развивается самостоятельность,
инициативность, рассудительность,
уверенность в себе.
Заголовок слайда
Поведение родителей
Текст слайда
Теплые отношения,
Поощряют инициативу,
Прислушиваются к их мнению.
Координируют действия ребенка и
устанавливают правила с учетом его
потребностей и интересов.
Признают право на свободу ребенка, но
требуют соблюдения дисциплины, что
формирует правильное социальное
поведение.
Всегда готовы прийти на помощь,
культивируя, тем не менее,
самостоятельность и ответственность.
Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я
слушаю тебя, Я тебя понимаю.
9
Заголовок слайда
Поведение родителей
Поведение детей
Текст слайда
Неосознанно демонстрируют холодное
отношение к ребенку, безразличны к его
потребностям и переживаниям.
Не устанавливают для детей никаких
ограничений
Убеждены, что если их ребенок одет, обут и
накормлен, то их родительский долг выполнен.
Ключевые слова попустительского стиля:
Делай, как хочешь!
Предоставлены сами себе, в одиночку они
вынуждены разбираться со своими маленькими
проблемами.
Чувствуют себя одинокими.
Знают как манипулировать взрослыми.
Не признают запретов и нравственных норм.
Требовательны к другим, но не к себе.
11
Родительская позиция
или
совокупность
система
эмоционального
родительского
отношения к ребенку, восприятие
ребенка родителями и способов
поведения с ним
12
Чрезмерно оберегающие родители.
принимать
Этот тип воспитания характеризуется
преувеличенной, мелочной заботой о детях.
Детям не предоставляется возможность
самостоятельно
решения,
самостоятельно действовать, справляться с
проявляют
трудностями.
постоянную
ребенка —
ограничивают его социальные контакты,
дают советы и предложения.
Родители
гиперопеку
13
четкого
выполнения
Гиперсоциальная требовательная позиция.
В этом случае от детей требуют порядка,
дисциплины,
своих
обязанностей. Требования,
предъявляемые
ребенку, чрезмерно высоки, их выполнение
связано с максимальной мобилизацией всех его
возможностей, умственных или физических.
Достижение успеха становится самоцелью,
страдают духовное развитие, формирование
гуманистических ценностей.
14
Раздражительный, эмоционально
лабильный родитель
15
Основной чертой данной позиции
является противоречивость эмоций
родителя по отношению к ребенку.
Противоречивость в отношениях с
детьми представлена различными,
взаимоисключающими
часто
и
сторонами:
аффективность
гиперопека
с
недостаточной
эмоциональной
отзывчивостью, тревожность — с
доминантностью,
завышенные
требования —
родительской
беспомощностью.
уживаются
с
Устранившийся,
раздражительный родитель.
Ребенок для такого родителя —
главная помеха, он постоянно
мешает. Ребенку навязывают
ребенка»,
роль
создающего лишь хлопоты и
напряженные
ситуации. По
он
мнению
родителя,
непослушен, своеволен.
«ужасного
16
Отсутствие воспитания как
такового.
17
Дети предоставлены сами себе.
Чаще это встречается в семьях, где
один или оба родителя страдают
Данная
алкоголизмом.
родительская
позиция
рассматривается
позиция
уклонения, при которой контакты с
случайный и
ребенком носят
редкий
ему
предоставляется полная свобода и
бесконтрольность.
характер;
как
Гипертрофированная
родительская любовь
ребенка,
Выражается в снижении критичности
и требовательности родителей во
взаимоотношениях с детьми, когда
родители не только не замечают
недостатки
и
приписывают ему несуществующие
достоинства. В результате чего у
ребенка, не получающего в процессе
общения с родителями критической
оценки своих личностных качеств и
поступков, развивается завышенная
самооценка.
вызывает
но
Ребенок
18
Язык непринятия
Негативная оценка личности
Оскорбление
Подчеркивание неудачи
Постоянный язык (Ты всегда
делаешь неправильно)
Отказ от объяснений
«жесткая» мимика
Угрожающие позы
Негативные интонации
Указание на несоответствие
родительским ожиданиям
Язык принятия
Оценка поступка, а не личности
Похвала
Комплимент
Временный язык (Сегодня у тебя не
получилось это задание …)
Ласковые слова, поддержка
Сравнение с самим собой
Одобрение
Согласие
Позитивные телесные контакты
Улыбка
Контакт глазами
Доброжелательные интонации
Эмоциональное присоединение
Поощрение
Выражение своих чувств
20
Заголовок слайда
1. О, осталось только 10 дней до конца школы.
Ребенок говорит
2. Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора
Текст слайда
3. Ты будешь держать меня за руку, когда мы пойдем в д/сад?
Ребенок чувствует
а) радость
б) облегчение
а) гордость
б) приятно
а) страх, боязнь
4. Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.
а) скучно, поставлен в тупик
5. Я никогда не буду лучше, чем Миша. Я делаю, делаю, а он все равно
лучше меня.
а) чувство неадекватности
б) обескуражен
6. Новая учительница задает слишком много на дом. Я никогда не могу
все сделать. Что мне делать?
а) чувство затруднения
б)свое поражение
7. Все дети пошли к морю. Мне не с кем играть.
а) оставленный, покинутый
б) одиночество
8. Я сам могу это сделать. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый,
чтобы сделать это сам.
а) чувство компетентности
б) нежелание принимать помощь
9.Я хочу носить длинные волосы это ведь мои волосы?
‑
10.Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.
Вам наплевать на то, что со мной случится.
а) сопротивление вмешательству
родителей
а) боль
б) злость
в) чувствует, что его не любят
21
Я сообщение
В классическом варианте «Ясообщения» строятся последующей
форме:
1) ситуация (факт наблюдения) и 2) какие чувства она вызывает
во мне.
Например: «1) Когда я вижу грязь на ботинках и на полу, 2) то
начинаю раздражаться и, вообще, меня это расстраивает».
Или наоборот сначала 1) о чувствах, затем 2) ситуация (факт
наблюдения).
В «Явысказывание» можно добавлять третий элемент:
последствие – эффект от нежелательных действий ребёнка.
К классической схеме можно также добавить конкретное
пожелание.
22
Методика изучения детско-родительских
отношений
«Кинетический рисунок семьи» (Бернс
Р., Кауфман С.)
Цель методики: изучение эмоционального
благополучия или неблагополучия ребенка в
семье.
23
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.