Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебной деятельности является актуальной социальной, педагогической и практической проблемой в работе учителя начальных классов. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) требует от педагогов таких подходов в обучении детей, которые будут способствовать формированию необходимых умений, соответствующих запросам современного общества.
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для активного обучения социальному поведению, искусству общения с окружающими, для усвоения речевых умений, способов коммуникативного поведения в различных ситуациях. В практике начальной школы работе по формированию этих умений чаще всего уделяется внимание на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, где есть возможность активизировать устную речь школьников. И гораздо в меньшей степени используются возможности уроков математики, где акцент делается на развитии познавательной деятельности.
В уроках математики заложен огромный потенциал для формирования предметных коммуникативных компетенций. Дети выполняют следующие действия:
- обсуждают решение примеров, задач;
- аргументируют способы решения, способы действий;
- формулируют математические выводы;
- используют математический язык, математическую символику;
- определяют цель, комментируют способы действия при выполнении математического задания;
- ставят вопросы по теме, вопросы к задаче;
- объясняют задание товарищу;
- составляют памятки, алгоритмы решения примеров, задач;
- делают письменные записи примеров, условий задачи;
- работают с информацией данной в таблице, читают таблицы, графики;
Методика Г.А.Цукерман»Рукавички»
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.
2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
Правила работы в паре:
Говорим шепотом.
Работаем вместе.
Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
Оцениваем работу, благодарим друг друга.
Работа с контрольными карточками.
Ребятам раздаются конверты на которых записано условие задачи. На парту также выдается карточка – памятка:
1 Прочитайте условие своей задачи.
2 Рассмотрите схематический чертеж (таблицу, рисунок).
3 Выберите, подходящий для вашей задачи чертеж (таблицу, рисунок).
4 Запишите решение и ответ задачи.
5 Обменяйтесь конвертами и решите задачу соседа.
6 Вместе проверьте решение задач по контрольным карточкам.
Решение текстовых задач с составлением краткой записи
Получи задачу. Найди на своем ряду свою пару (ученика с краткой записью полученной тобой задачи). Вместе решите задачу. Задача дается несложная так как смысл задания не в том, чтобы научить детей решать определенный тип текстовых задач, это они уже умеют, а в том, чтобы научить их продуктивно взаимодействовать друг с другом при решении определенной проблемы.
** - половина учащихся на одном ряду получает текстовый вариант задач, вторая половина – вариант краткой записи (в случайном порядке; количество задач равно половине количества учащихся в ряду). По условиям задания необходимо объединиться в пары, и только после этого решать задачу.
Виды парной работы
1) Работа ''хором'': учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе…
2) По операциям: 1-й ученик называет слово,
2-й ученик кладет карточку,
1-й ученик соглашается или протестует.
3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку , 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.
4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.
Пример дифференцированной работы над простой арифметической задачей.
На ветке сидели 5 птиц. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?
1-я группа. Решение задачи в опоре на индивидуальный счетный материал (картинки с изображением птиц).
2-я группа. Решение задачи с помощью схематического рисунка, выполненного на доске:
3-я группа. Решение задачи без наглядной опоры, в уме. Можно использовать прием представления жизненной ситуации, описанной в задаче.
Постановка вопросов к задачам
1. Кощею Бессмертному 2650 лет, а Кикиморе 106 лет.
На сколько лет Кикимора моложе Кощея Бессмертного?
2. Змею Горынычу 530 лет, а Кощею Бессмертному в 5 раз больше.
Сколько лет Кощею Бессмертному?
3. Змею Горынычу 530 лет, а Кикиморе в 5 раз меньше.
Сколько лет Кикиморе?
4 . Змею Горынычу 530 лет, а Кикиморе 106 лет.
Во сколько раз Кикимора моложе Змея Горыныча?
Правила работы в группе
убедись, что в разговоре участвует каждый;
говорить спокойно и ясно;
говорить только по делу;
не говорить всем сразу;
реагировать жестами и знаками;
возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
обращаться друг к другу по имени.
Рефлексия
карточки с условными значками:
«+» - согласны,
« - » - не согласны,
« ? » - запутались или есть вопрос,
« ! » - справились без ошибок (при проверке работы),
« * » - нашли и исправили ошибки.
Вывод
организация учебного сотрудничества и взаимодействия в процессе групповой деятельности при решении задач разных типов позволяет оптимизировать проведение уроков математики, сделать их более продуктивными, запоминающимися для учащихся, а главное – способствовать развитию коммуникативные компетенций учащихся с ОВЗ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.