Френсис Бэкон английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 году в возрасте 23 лет был избран в парламент. С 1617 года лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 году привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет экономики менеджмента сервиса и туризма
Кафедра менеджмент в образовании
«Механизмы развития
науки»
Выполнила:
студентка 1 курса
заочной формы обучения
Григорьева Анна
Владимировна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Омский государственный педагогический университет»Факультет экономики менеджмента сервиса и туризмаКафедра менеджмент в образовании
Фрэнсис
Бэкон
22 января 1561 — 9 апреля 1626
Фрэнсис Бэкон
английский философ, историк,
политический деятель, основоположник
эмпиризма. В 1584 году в возрасте 23
лет был избран в парламент. С 1617 года
лорд-хранитель печати, затем —
лорд-канцлер; барон Веруламский и
виконт Сент-Олбанский. В 1621 году
привлечён к суду по обвинению во
взяточничестве, осуждён и отстранён от
всех должностей. В дальнейшем был
помилован королём, но не вернулся на
государственную службу и последние
годы жизни посвятил научной и
литературной работе.
Бэкон начал свою профессиональную
деятельность как юрист, но позже стал
широко известен как адвокат-философ и
защитник научной революции. Его работы
являются основанием и популяризацией
индуктивной методологии научного
исследования, часто называемой
методом Бэкона. Индукция получает
знание из окружающего мира через
эксперимент, наблюдение и проверку
гипотез. В контексте своего времени,
такие методы использовались
алхимиками. Свой подход к проблемам
науки Бэкон изложил в трактате «
Новый органон», вышедшем в 1620 году.
В целом великое достоинство науки Бэкон
считал почти самоочевидным и выразил
это в своём знаменитом афоризме
«Знание — сила»
Однако на науку делалось много нападок.
Проанализировав их, Бэкон пришёл к
выводу о том, что Бог не запрещал
познание природы. Наоборот, он дал
человеку ум, который жаждет познания
Вселенной. Люди только должны
понять, что существуют два рода
познания: 1) познание добра и зла, 2)
познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено.
Его им дает Бог через Библию. А
познавать сотворенные вещи человек,
наоборот, должен с помощью своего
ума. Значит, наука должна занимать
достойное место в «царстве человека».
Предназначение науки в том, чтобы
умножать силу и могущество людей,
обеспечивать им богатую и достойную
жизнь.
Основные сочинения Ф.Бэкона
Опыты, или наставления нравственные и
политические
(1-е изд. – 1597, 2-е изд. – 1612, 3-е
изд. –1625)
О мудрости древних (1609)
Великое восстановление наук
О достоинстве и приумножении наук (1605)
Новый Органон (1620)
История ветров (1622)
История жизни и смерти (1623)
Новая Атлантида (1623-1624?)
Учение о «призраках»
(«идолах») разума
ИДОЛЫ РОДА
ИДОЛЫ ПЕЩЕРЫ
4 вида
идолов
ИДОЛЫ
ПЛОЩАДИ
ИДОЛЫ ТЕАТРА
Идолы рода
Идолы рода находят основание
в самой природе человека,
в племени или самом роде людей,
ибо ложно утверждать, что
чувства человека есть мера вещей.
Наоборот, все восприятия
как чувства, так и ума
покоятся на аналогии человека,
а не на аналогии мира.
Ум человека уподобляется неровному
зеркалу, которое, примешивая
к природе вещей свою природу,
отражает вещи в искривлённом
и обезображенном виде.
Примеры идолов
рода:
Стремление уподоблять природу
человеку (как проявление общей
установки объяснять неизвестное
по аналогии с известным).
Тенденция к упрощению,
проявляющаяся в предположении,
что в изучаемом объекте больше
порядка и целесообразности, чем
на самом деле.
Склонность переоценивать
значение неожиданных,
необычных и удивительных
явлений, отнюдь не обязательно
репрезентативных.
Идолы пещеры
Идолы пещеры суть заблуждения
отдельного человека. Ведь у каждого
помимо ошибок, свойственных роду
которая ослабляет и искажает свет
прирождённых свойств каждого,
человеческому, есть своя особая пещера,
природы. Происходит это или от особых
или от воспитания и бесед с другими,
или от чтения книг и от авторитетов,
перед какими кто преклоняется, или
вследствие разницы во впечатлениях,
зависящей от того, получают ли их души
предвзятые и предрасположенные или
же души хладнокровные и спокойные
Примеры идолов пещеры:
Люди в большинстве своём склонны ценить
выше то, во что ими вложено больше труда,
или то, что им более привычно.
Одни умы склонны придавать большее
значение различиям в вещах, другие –
сходству между ними.
Одни больше интересуются частностями и
подробностями, другие – общим и целым.
Одни умы склонны к почитанию древности,
другие увлечены любовью к новизне, но
немногие могут соблюсти такую меру, чтобы и
не отбрасывать то, что справедливо
установлено древними, и не пренебречь тем,
что верно предложено новыми.
Идолы площади (рынка)
Существуют ещё идолы, которые
происходят как бы в силу взаимной
связанности и сообщества людей.
Эти идолы мы называем, имея
в виду порождающее их общение
и сотоварищество людей,
идолами площади.
Люди объединяются речью.
Слова же устанавливаются
сообразно разумению толпы.
Поэтому плохое и нелепое
установление слов удивительным
образом осаждает разум.
Примеры идолов площади:
Поверхностный и искусственный характер
различий, устанавливаемых обыденным
словоупотреблением (неудачные имена для
существующих вещей)
Возможность изобретения и употребления имён
несуществующих вещей (например, «судьба»,
«перводвигатель» и т.п.), вследствие чего
разум втягивается в беспредметные,
бессмысленные и бесплодные споры.
Идолы театра
Существуют, наконец, идолы,
которые вселились в души людей
из разных догматов философии,
а также из превратных
законов доказательств.
Их мы называем идолами театра,
ибо мы считаем, что,
сколько есть принятых или
изобретённых философских систем,
столько поставлено
и сыграно комедий,
представляющих вымышленные
и искусственные миры.
Опыт как источник знания
Два пути существуют и могут
существовать для отыскания и
открытия истины. Один воспаряет
от ощущений и частностей к наиболее
общим аксиомам и, идя от этих
оснований и их непоколебимой
истинности, обсуждает и открывает
средние аксиомы. Этим путём и
пользуются ныне. Другой же путь
выводит аксиомы из ощущений и
частностей, поднимаясь непрерывно и
постепенно, пока наконец не приходит
к наиболее общим аксиомам.
Это путь истинный, но не испытанный.
Опыт как источник знания
Оба эти пути исходят
из ощущений и частностей
и завершаются в высших общностях.
Но различие их неизмеримо.
Ибо один лишь бегло касается опыта
и частностей, другой надлежащим
образом задерживается на них.
Один сразу же устанавливает некие
общности, абстрактные и бесполезные,
другой постепенно поднимается
к тому, что действительно
более сообразно природе.
Опыт как источник знания
т.е. перехода по тем или
вывода,
иным
Дедукция
(лат., deductio,
выведение) –
процесс логического
правилам логики от
некоторых
данных положений
(посылок)
к их следствиям
(заключениям).
(лат., inductio, наведение) –
Индукция
форма мышления,
посредством
которой мысль наводится
на
общее правило, общее
положение, присущее всем
предметам какого-либо
класса.
Переход (умозаключение)
от общего к частному
Переход (умозаключение)
от частного к общему
Наиболее значительные
последователи эмпирической
линии в философии Нового
времени: Томас Гоббс,
Джон Локк, Джордж Беркли,
Дэвид Юм — в Англии; Этьен
Кондильяк, Клод Гельвеций,
Поль Гольбах, Дени Дидро — во
Франции. Проповедником
эмпиризма Ф.Бэкона был также
словацкий философ Ян Байер.
«ЗНАНИЕ ЕСТЬ
СИЛА, СИЛА
ЕСТЬ ЗНАНИЕ»