Презентация и конспект урока по теме "Город на Неве" (УМК «Школа России», окружающий мир, 2 класс)
Оценка 4.9

Презентация и конспект урока по теме "Город на Неве" (УМК «Школа России», окружающий мир, 2 класс)

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
docx
окружающий мир
2 кл
14.06.2019
Презентация и конспект урока по теме "Город на Неве" (УМК «Школа России», окружающий мир, 2 класс)
окр мир Город на Неве.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема урока:

«Город на Неве»

Цель урока:

расширять представления детей о городах нашей страны на примере Санкт-Петербурга.

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Задачи урока:

Обучающие – познакомить с краткой историей возникновения города Санкт-Петербурга, с достопримечательностями Санкт-Петербурга, планом и гербом города; приобщить к работе со справочной, энциклопедической литературой и электронным материалом.

Развивающие – расширить словарный запас обучающихся;  развить умения правильно показывать объекты на физической карте России и читать план города; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы.

Воспитательные – воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры.

Формы работы:

фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование и ресурсы урока:

Учебник: Окружающий мир. 2 класс  2 часть (стр. 108 - 113), авторская презентация, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Организационный этап

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Чтение стихотворения.

Актуализация знаний

- Внимание на слайд. Герб какого города вы видите на слайде? (Герб Москвы)

– Покажите этот город на карте России (учебник стр. 90-91)

– Чтобы понять, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал, предлагаю выполнить кроссворд.

По вертикали:

1. Он находится на Цветном бульваре.

3. Музей картин великих художников – Третьяковская …

4. Там находится телевизионный центр.

6. Культурное учреждение, которое прославилось на весь мир своими оперными и балетными постановками.

8. Как называются часы, по которым сверяет время вся наша страна.

9. Усыпальница В.И. Ленина, построенная из красного мрамора, находится на Красной площади.

10. Князь Юрий Долгорукий – … города Москвы.

По горизонтали:

2. Первая пешеходная улица столицы.

5. Сердце Москвы.

7. Город, основанный более 860 лет назад, в настоящее время столица России.

8. Какого цвета кирпич, из которого сложены стены Московского Кремля?

 

- В течение нескольких уроков мы совершали заочное путешествие по родной стране. Сегодня мы продолжим это увлекательное занятие и побываем  в одном из красивейших городов мира, расположенном на берегах реки Невы.

 - Наша задача не только полюбоваться его красотами, но и постараться запомнить историю рождения этого города, его достопримечательности, а также понять, почему он является гордостью нашего народа, государства.

- Этот город называют северной столицей нашего государства. И это неспроста. Он более 200 лет был столицей России. Как вы думаете, этот город находится южнее или севернее Москвы? (Он находится севернее, чем Москва.)

- Кто догадался, о каком городе идёт речь? (Санкт- Петербург). Какова будет тема нашего урока?
- Верно, сегодня мы продолжаем изучение раздела «Путешествия» и  отправимся в виртуальную экскурсию в северную столицу России – Санкт-Петербург.

Работа по теме урока

Слайд. - Перед вами открывается панорама одного из самых красивых города мира. Он стоит на реке Неве.

– Что еще вы знаете об этом городе?

– Приходилось ли вам бывать в Санкт-Петербуге? Что запомнилось? Давайте найдем этот город на карте.

Слайд. – Прочитайте слова, появившиеся на экране.

– Что обозначают эти названия? Почему их несколько?

Слайд. – Вспомним, что такое герб? Рассмотрим герб и флаг города, что на них изображено?

Слайд. - Перед вами портрет человека, основавшего Санкт-Петербург. Знаете ли вы кто это?

- Санкт-Петербург – один из немногих городов мира с точной датой рождения: 27 мая 1703 года в дельте Невы на Заячьем острове заложили крепость, получившую название Санкт – Питер – Бурх (Город Святого Петра.) Сооружение ее было закончено в небывало короткий срок – всего за четыре месяца.

Учебник стр. 111 (самостоятельное прочтение текста обучающимися)

 – Где стоит Петропавловская крепость?

 – Из чего сделаны её стены?

 – Что происходит в крепости ровно в полдень?

- Мы начинаем свое путешествие по Санкт-Петербургу.

Слайд. Так выглядит сейчас Петропавловская крепость, с которой началась застройка будущего города. Слайд. - Главным сооружением крепости является Петропавловский собор. На колокольне Петропавловского собора были впервые установлены куранты, приобретенные Петром I в Амстердаме. Петропавловский собор с его необычным золоченым шпилем долгое время считался самым высоким зданием в России.
Собор Петропавловской крепости – усыпальница всех российских императоров.

 

Слайд. – Петр I решил строить город по-особенному, не так, как все другие города в мире. Обычно любой город рождался постепенно и беспорядочно. Петербург же сразу застраивался по единому плану царя. А он любил всё прямое, чёткое и точное. Царь прочертил на карте три прямые линии, словно лучи, сходящиеся к Неве. Это были главные улицы. Одна из них стала потом Невским проспектом.

 

- Рассмотрите в учебнике план современного города, найдите Невский проспект, реку Неву. Сейчас в городе значительно возросло количество улиц, площадей, но сохранился их строгий порядок.

В современном Санкт-Петербурге проживает свыше 5 миллионов жителей. В летнее время численность населения значительно возрастает за счёт туристов, которые стремятся познакомиться с достопримечательностями старинного русского города.

 

Слайд. Проверка на слайде. Учебник стр. 112.

- Знаете ли вы эти достопримечательности? Назовите их.

Слайд.

– Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга. Свое название Дворцовая площадь получила в середине XVIII века, когда на берегу Невы возник Зимний дворец (слайд)– резиденция российских императоров. Ныне он входит в комплекс Государственного Эрмитажа, состоящий из пяти зданий.

Слайд. Для хранения быстро разраставшихся богатейших коллекций Екатерина II повелела возвести новое здание. К Зимнему дворцу был присоединен павильон, получивший название “Малый Эрмитаж”. Сейчас в Эрмитаже около трех миллионов экспонатов.

 

Слайд. В центре возвышается Александровская колонна (47,5 м), установленная в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Колонну назвали Александровской, в честь императора Александра I, в царствование которого была выиграна война.

На верхушке укрепили государственный флаг. Через два года туда водрузили скульптуру ангела.

 

Слайд. – Санкт-Петербург – колыбель русского флота.  Здание Адмиралтейства было заложено, как корабельная верфь Петром I, достроено только спустя 162 года. Так оно выглядит сейчас. Башня увенчана фигуркой парусника, которая является символом Петербурга.

К башне Адмиралтейства сходятся три основных магистрали: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховская улица.

Санкт-Петербург является крупным морским портом, поэтому на гербе города, кроме шпиля с двуглавым орлом, помещены морские якоря.

 

Слайд. - Невский проспект – главная улица Санкт – Петербурга. Все здания здесь имеют одинаковую высоту, хотя имеют различные сроки постройки. После возведения Зимнего дворца вышел указ 1762 года о том, что все строящиеся каменные здания не должны быть выше дворца.

 

Слайд. – Санкт-Петербург, будучи столичным городом, имеет высокую церковную культуру. Представление общего облика Санкт-Петербурга будет неполным, если не упомянуть о храмах, которые, несомненно, можно назвать образцами высокохудожественных  произведений искусства. Удивляет неподражаемое разнообразие архитектурных стилей. - На Невском проспекте находится Казанский собор, ставший памятником победы русского оружия над наполеоновской Францией. В соборе хранится одна из святынь русского православия – Казанская икона Божьей Матери. Собор Воскресения Христова (Спаса на крови).  Жемчужиной петербургского церковного зодчества является собор Смольного монастыря. Слайд.

 

– А сейчас мы окажемся у ворот чугунной ограды знаменитого летнего сада. Через год после начала строительства города Петр I велел заложить Летний сад. Это было невиданное диво для прежней России. Кругом и так стоял лес. Но царь приказал его вырубить, насыпать дорожки и посадить ровными рядами деревья, которые садовники стали подстригать. Между деревьями расставили мраморные скульптуры греческих богов, построили фонтаны. Из различных стран привозили в сад розы, тюльпаны, белые лилии…

– Там же в Летнем саду Пётр приказал построить ему летний дворец. Слайд.

Летний сад получился на славу и до сих пор радует петербуржцев и гостей города.

 

Слайд. -  Санкт - Петербург называют Северной Венецией. Но на самом деле, здесь количество мостов значительно больше, чем в Венеции, Амстердаме и Стокгольме из-за того, что в городе много рек и каналов.

В летнее время в Санкт- Петербург приезжает много туристов полюбоваться белыми ночами и увидеть как разводят мосты. 

Слайд. Белые ночи – время, когда от заката до рассвета так светло, что можно читать без лампы. Белые ночи начинаются в мае и заканчиваются в июле. На улицах почти столько же народа, сколько и днем. Люди любуются разводными мостами. Ночью, когда разводятся мосты, в город входят большие корабли. В пять часов утра все мосты сводятся и становятся продолжением улиц.

Дворцовый мост – разводной.

Но достопримечательностями этого города являются не только разводные мосты. Слайд. Например, очень известен мост, украшенный скульптурными композициями - Аничков мост, а у Египетского моста вы увидите сфинкса.

 

Прежде чем отправиться дальше, немного разомнемся. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (на слайде)

 

- Северную столицу, подобно драгоценному ожерелью, окружают пригороды, где расположены бывшие царские резиденции Потрясающее величие и роскошь придают они образу Северной столицы. Дворцы строились из камня, на века.

Слайд. Гранитная набережная и чугунная ограда удачно дополняют Михайловский замок.

 И по сей день чаруют своей красотой загородные дворцы императорской семьи в окрестностях Петербурга, окружённые живописными парками. Знаменит и очень красив Петергоф. Слайд.

Ансамбль Петергофа.

Слайд. Царское Село поражает фантастическим дворцом Елизаветы Петровны,  окружённым садами и парками.

Слайд. Неповторимый  Павловск – это творение Павла I и императрицы Марии Фёдоровны.

Слайд. Санкт-Петербург – город удивительных музеев. Одним из них является Кунсткамера – первый общественный музей. В его основу легли личные коллекции Петра I, включавшие редкие камни, чучела диковинных зверей, буддийские божества, анатомические препараты.

Слайд. Чтение стихотворения.

- Памятник А.С. Пушкину воздвигнут на площади, перед зданием Русского музеяОткрытие Русского музея состоялось 19 марта 1898 года. Государственный Русский музей располагает значительной коллекцией древнерусского искусства.

 (пустой слайд) - История создания этого монумента необычна. Место для установки выбрали на берегу Невы, близко от Адмиралтейства. Скульптор придумал выполнить фигуру Петра Великого в виде медного всадника на вздыбленном коне и установить на высеченном из скалы постаменте. На воплощение этого замысла ушло несколько лет. О каком памятнике идет речь, вы узнаете, прочитав на текст на стр. 112-113. После прочтения слайд.

Выполнение задания в парах. Примерные вопросы: (слайд)

 – Что такое монолит(прочитайте)

– Сколько человек вырубали камень из скалы?

 – Сколько времени на это было потрачено?

 – Каким способом камень доставили к воде?

 – Как его переправляли к нужному месту по воде?

 – Чем занимались мастера-каменотёсы во время переправы «Гром-камня»?

Закрепление изученного материала

На слайде: А) Найди герб Санкт-Петербурга

Б) Назови достопримечательности Санкт-Петербурга

Викторина по группам/рядам.

1. Как называется город, стоящий на Неве?

2. Кто был основателем Санкт-Петербуга?

3. В честь кого назван город Санкт-Петербуг?

4. Как иначе назывался этот город?

5. Как называется главный проспект Санкт-Петербуга?

6. С возведения какого сооружения началось строительство Санкт - Петербурга?

 7. Какой символ укреплён на шпиле Петропавловского собора и  Александровской колонны?

8. Как называется главная площадь Санкт-Петербуга?

9. В честь кого воздвигнут памятник «Медный всадник»?

Итог урока

 - Подведём итоги урока. Кто помнит, какие мы поставили перед собой задачи? Смогли ли мы их выполнить?

-Что мы теперь знаем о городе на Неве?

- О чём захотелось узнать больше? Сегодня мы смогли  познакомиться только с самыми основными достопримечательностями Северной столицы. Путешествие по этому уникальному городу можно продолжить, обратившись к детским журналам, энциклопедиям, материалам на электронных носителях, Интернету.

Домашнее задание: продолжить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу (по желанию), рабочая тетрадь стр. 40 (на слайде)

 

 

 


 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ

Москвы? (Он находится севернее, чем

Москвы? (Он находится севернее, чем

Слайд . Для хранения быстро разраставшихся богатейших коллекций

Слайд . Для хранения быстро разраставшихся богатейших коллекций

Северную столицу, подобно драгоценному ожерелью, окружают пригороды, где расположены бывшие царские резиденции

Северную столицу, подобно драгоценному ожерелью, окружают пригороды, где расположены бывшие царские резиденции

Итог урока - Подведём итоги урока

Итог урока - Подведём итоги урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2019