ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Тема урока: |
«Город на Неве» |
Цель урока: |
расширять представления детей о городах нашей страны на примере Санкт-Петербурга. |
Тип урока: |
Урок открытия новых знаний |
Задачи урока: |
Обучающие – познакомить с краткой историей возникновения города Санкт-Петербурга, с достопримечательностями Санкт-Петербурга, планом и гербом города; приобщить к работе со справочной, энциклопедической литературой и электронным материалом. Развивающие – расширить словарный запас обучающихся; развить умения правильно показывать объекты на физической карте России и читать план города; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы. Воспитательные – воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры. |
Формы работы: |
фронтальная, парная, индивидуальная. |
Оборудование и ресурсы урока: |
Учебник: Окружающий мир. 2 класс 2 часть (стр. 108 - 113), авторская презентация, ИКТ, здоровьесберегающие технологии. |
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Организационный этап |
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Чтение стихотворения. |
Актуализация знаний |
- Внимание на слайд. Герб какого города вы видите на слайде? (Герб Москвы) – Покажите этот город на карте России (учебник стр. 90-91) – Чтобы понять, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал, предлагаю выполнить кроссворд. По вертикали: 1. Он находится на Цветном бульваре. 3. Музей картин великих художников – Третьяковская … 4. Там находится телевизионный центр. 6. Культурное учреждение, которое прославилось на весь мир своими оперными и балетными постановками. 8. Как называются часы, по которым сверяет время вся наша страна. 9. Усыпальница В.И. Ленина, построенная из красного мрамора, находится на Красной площади. 10. Князь Юрий Долгорукий – … города Москвы. По горизонтали: 2. Первая пешеходная улица столицы. 5. Сердце Москвы. 7. Город, основанный более 860 лет назад, в настоящее время столица России. 8. Какого цвета кирпич, из которого сложены стены Московского Кремля?
- В течение нескольких уроков мы совершали заочное путешествие по родной стране. Сегодня мы продолжим это увлекательное занятие и побываем в одном из красивейших городов мира, расположенном на берегах реки Невы. - Наша задача не только полюбоваться его красотами, но и постараться запомнить историю рождения этого города, его достопримечательности, а также понять, почему он является гордостью нашего народа, государства. - Этот город называют северной столицей нашего государства. И это неспроста. Он более 200 лет был столицей России. Как вы думаете, этот город находится южнее или севернее Москвы? (Он находится севернее, чем Москва.) -
Кто догадался, о каком городе идёт речь? (Санкт- Петербург). Какова будет
тема нашего урока? |
Работа по теме урока |
Слайд. - Перед вами открывается панорама одного из самых красивых города мира. Он стоит на реке Неве. – Что еще вы знаете об этом городе? – Приходилось ли вам бывать в Санкт-Петербуге? Что запомнилось? Давайте найдем этот город на карте. Слайд. – Прочитайте слова, появившиеся на экране. – Что обозначают эти названия? Почему их несколько? Слайд. – Вспомним, что такое герб? Рассмотрим герб и флаг города, что на них изображено? Слайд. - Перед вами портрет человека, основавшего Санкт-Петербург. Знаете ли вы кто это? - Санкт-Петербург – один из немногих городов мира с точной датой рождения: 27 мая 1703 года в дельте Невы на Заячьем острове заложили крепость, получившую название Санкт – Питер – Бурх (Город Святого Петра.) Сооружение ее было закончено в небывало короткий срок – всего за четыре месяца. Учебник стр. 111 (самостоятельное прочтение текста обучающимися) – Где стоит Петропавловская крепость? – Из чего сделаны её стены? – Что происходит в крепости ровно в полдень? - Мы начинаем свое путешествие по Санкт-Петербургу. Слайд.
Так выглядит сейчас Петропавловская крепость, с которой началась застройка
будущего города. Слайд. - Главным
сооружением крепости является Петропавловский собор. На колокольне
Петропавловского собора были впервые установлены куранты, приобретенные
Петром I в Амстердаме. Петропавловский собор с его необычным золоченым шпилем
долгое время считался самым высоким зданием в России.
Слайд. – Петр I решил строить город по-особенному, не так, как все другие города в мире. Обычно любой город рождался постепенно и беспорядочно. Петербург же сразу застраивался по единому плану царя. А он любил всё прямое, чёткое и точное. Царь прочертил на карте три прямые линии, словно лучи, сходящиеся к Неве. Это были главные улицы. Одна из них стала потом Невским проспектом.
- Рассмотрите в учебнике план современного города, найдите Невский проспект, реку Неву. Сейчас в городе значительно возросло количество улиц, площадей, но сохранился их строгий порядок. В современном Санкт-Петербурге проживает свыше 5 миллионов жителей. В летнее время численность населения значительно возрастает за счёт туристов, которые стремятся познакомиться с достопримечательностями старинного русского города.
Слайд. Проверка на слайде. Учебник стр. 112. - Знаете ли вы эти достопримечательности? Назовите их. Слайд. – Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга. Свое название Дворцовая площадь получила в середине XVIII века, когда на берегу Невы возник Зимний дворец (слайд)– резиденция российских императоров. Ныне он входит в комплекс Государственного Эрмитажа, состоящий из пяти зданий. Слайд. Для хранения быстро разраставшихся богатейших коллекций Екатерина II повелела возвести новое здание. К Зимнему дворцу был присоединен павильон, получивший название “Малый Эрмитаж”. Сейчас в Эрмитаже около трех миллионов экспонатов.
Слайд. В центре возвышается Александровская колонна (47,5 м), установленная в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Колонну назвали Александровской, в честь императора Александра I, в царствование которого была выиграна война. На верхушке укрепили государственный флаг. Через два года туда водрузили скульптуру ангела.
Слайд. – Санкт-Петербург – колыбель русского флота. Здание Адмиралтейства было заложено, как корабельная верфь Петром I, достроено только спустя 162 года. Так оно выглядит сейчас. Башня увенчана фигуркой парусника, которая является символом Петербурга. К башне Адмиралтейства сходятся три основных магистрали: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховская улица. Санкт-Петербург является крупным морским портом, поэтому на гербе города, кроме шпиля с двуглавым орлом, помещены морские якоря.
Слайд. - Невский проспект – главная улица Санкт – Петербурга. Все здания здесь имеют одинаковую высоту, хотя имеют различные сроки постройки. После возведения Зимнего дворца вышел указ 1762 года о том, что все строящиеся каменные здания не должны быть выше дворца.
Слайд. – Санкт-Петербург, будучи столичным городом, имеет высокую церковную культуру. Представление общего облика Санкт-Петербурга будет неполным, если не упомянуть о храмах, которые, несомненно, можно назвать образцами высокохудожественных произведений искусства. Удивляет неподражаемое разнообразие архитектурных стилей. - На Невском проспекте находится Казанский собор, ставший памятником победы русского оружия над наполеоновской Францией. В соборе хранится одна из святынь русского православия – Казанская икона Божьей Матери. Собор Воскресения Христова (Спаса на крови). Жемчужиной петербургского церковного зодчества является собор Смольного монастыря. Слайд.
– А сейчас мы окажемся у ворот чугунной ограды знаменитого летнего сада. Через год после начала строительства города Петр I велел заложить Летний сад. Это было невиданное диво для прежней России. Кругом и так стоял лес. Но царь приказал его вырубить, насыпать дорожки и посадить ровными рядами деревья, которые садовники стали подстригать. Между деревьями расставили мраморные скульптуры греческих богов, построили фонтаны. Из различных стран привозили в сад розы, тюльпаны, белые лилии… – Там же в Летнем саду Пётр приказал построить ему летний дворец. Слайд. Летний сад получился на славу и до сих пор радует петербуржцев и гостей города.
Слайд. - Санкт - Петербург называют Северной Венецией. Но на самом деле, здесь количество мостов значительно больше, чем в Венеции, Амстердаме и Стокгольме из-за того, что в городе много рек и каналов. В летнее время в Санкт- Петербург приезжает много туристов полюбоваться белыми ночами и увидеть как разводят мосты. Слайд. Белые ночи – время, когда от заката до рассвета так светло, что можно читать без лампы. Белые ночи начинаются в мае и заканчиваются в июле. На улицах почти столько же народа, сколько и днем. Люди любуются разводными мостами. Ночью, когда разводятся мосты, в город входят большие корабли. В пять часов утра все мосты сводятся и становятся продолжением улиц. Дворцовый мост – разводной. Но достопримечательностями этого города являются не только разводные мосты. Слайд. Например, очень известен мост, украшенный скульптурными композициями - Аничков мост, а у Египетского моста вы увидите сфинкса.
Прежде чем отправиться дальше, немного разомнемся. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (на слайде)
- Северную столицу, подобно драгоценному ожерелью, окружают пригороды, где расположены бывшие царские резиденции Потрясающее величие и роскошь придают они образу Северной столицы. Дворцы строились из камня, на века. Слайд. Гранитная набережная и чугунная ограда удачно дополняют Михайловский замок. - И по сей день чаруют своей красотой загородные дворцы императорской семьи в окрестностях Петербурга, окружённые живописными парками. Знаменит и очень красив Петергоф. Слайд. Ансамбль Петергофа. Слайд. Царское Село поражает фантастическим дворцом Елизаветы Петровны, окружённым садами и парками. Слайд. Неповторимый Павловск – это творение Павла I и императрицы Марии Фёдоровны. Слайд. Санкт-Петербург – город удивительных музеев. Одним из них является Кунсткамера – первый общественный музей. В его основу легли личные коллекции Петра I, включавшие редкие камни, чучела диковинных зверей, буддийские божества, анатомические препараты. Слайд. Чтение стихотворения. - Памятник А.С. Пушкину воздвигнут на площади, перед зданием Русского музея. Открытие Русского музея состоялось 19 марта 1898 года. Государственный Русский музей располагает значительной коллекцией древнерусского искусства. (пустой слайд) - История создания этого монумента необычна. Место для установки выбрали на берегу Невы, близко от Адмиралтейства. Скульптор придумал выполнить фигуру Петра Великого в виде медного всадника на вздыбленном коне и установить на высеченном из скалы постаменте. На воплощение этого замысла ушло несколько лет. О каком памятнике идет речь, вы узнаете, прочитав на текст на стр. 112-113. После прочтения слайд. Выполнение задания в парах. Примерные вопросы: (слайд) – Что такое монолит? (прочитайте) – Сколько человек вырубали камень из скалы? – Сколько времени на это было потрачено? – Каким способом камень доставили к воде? – Как его переправляли к нужному месту по воде? – Чем занимались мастера-каменотёсы во время переправы «Гром-камня»? |
Закрепление изученного материала |
На слайде: А) Найди герб Санкт-Петербурга Б) Назови достопримечательности Санкт-Петербурга Викторина по группам/рядам. 1. Как называется город, стоящий на Неве? 2. Кто был основателем Санкт-Петербуга? 3. В честь кого назван город Санкт-Петербуг? 4. Как иначе назывался этот город? 5. Как называется главный проспект Санкт-Петербуга? 6. С возведения какого сооружения началось строительство Санкт - Петербурга? 7. Какой символ укреплён на шпиле Петропавловского собора и Александровской колонны? 8. Как называется главная площадь Санкт-Петербуга? 9. В честь кого воздвигнут памятник «Медный всадник»? |
Итог урока |
- Подведём итоги урока. Кто помнит, какие мы поставили перед собой задачи? Смогли ли мы их выполнить? -Что мы теперь знаем о городе на Неве? - О чём захотелось узнать больше? Сегодня мы смогли познакомиться только с самыми основными достопримечательностями Северной столицы. Путешествие по этому уникальному городу можно продолжить, обратившись к детским журналам, энциклопедиям, материалам на электронных носителях, Интернету. Домашнее задание: продолжить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу (по желанию), рабочая тетрадь стр. 40 (на слайде)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.