Презентация и разработка "О, дивный остров Валаам".
Оценка 4.7

Презентация и разработка "О, дивный остров Валаам".

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
история
9 кл—11 кл
02.09.2017
Презентация и разработка "О, дивный остров Валаам".
Публикация является частью публикации:
О, дивный остров Валаам.docx
О, дивный остров Валаам. 1 ведущий.     В северной части Ладожского озера есть остров Валаам. Место известное и почитаемое  многими, как центр русской духовной культуры. История монастыря, расположенного на  острове, начинается с начала XV века, однако, согласно преданию, еще апостол Андрей,  который шел с проповедью Христовой с юга на север, добрался до архипелага и установил на  Валааме каменный крест.     Валаам много раз переходил от шведов к русским и обратно, пока, наконец, в 1721 году по  Ништадскому мирному договору Швеция признала эти территории российскими. Спасо­ Преображенский монастырь расцвел к XIX веку, когда Валаам стал частью Великого княжества  Финляндского в составе Российской империи. Сюда любили приезжать российские императоры,  природа острова тянула к себе цвет петербургской интеллигенции, художников, поэтов,  музыкантов. Остров и монастырь на нём стали для России символом, местом поклонения для  тысяч паломников со всей страны.     2 ведущий. После Октябрьской революции и вплоть до 1940 года Валаам территориально принадлежал  Финляндии. Остров образно величали Северным Афоном. Началась «зимняя» война». В  монастыре срочно готовят большой обоз. Все, что только можно было спасти от поругания и  уничтожения и 28 февраля, в ночь (боялись налета нашей авиации), обоз двинулся по льдам  Ладоги на материк, в сторону Ланденпохьи. В том же году удалось купить землю — «поместье  Паппиниеме» (по наименованию озера, его окружающего) и начать обустраиваться. И возникает  новый монастырь. Он и название получает Ново­Валаамский. 3 ведущий.    В 1940 году по приказу наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова на острове Валааме была создана  школа боцманов Военно­морского флота. Тогда же, в Военно­морском училище им. Фрунзе  города Ленинграда из мальчишек, мечтавших стать юнгами, были отобраны 125, которые в  сентябре 1940 года колесным пароходом Володарский были доставлены на Валаам, где в  качестве эксперимента была создана 3­я рота из подростков 15­17 лет. Так появилась первая в  истории СССР рота юнг или, как тогда говорили, юнгов. Школа располагалась в помещениях Валаамского монастыря, незадолго до этого покинутого  монахами. Курсанты и юнги своими руками переоборудовали строения под учебные классы,  кубрики, камбуз. Некоторым юнгам из­за маленького роста было сложно подобрать форму: даже самые маленькие по размеру брюки складывались гармошкой, а форменка свисала с плеч. Ротой  юнг командовал младший лейтенант Адольф Теодорович Генрих. А самым любимым  командиром у юных боцманят был политрук роты Даниил Сергеевич Лапин орденоносец, герой  финской кампании. Мальчишки во многом старались быть похожими на него. Ребята мечтали о море, а знать и уметь военному моряку надо много, потому юнги очень  серьезно относились к учебе. 23 февраля 1941 года курсанты 2­й роты и юнги приняли военную  присягу и прикрепили к своим бескозыркам ленточки с надписью Школа боцманов ВМФ.    1 ведущий. В навигацию 1941 года личный состав школы проходил практику на шлюпках и кораблях в  Ладожском озере, где курсанты и юнги узнали от посыльных о начале войны. Занятия в Школе  боцманов прекратились. Началась усиленная подготовка личного состава к отражению  вражеского десанта. 12 сентября 1941 года вышел приказ 0042 командующего Ленинградского  фронта Г.К. Жукова «Гарнизон Валаама (школа юнг и боцманов) обратить на усиление  Шлиссельбургского укрепленного сектора». 16 сентября генерал­майор Ненашев и комиссар 4­й бригады морской пехоты Вайдо подписали приказа о создании 1­й стрелковой роты морской пехоты, куда вошла часть воспитанников школы боцманов, из них 51 юнга. С выходом финских  войск к Северному побережью Ладожского озера началась эвакуация гарнизона острова Валаам.  2 ведущий. Часть юнг (51 человек) вместе с курсантами 2­ой роты школы боцманов были переброшены из  Осиновца на ст. Мельничный Ручей. Получив там оружие и боеприпасы по 40 кг веса на каждого, под палящим солнцем, в полном обмундировании они совершили марш­бросок в 50 километров  по проселочным дорогам до Невской Дубровки. В составе 1­й отдельной стрелковой роты 3­го  батальона 4­й бригады морской пехоты им предстояло форсировать Неву и вести тяжелые  кровопролитные бои за плацдарм на левом берегу, известный всем как Невский пятачок. Размер  этого ключевого плацдарма невелик – 800 м от линии берега и 2 км вдоль реки. Согласно  подсчетам историков, за один день на этот клочок земли сбрасывалось по 52 тысячи снарядов и  бомб. Рота состояла из 207 человек, одну четвертую часть которой составляли юнги.  3 ведущий. Боевое крещение юнги и курсанты школы боцманов получили в ночь с 26 на 27 сентября 1941  года. Форсируя Неву, юные десантники понесли первые потери, попав под шквальный  пулеметный, минометный и артиллерийский обстрел. Те, кто шел впереди, успели пересечь  Неву, и бойцы укрылись за обрывистым левым берегом. Второму эшелону повезло меньше,  многих накрыли вражеские снаряды. С рассветом десантникам для расширения плацдарма  броском предстояло преодолеть поле, выбить противника из окопов, пересечь дорогу между 8­й  ГЭС и деревней Арбузово, после, окопавшись у леса, ждать подкрепления. Под яростным огнем  гитлеровцев, теряя товарищей, курсанты и юнги сумели в этот день ворваться во вражеские  траншеи, откуда штыком и прикладом выбили немецких солдат. На следующий день фашистские репродукторы со стороны д. Арбузово вещали Русски мальшик! Сдавайс! Ви отрезан! 1 ведущий.    Эти мальчишки вместе с моряками не раз поднимались в атаку, участвуя в рукопашных  схватках с таким противником, как знаменитая 7­я парашютно­десантная дивизия, гордившаяся  тем, что за сутки завоевала остров Крит, отбив его у англичан. После кровопролитных боев на  нашей земле десантники элитной дивизии Гитлера говорили: Лучше три раза прыгать на остров  Крит, чем провести один бой в России. Тогда, в последние сентябрьские дни, курсантам и юнгам  приходилось по восемь раз в день бросаться в рукопашные схватки с гитлеровцами. Каждый раз  перед очередным боем мальчишки натягивали онемевшими от усталости руками на головы  бескозырки символ морской доблести и отваги и шли в штыковую атаку, наводя ужас на врага. В этих жестоких боях моряки понесли огромные потери. 2 ведущий.    Из 1000 морских пехотинцев, переправленных на плацдарм, за первые 10 дней боев потери  составили около 800 человек убитыми и ранеными. Из 3225 бойцов и командиров 4­й бригады  морской пехоты, переправленных на пятачок, в ночь на 5 ноября (менее чем через два месяца!)  на правый берег было отправлено 117 человек и еще 37 остались на плацдарме. Это все, что  осталось от соединения. Из 50 юнг в живых осталось около половины! Светлая память  погибшим… 3 ведущий.    По приказу Наркома ВМФ СССР, зимой 1942 года в Ленинграде были созданы школа  корабельных боцманов КБФ, располагавшаяся на учебном судне Комсомолец, и школа боцманов торпедных катеров КБФ, располагавшаяся на базе плавсостава им. С.М. Кирова, куда попали  юнги, воевавшие в Ладожской военной флотилии и оставшиеся в живых. Осенью 1942 года  курсантов школы корабельных боцманов вновь бросили в район Невской Дубровки. Спустя  месяц боев на плацдарме курсанты возвращались к месту учебы на судно Комсомолец. После  выполнения боевого задания героев Невского пятачка, проходивших по набережной с  автоматами на плече, с кораблей приветствовали горнисты, играя большой сбор. Весной 1943  года курсанты школы, получив старшинские звания, продолжили службу на кораблях ВМФ. 1 ведущий.  Сто батарей гремело сдуру, Слепой тротил крушил, крушил Земли изодранную шкуру, И мертвый снег запорошил. Но нет забвенья, нет забвенья Тому, кто в этом был аду. И памяти подразделенья Равняются на холоду. 2 ведущий.    Погибшим морякам на острове Валаам поставлен памятник.   3 ведущий.  На месте боёв до нашего времени находят останки погибших и предают земле. Как сказал  Александр Васильевич Суворов, «Война не закончилась, пока не похоронен последний солдат». 1 ведущий  После войны на острове было организовано коллективное хозяйство, которое использовало  монастырские угодья и остатки инвентаря. В 1950 году по указу Верховного Совета Карело­ Финской ССР Дом инвалидов войны и труда открыли  на Валааме, разместив инвалидов в  бывших монастырских зданиях. Типичная ситуация, которую видим по документам: солдат  возвращается с войны без ног, родственников нет – убиты по пути в эвакуацию, или есть –  старики родители, которым самим требуется помощь. Вчерашний солдат мыкается­мыкается, а  потом машет на всё рукой и пишет в Петрозаводск: прошу отправить меня в дом инвалидов.  После этого представители местной власти производят осмотр бытовых условий и  подтверждают (или не подтверждают) просьбу товарища. И только после этого ветеран  отправлялся на Валаам. Как рассказывают те, кто еще помнит те времена, первая партия  поселенцев в новом доме состояла из 500 человек. Это были разные инвалиды — без рук, без ног, ослепшие и оглохшие. Привезли и самых тяжелых, т.н. «самоваров» — фронтовиков,  потерявших и руки, и ноги. 2 ведущий. Валаамский гость Листопад... Пожелтевшие лица. И опять — листопад, листопад... Вам случилось с войны возвратиться, матерясь в полумрак невпопад. Листопад над землей Валаама. Облетает задумчивый сад интернатский. Распахнуты рамы — инвалиды встречают закат. Вам случилось безжалостно выжить, половину себя потеряв. Выше голову! Голову выше! Появился художник в дверях! Он берет свой снимает устало. Он волшебный берет карандаш. Он рисует. Питается мало. Он ваш брат и спаситель он ваш. Плещет Ладога мелкой волною. Молчаливый, он тихо встает. Ваше горе своею виною он, рыдая, потом назовет. И, вгрызаясь в московские будни, как в полярные льды ледокол, никогда он о вас не забудет —  ни о ком! 3 ведущий. В 1974 году на остров Валаам прибыл художник Геннадий Добров. Он общался с оставшимися в  живых ветеранами, нарисовал ряд портретов. 1 ведущий. Неизвестный солдат. Никто ничего не знает о жизни этого человека. В результате тяжелейшего ранения он потерял  руки и ноги, лишился речи и слуха. Война оставила ему только возможность видеть.  2 ведущий. Рассказ танкиста. А я войну прошел всю в танке,  В железном кованом коне,  И закипал в нем, словно в банке,  В забитой намертво броне.  И снова мы идем в атаку,  Снаряды падают дождем,  Дает на всю механик газу,  И верим, все же не умрем. . Давайте встанем, помолчим,  Танкистов павших всех помянем,  Их танк всегда на всех один  Стоит броней на пьедестале.  3 ведущий. Ранен при защите СССР. Александр Подосенов в 17 лет добровольцем ушел на фронт. В Карелии был ранен пулей в  голову навылет. На острове Валаам, на Ладожском озере, жил все послевоенные годы,  парализованный, неподвижно сидящий на подушках. 1 ведущий. Защитник Ленинграда. Александр Амбаров, пехотинец. Дважды во время ожесточенный бомбежек он оказывался  заживо погребенным. Почти не надеясь увидеть его живым, товарищи откапывали воина.  Подлечившись, он снова шел в бой.   2 ведущий. Старый воин.  Ратник трех войн: русско­японской (1904­1905 гг.), Первой мировой (1914­1918 гг.), Второй  мировой (1939­1945 гг.) Когда художник рисовал Михаила Казанкова, тому исполнилось 90 лет.  Кавалер двух Георгиевских крестов за Первую мировую войну, воин закончил свою геройскую  жизнь на острове Валаам.  3 ведущий. Рассказы о медалях. Ощупью движутся пальцы по поверхности медалей на груди Ивана Забары. Вот они нащупали  медаль «За оборону Сталинграда» «Там был ад, но мы выстояли», ­ сказал солдат. И его словно  высеченное из камня лицо, плотно сжатые губы, ослепленные пламенем глаза подтверждают эти  скупые, но гордые слова, которые прошептал он на острове Валаам. 1 ведущий. Партизан. Виктор Лукин сначала воевал в партизанском отряде. В конце войны сражался с врагами  в армии. Война не пощадила никого. 2 ведущий. Старая рана. В одном ожесточенном бою был тяжело ранен солдат Андрей Фоминых из дальневосточного  города Южно­Сахалинска. Прошли годы, давно залечила земля свои раны, но так и не зажила  рана бойца. И так он и не доехал до своих родных мест. Далеко остров Валаам от Сахалина. Ох,  далеко... 3 ведущий. Опалённая войной. Фронтовая радистка Юлия Еманова. Деревенская девушка, добровольцем ушедшая на фронт.  1 ведущий. Жизнь, прожитая… Есть жизни, выделяющиеся особой чистотой, нравственностью и героизмом. Такую жизнь  прожил Михаил Звездочкин. С паховой грыжей он добровольцем ушел на фронт. Командовал  артиллерийским расчетом. Войну закончил в Берлине. Жизнь ­ на острове Валаам 2 ведущий. Возвращение с прогулки. Разведчица Серафима Комиссарова. Сражалась в партизанском отряде в Белоруссии. Во время  выполнения задания зимней ночью вмерзла в болото, где её нашли только утром и буквально  вырубили изо льда.  3 ведущий. Стараниями братии на Игуменском кладбище в 2011 году воздвигнут памятный крест­ мемориал с именами почивших с 1950­го по 1984 год воинов­инвалидов, получивших особо  тяжкие увечья. В настоящее время на Игуменском кладбище продолжаются работы,  устанавливаются памятные знаки на могилах ветеранов войны. Обитель проводит планомерную  работу по поиску и сопоставлению документов, с помощью которых можно определить места  захоронений и имена ветеранов­инвалидов.

Презентация и разработка "О, дивный остров Валаам".

Презентация и разработка "О, дивный остров Валаам".

Презентация и разработка "О, дивный остров Валаам".

Презентация и разработка "О, дивный остров Валаам".

Презентация и разработка "О, дивный остров Валаам".

Презентация и разработка "О, дивный остров Валаам".

Презентация и разработка "О, дивный остров Валаам".

Презентация и разработка "О, дивный остров Валаам".

Презентация и разработка "О, дивный остров Валаам".

Презентация и разработка "О, дивный остров Валаам".

Презентация и разработка "О, дивный остров Валаам".

Презентация и разработка "О, дивный остров Валаам".
Скачать файл