Презентация и разработки уроков. Уроки-практикумы по творчеству Л.Толстого ( Литература, 7 класс)
Оценка 4.8

Презентация и разработки уроков. Уроки-практикумы по творчеству Л.Толстого ( Литература, 7 класс)

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
doc
русская литература
7 кл
15.01.2017
Презентация и разработки уроков. Уроки-практикумы по творчеству Л.Толстого ( Литература, 7 класс)
Уроки - практикумы по Л.Толстому.doc

Урок – практикум

1. Актуализация знаний.

ЭПИГРАФ:

  Не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.

            М.Горький. (История русской литературы).

   Творчество Толстого – одна из самых ярких страниц в истории русской литературы. В чём заключается гениальность Толстого? Выражаясь словами Горького, можно сказать, что Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература. Свыше двухсот произведений написано Толстым.

ü Кто же этот удивительный человек, какую жизнь он прожил?

Просмотр видеофильма

Мы познакомились с биографией Л.Толстого. Можем ли мы сказать, каким человеком он был?

II. Задания.

23-86-1m[1]

Н.Н.Ге. Портрет Л.Н.Толстого

 

 
Задание 1.«Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строго судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».  (В. Г. Маранцман).

1.Каким человеком изображён Л. Н. Толстой на портрете Н.Н. Ге?

2. Как вы понимаете значение слов «проповедник» и «пророк»?

Задание 2. «Мы ночевали у 95-летнего солдата, которому довелось служить при Николае I. Он рассказывал, что тогда на 50 палок и порток не снимали; а 150, 200, 300…насмерть запарывали…  недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух их полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко с языка не сходило. Палки, палки! И солдаты прозвали  Николая Палкиным. Николай Павлович, а они говорят Николай Палкин.  Так и пошло прозвище… Унтер-офицеры до смерти убивали  солдат молодых. И никому взыску не было».

     «Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, — нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрьм, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.

Если мы не будем говорить: зачем поминать и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь». (Л.Н.Толстой «Николай Палкин»).

1. Что Л.Н.Толстой считал самым важным в жизни?

2. Для чего, с точки зрения Л.Н.Толстого, надо помнить прошедшее?

3. Как вы понимаете выражение «Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее»?

4. Можете ли вы объяснить причину обращения Л.Н.Толстого к эпохе Николая I?

Задание 3. ««Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь. Одно помогает другому. А потому, если разум не помогает доброй жизни, это не настоящий разум. И если жизнь не помогает разуму, то это не добрая жизнь.

Мы все знаем, что живем не так, как надо, и не так, как мы могли бы жить. И потому всегда надо помнить, что жизнь может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем только, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя её, а затем, чтобы  стараться, с каждым днём и с каждым часом становиться хоть немного лучше, исправляя её.

В этом самое главное и самое радостное дело в жизни.

…Слово – великое дело. Как небольшой огонь может сжечь целые деревни, таки от одного слова может сделаться большое несчастье. Берегись то такого слова, которое разъединяет людей.

…Надо не поддаваться тому, что делают другие, а жить своим умом. Не беда, если мы смеемся, сами не зная чему, когда другой человек смеется, и если, глядя на того, кто зевает, и сами зеваем, но плохо то, когда мы поддаёмся злому чувству того человека, который злится на нас, обижает нас. Он злится, и мы злимся. А тут-то и дороже всего не поддаваться злому чувству, а, напротив, добротой ответить на злобу. Если со злыми людьми будешь такой же, как они, то сделаешься скоро злым и с добрыми людьми.

Когда один человек нападает на другого, обижает его, он этим зажигает в другом чувство ненависти, корень всякого зла. И потому непротивление злу злом есть единственное средство победить его.

…Верьте себе и живите так, напрягая все свои силы на одно: на проявление в себе Бога, и вы сделаете всё, что можно сделать для своего блага и для блага всего мира».

      «Любовное отношение ко всему живущему – прежде всего, разумеется, к человеку, к ближайшим из них… есть признак участия в общем деле; возбуждение в себе и в других вражды, ненависти есть противодействия общему делу».

    «Чувствуя чужие страдания , как свои, …можно и должно найти тот путь, при котором будет легко. И это будет тогда, когда я сделал всё, зависящее от меня для облегчения страданий других».

      «Как следит атлет за увеличением мускулов, так следи за увеличением любви или хоть, по крайней мере, за уменьшением злобы и лжи, и будет полная, радостная жизнь».   (Л.Н.Толстой).

1. Что Л.Н.Толстой понимает под «доброй жизнью»?

2. К чему, по мнению Л.Н.Толстого, должен стремиться человек в своей жизни?

3. Каково значение слова в человеческой жизни?

4. Что значит «жить своим умом»?

5. Как, по Л.Н.Толстому, можно победить в мире зло?

6. Как вы понимаете выражение «проявление в себе Бога»?

Задание 4. «28 июня 1904 г. Вспомнил военную выправку при Николае Павловиче (…трех забей, одного выучи), вспомнил крепостное право и то испытанное мною отношение к человеку, как к вещи, к животному, полное отсутствие сознания братства. Это главное в том, что я хотел бы написать о Николае I и декабристах». (Дневниковые записи Л. Н. Толстого).

1. С каким чувством Л.Н.Толстой вспоминает отношение к человеку, как к вещи, животному, царившее во времена крепостного права?

2. Почему впечатления юности не покидают Л. Н. Толстого и в зрелом возрасте? В чём, по-вашему, заключается их связь с рассказом «После бала»?

Задание 5. «…Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред – в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.

Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют…» ( Л.Н.Толстой «Стыдно!» 1895 г.)

«Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастаются самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и наслаждаются в присущем каждому человеку чувстве угнетения... Стыдно!»

1. О каком страшном нравственном искалечении говорит Л.Н.Толстой в своей статье?

2. Почему писателю жалко злых людей? Считает ли он их полноценными людьми?

Задание 6. «…этот в молодости страстный, увлекающийся и гордый человек в старости, благодаря неустанному самосовершенствованию, самокритике, самодисциплине, достиг исключительно высокого морального уровня. Сам-то он расценивал себя невысоко, но зато всем, кто сталкивался с ним, было ясно, что перед ними – не только большой писатель, мыслитель, но и высокий и чистый духом человек». (В.Ф.Булгаков).

1.Благодаря чему Л.Н.Толстой к старости достиг исключительно высокого морального уровня?

2. Что можно сказать о человеке, который сам себя оценивает невысоко, а окружающие уважают его?

3. Как вы понимаете слова «высокий и чистый духом человек»?

Картинка 79 из 42356Задание 7. В 1847 году Толстой составляет для себя правила, некий «моральный кодекс»:

«1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что.

  2. Что исполняешь, исполняй хорошо.

  3. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

  4. Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможною силою.

  5. Не заботься о одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь…Занимайся более сам собою, чем мнением других. Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош…

  6. Ищи в людях всегда хорошую сторону, а не дурную.

  7. Всегда говори правду

       8. Будь полезен, сколько ты можешь, отечеству…»

1. Что вы можете сказать о  Л.Толстом как человеке?

2. Как Л.Толстой относился к себе?

Ш. Творческая мастерская.

Задание. Напишите сочинение на тему «Каким я представляю себе Л.Н.Толстого».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок – практикум «Композиция рассказа Л.Н.Толстого «После бала» ».

I.  Актуализация знаний.

Прочитайте  отрывок из стихотворения Ю.  Левитанского. О каком важном событии в жизни человека говорится в нём?

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

            (Ю. Левитанский)

Постарайтесь определить тему и задачи урока.

II. Практическая работа.

Вопросы.

1. Каковы жизненные источники рассказа «После бала»?

2. Почему Л.Н.Толстой на закате своей жизни вспоминает случай из далёкой юности?

3.Что такое композиция художественного произведения?

4. Кто является рассказчиком в произведении Л.Н.Толстого?

5. Что необычного в построении рассказа «После бала»? Почему его можно назвать «рассказ в рассказе»?

6. Какой художественный принцип лежит в основе композиции рассказа? Какую идейную, смысловую роль он играет?

III. Практическая работа. Задания.

Задание 1. «Композиционная роль обрамления в рассказе Толстого велика: именно здесь сообщается о философском споре, в котором участвует  Иван Васильевич, а его рассказ о своей жизни есть только разъяснение его жизненной позиции» (М.А.Рыбникова).

1. Как вы думаете, можно ли поставить знак равенства между понятиями «рассказ  Л.Н.Толстого» и «рассказ Ивана Васильевича»? Обоснуйте свою точку зрения.

2. О чём идёт речь в споре, участником которого является рассказчик?

3. Какую позицию в споре занимает Иван Васильевич? Какую мысль он пытается донести в повествовании о своей жизни?

Задание 2. «Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: бала у губернского предводителя и наказания солдата. Противопоставленные друг другу, эти эпизоды органически друг с другом связаны,  так как развивают единую художественную идею».        

                                                                                         (Г.И.Беленький).

1. Какой художественный принцип лежит в основе рассказа Л.Н.Толстого?

2. Контраст – основа композиции рассказа «После бала». Заполните таблицу, внимательно прочитав текст.

  Наблюдения

     На балу

  После бала

Краски

 

 

Звуки

 

 

Психологическое состояние рассказчика

 

 

Обстановка

 

 

Герои (полковник, солдат)

 

 

3. Почему контрастные эпизоды «органически друг с другом связаны»?

4. Какую идею они развивают?

Задание 3. «Толстой мастерски использовал в своём произведении возможности художественной детали». (Н. Ломунов).

1. Объясните значение таких деталей, как отсутствие боевых наград у полковника, его «неуставные» сапоги и замшевая перчатка.

2. Подумайте, почему наказываемый был татарином  и когда происходила казнь.

Задание 4. «При описании наружности действующих лиц  Толстой точен, прост и возможно краток, выбирая только немногие маленькие никем не замеченные, личные особенные черты , вплетая их в движение событий, в живую ткань действия». (Д.С.Мережковский).

1. Что подчёркивает рассказчик в портрете Вареньки на балу? Какие личные, особенные её черты говорят о большом чувстве к ней героя?

2. Из каких двух частей состоит портретная характеристика полковника? Почему?

3. Почему при описании наказанного солдата-татарина Л.Н.Толстой большое внимание уделяет краскам и движению героя?

IV. Подведение итогов. Творческая мастерская.

Задание. А.де Сент – Экзюпери писал: «Суди себя сам. Это самое трудное. Если ты сможешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

- Как слова А.де Сент – Экзюпери перекликаются с рассказом «После бала»?

V.   Рефлексия.

Закончите предложения:

Интересным было…

Трудным было…

Новым было…

VI. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок – практикум «Образ рассказчика в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Моральная ответственность человека за всё происходящее».

I. Актуализация знаний. Определение целей и задач урока.

«Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего» (Л.Толстой) ключевыми словами будут близкие по значению – милосердие, поддержка, помощь.

II. Практическая работа.

Вопросы.

1.Какими деталями Л.Н.Толстой подчёркивает восторженность и впечатлите-льность главного героя?

2. Какое главное чувство владеет Иваном Васильевичем на заре жизни?

3. Прав ли рассказчик, считающий Вареньку причастной к злу, совершённо-му её отцом?

4. Какова жизненная позиция рассказчика?

5. Смог ли герой не подчиниться условиям жизни, сохранить в себе нравственную чистоту и собственные убеждения?

6.За что окружающие люди уважают Ивана Васильевича?

7. Какую мысль проводит Л.Н.Толстой  вместе со своим героем в рассказе «После бала»?

III. Задания.

Задание 1.«Основным объектом рассказа является внутреннее чувство героя, его ощущение мира». (Г.И.Беленький).

1.Проследите, как меняются чувства героя на протяжении всего рассказа. Каким видится герою мир во время бала и после него?

2. Какое синтаксическое средство выразительности использует автор, чтобы показать, как растёт чувство влюблённости героя? «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способен на одно добро».

3. Что вызывало в герое стыд, тоску, почти физическую тошноту и отвращение?

Задание 2. «Герой не может любить просто одного человека – ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком.  Когда же он сталкивается в этом мире с чем-то, что не может принять и полюбить, рушится всё его ощущение гармоничности, цельности мира – и он предпочитает не любить никак, чем любить частично». (С.Волков).

1. Почему Иван Васильевич не только порывает с любимой девушкой, но и охладевает к военной службе и службе вообще?

2. Почему герой не вмешивается в происходящее, не заступился за истязаемого солдата?

3. Чему посвятил свой жизненный путь рассказчик, доказывая всей своей жизнью тезис о возможности и первостепенности личного самосовершенствования?

Задание 3.Сравните две редакции концовки рассказа «После бала». Какие изменения внёс Л.Н.Толстой? Почему?

I редакция:

   «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, и я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так назвал это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

II редакция:

    «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть.  «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего не знал я», - думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался, и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как прежде хотел, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился».

Задание 4.»Эти две черты – глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства – всегда останутся существенными чертами его таланта».(Н.Г.Чернышевский).

1. В чём, по мнению Н.Г.Чернышевского, особенность произведений Л.Н.Толстого?

2. Как вы понимаете выражение «диалектика души» или «тайные движения психической жизни» ? Приведите пример.

3. В чём проявляется «чистота нравственного чувства» в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?

IV. Подведение итогов.

Задание. В трактате «Что такое искусство?» Л.Н.Толстой пишет: «Вызвать в себе раз испытанное чувство и … передать это чувство так, чтобы другие испытывали то же чувство, -  в этом состоит деятельность искусства».

1. Как вы думаете, испытывал ли в своей жизни писатель те чувства, которые испытывал его герой на балу и после бала? Что это за чувства?

2. Понравилась ли вам мысль писателя об искусстве? Сумел ли он передать своё чувство так, что и вы хоть в малой степени его испытали?

 

V.   Рефлексия.

q Работа по эпиграфу.

q Что понравилось, запомнилось на уроке?

q Достигли ли вы поставленной цели?

q Над чем ещё нужно поработать?

 

VI. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

Литература.

1.Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной. 7 класс. М.: Экзамен, 2003.

2. Читаем, думаем, спорим. 7 класс: Дидактические материалы по литературе. М.: Просвещение, 2001.

3. Черных О.Г. Практикум по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2010. – (Мастерская учителя-словесника).


Урок – практикум 1. Актуализация знаний

Урок – практикум 1. Актуализация знаний

Задание 2. «Мы ночевали у 95-летнего солдата, которому довелось служить при

Задание 2. «Мы ночевали у 95-летнего солдата, которому довелось служить при

Он злится, и мы злимся. А тут-то и дороже всего не поддаваться злому чувству, а, напротив, добротой ответить на злобу

Он злится, и мы злимся. А тут-то и дороже всего не поддаваться злому чувству, а, напротив, добротой ответить на злобу

Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что…

Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что…

Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош… 6

Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош… 6

Урок – практикум «Композиция рассказа

Урок – практикум «Композиция рассказа

Какую позицию в споре занимает

Какую позицию в споре занимает

IV . Подведение итогов. Творческая мастерская

IV . Подведение итогов. Творческая мастерская

Урок – практикум «Образ рассказчика в рассказе

Урок – практикум «Образ рассказчика в рассказе

Что вызывало в герое стыд, тоску, почти физическую тошноту и отвращение?

Что вызывало в герое стыд, тоску, почти физическую тошноту и отвращение?

В чём, по мнению Н.Г.Чернышевского, особенность произведений

В чём, по мнению Н.Г.Чернышевского, особенность произведений

Литература. 1.Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии

Литература. 1.Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017