Данную презентацию можно использовать при подготовке к методическому совету. В презентации автор описывает три этапа формирования коммуникативной культуры учащихся. Приведено описание игр и упражнений направленных на развитие коммуникативной мотивации учащихся и способствующие формированию коммуникативных умений. Предложены правила общения и приемы, способствующие развитию умений свободного говорения.
Игровые задания,
Игровые задания,
позволяющие развивать
позволяющие развивать
коммуникативную культуру
коммуникативную культуру
учащихся
учащихся
Паздерина Л. Ю.
учитель начальных классов ГРК
Первый этап
Первый этап
Готовность участвовать в урочном общении
Готовность участвовать в урочном общении
Отвечать на вопросы, давая при этом
Отвечать на вопросы, давая при этом
исчерпывающий ответ
исчерпывающий ответ
Задавать вопросы, следя за содержанием
Задавать вопросы, следя за содержанием
работы над проблемой или темой
работы над проблемой или темой
Комментировать вопросы и ответы
Комментировать вопросы и ответы
Делать сообщения
Делать сообщения
Рассказывать логично и последовательно
Рассказывать логично и последовательно
Второй этап
Второй этап
Простота и четкость речевого высказывания
Простота и четкость речевого высказывания
Обработка умения сделать свое высказывание
Обработка умения сделать свое высказывание
приятным каждому человеку
приятным каждому человеку
Умение высказывать свою мысль образно, ярко и
Умение высказывать свою мысль образно, ярко и
кратко
кратко
Умение использовать примеры, подтверждающие
Умение использовать примеры, подтверждающие
высказывание
высказывание
Умение использовать риторические вопросы
Умение использовать риторические вопросы
Умение вступать в контакт с партнером и
Умение вступать в контакт с партнером и
собеседником
собеседником
Умение регулировать громкость своего
Умение регулировать громкость своего
высказывания
высказывания
Третий этап
Третий этап
Умение вести беседу в паре, в группе
Умение вести беседу в паре, в группе
Умение поддерживать беседу
Умение поддерживать беседу
Умение вести конструктивный
Умение вести конструктивный
диалог, дебаты
диалог, дебаты
Умение построить дискуссию и вести
Умение построить дискуссию и вести
ееее
Умение участвовать в конференциях,
Умение участвовать в конференциях,
играх, тренингах
играх, тренингах
Добрые советы
Точки над и …
Упражнения для развития
Упражнения для развития
коммуникативной мотивации
коммуникативной мотивации
учащихся
учащихся
Опрос на карточках
Истории
школьных
уроков
Стенгазета
Добрые советы
Добрые советы
Цель:
Цель:
Учить учащихся осознавать свои речевые страхи
Учить учащихся осознавать свои речевые страхи
и затруднения и проговаривать это со своими
и затруднения и проговаривать это со своими
одноклассниками, обмениваться советами и
одноклассниками, обмениваться советами и
воодушевлять друг друга
воодушевлять друг друга
Учить учащихся адекватно воспринимать
Учить учащихся адекватно воспринимать
волнение своих одноклассников во время
волнение своих одноклассников во время
устного ответа, нормально на это реагировать, не
устного ответа, нормально на это реагировать, не
высмеивать друг друга
высмеивать друг друга
Место проведения:
Место проведения:
Учебные и внеучебные занятия
Учебные и внеучебные занятия
Материалы:
Материалы:
Распечатка текста, фломастеры, листы А3 для
Распечатка текста, фломастеры, листы А3 для
плакатов, листы для записей
плакатов, листы для записей
Точки над «И»
Точки над «И»
Цель:
Цель:
Помочь учащимся подвести итог рассуждениям об их
Помочь учащимся подвести итог рассуждениям об их
участии в устной беседе на уроке
участии в устной беседе на уроке
Формировать адекватную самооценку учащихся,
Формировать адекватную самооценку учащихся,
развивать умение справедливо оценивать свои
развивать умение справедливо оценивать свои
возможности и критически относится к себе
возможности и критически относится к себе
Побудить учащихся сделать выводы и попробовать
Побудить учащихся сделать выводы и попробовать
кардинально менять свою позицию участия в уроке
кардинально менять свою позицию участия в уроке
Место проведения:
Место проведения:
Учебные занятия
Учебные занятия
Материалы:
Материалы:
Рулон обоев, фломастеры, лист ватмана для плаката,
Рулон обоев, фломастеры, лист ватмана для плаката,
листочки для записи советов, клей
листочки для записи советов, клей
Вопросы для беседы:
Вопросы для беседы:
Легко ли найти свое место на шкале
Легко ли найти свое место на шкале
С чем связан выбор места на шкале
С чем связан выбор места на шкале
Можно ли в будущем изменить свою позицию
Можно ли в будущем изменить свою позицию
Кто из ребят по вашему мнению, неверно
Кто из ребят по вашему мнению, неверно
определил свою позицию
определил свою позицию
Как может класс в этом помочь
Как может класс в этом помочь
Как может помочь в этом учитель по предмету
Как может помочь в этом учитель по предмету
Какие советы вы могли бы предложить своим
Какие советы вы могли бы предложить своим
одноклассникам для изменения позиции в
одноклассникам для изменения позиции в
лучшую сторону активности
лучшую сторону активности
Ин
ф
ормационный
рынок
Слушай и повторяй
за мной
Учебная
эстафета
е п о ч к а
Ц
Тренинг коммуникативных умений
Тренинг коммуникативных умений
и свободного говорения
и свободного говорения
Б аро метр
настроения
Наедине с картиной
Книжная ярмарка
Т
в
о
л
а
р
ч
н
д
е
с
ш
а
к
и
й
ф
т
Цепочка
Цепочка
Цель:
• Цель:
Развивать творческие способности,
Развивать творческие способности,
фантазию, быстроту реакции
фантазию, быстроту реакции
Воспитывать умение слушать своего
Воспитывать умение слушать своего
товарища, коммуникативные умения,
товарища, коммуникативные умения,
тактичность, доброжелательность
тактичность, доброжелательность
Место проведения:
• Место проведения:
Учебные и внеучебные занятия
Учебные и внеучебные занятия
Информационный рынок
Информационный рынок
Цель:
Цель:
Дать возможность проявить себя не только
Дать возможность проявить себя не только
на предметную компетенцию но и на
на предметную компетенцию но и на
коммуникативную,
коммуникативную,
Развивать уверенность в себе, своих
Развивать уверенность в себе, своих
знаниях, побуждать к говорению
знаниях, побуждать к говорению
Место проведения:
Место проведения:
Учебные и внеучебные занятия
Учебные и внеучебные занятия
Материалы:
Материалы:
Экран, плакаты, карточки для представления
Экран, плакаты, карточки для представления
темтем
Учебная эстафета
Учебная эстафета
Цель:
Цель:
Повторить и закрепить учебный материал по
Повторить и закрепить учебный материал по
определенной теме
определенной теме
Развивать познавательную мотивацию, стремление к
Развивать познавательную мотивацию, стремление к
знаниям
знаниям
Способствовать закреплению основных правил
Способствовать закреплению основных правил
общения в классе на уроке
общения в классе на уроке
Место проведения:
Место проведения:
Учебные занятия
Учебные занятия
Материалы:
Материалы:
Вопросы по изучаемой теме для выполнения
Вопросы по изучаемой теме для выполнения
домашнего задания
домашнего задания
Плакат с правилами общения
Плакат с правилами общения
Правила общения
Правила общения
Хочешь сказать – подними руку!
Хочешь сказать – подними руку!
Задавай точные вопросы!
Задавай точные вопросы!
Умей передавать слово другому
Умей передавать слово другому
человеку!
человеку!
Сигнализируй возражение
Сигнализируй возражение
поднятием обеих рук!
поднятием обеих рук!
Тренинг развития исследовательских
Тренинг развития исследовательских
умений и свободного говорения
умений и свободного говорения
Праздничное
выступление
(Посвященное …)
Учимся
говорить
хорошее
Реферат (короткий,
свободный, групповой)
Игра (конференция)
«Если бы министром
был я…»
Ролевые игры
(мы играем нашу
жизнь)
Учимся говорить хорошее
Учимся говорить хорошее
Цель:
Цель:
Тренировать учащихся в подготовке и
Тренировать учащихся в подготовке и
выступлении с добрыми пожеланиями
выступлении с добрыми пожеланиями
Стимулировать в учащихся потребность видеть
Стимулировать в учащихся потребность видеть
хорошее и отмечать это добрыми словами
хорошее и отмечать это добрыми словами
Развивать коммуникативную культуру,
Развивать коммуникативную культуру,
способность к признанию чужих заслуг
способность к признанию чужих заслуг
Место проведения:
Место проведения:
Учебные и внеучебные занятия
Учебные и внеучебные занятия
Материалы:
Материалы:
Образец речи для учащихся
Образец речи для учащихся
Речь – удивительно
Речь – удивительно
сильное средство,
сильное средство,
но нужно много
но нужно много
ума, чтобы
ума, чтобы
пользоваться им
пользоваться им
Георг Гегель
Георг Гегель