Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств.
Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.презентация с описанием народных игр.
требования ФГОС ДО
• Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных
возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств.
• Федеральные государственные образовательные стандарты
рассматривают учет регионального компонента, как необходимое
условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании
у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми
социального опыта жизни в своем Отечестве.
• Современные требования к организации образовательного процесса в
дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных
особенностей вызывают необходимость создания педагогами
дошкольных образовательных учреждений дополнительных
образовательных программ, помогающих педагогам и родителям
осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Патриотическое
воспитание
Великая страна начинается с малой Родины – с того
места, где ты родился и живешь.
Если ребенок знает традиции народов своей малой
родины, то он вырастет настоящим патриотом
большой, великой страны .
Роль фольклорных подвижных
игр в воспитании дошкольников
• Народные подвижные хороводные игры формируют
у детей ориентацию в пространстве, координацию,
внимание, умение контролировать свои действия,
подчиняться правилам игры.
Цель
Воспитание патриотизма
Расширение знаний о родном крае
Задачи:
- Знакомство с музыкальными играми и хороводами
татар,удмуртов,башкир;
- Расширение представлений детей о народных
праздниках, обычаях и традициях народа;
- Воспитание эстетических чувств;
- Воспитание устойчивого интереса и любви к
народному искусству.
Татарские игры
• Под.игра «Буш урын» (скок-перескок)
• Правила игры: На земле чертят круг диаметром 15-
25 м, внутри него – маленькие кружки 30-35 см для
каждого участника (или обручи) для троих, не более
участников. Водящий стоит в центре большого
круга, говорит «Перескок». После этого слова
игроки быстро меняются местами (обручами),
прыгая на одной ноге. Водящий старается занять
место одного из играющих, прыгая также на одной
ноге. Тот, кто останется без места, становится
водящим.
• Подвижная игра «Горшки»
• Дети встают в круг парами: во внутреннем круге-сидят на
корточках(горшки),во внешнем- стоят (продавцы)
• Водящий ходит по кругу,выбирает горшок,просит продавца :
«Эй.дружок.продай горшок!»
• Продавец: «Покупай!»
• «Сколько стоит твой горшок?»
• Н-р,«4».
• Далее водящий и продавец выходят за внешний круг,встают спиной друг ко
другу. Водящий легко стучит по плечу продавца 4 раза и они бегут в разные
стороны круга, обегая его 4 раза. Кто быстрее прибежал к горшку,тот
занимает место продавца.игра начинается сначала. Можно поменять
ролями «горшков» и «продавцов»,а также выбрать нового водящего.
Выбор водящего
• Чтобы избежать шума и обид, можно выбрать
водящего считалкой или «Стрелкой». Для этого
взрослый либо предыдущий водящий встает в центр
круга, закрывает глаза и кружится с вытянутой
рукой, говоря:
• «Стрелка. стрелка, повернись,а потом остановись!»
• На кого указала рука,тот и водящий.
Башкирские игры
• Под.игра «Бесэй менэн сыскан» (кот и мыши)
• Правила игры:
• Кот сидит в кругу закрыв глаза. Дети-мыши бегают по кругу очень тихо, на
носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и
поднимается с места, дети-мыши должны присесть и не двигаться.
• Кот произносит слова:
• - Котик вышел погулять,
• Серых мышек поймать.
• Сейчас догоню,
• Схвачу и проглочу.
• После окончания слов кот ловит мышей, которые встали или
пошевелились. Тех, кого поймал, забирает себе. Кот меняется после того,
как переловит несколько мышей.
• Под.игра «Муйуш алыш» (уголки)
• Правила игры: По четырем углам площадки стоят 4 стула, на них сидят
дети. В центре стоит водящий. Он подходит к каждому ребенку и по
очереди задает вопрос: «Хозяйка (хозяин), можно истопить у тебя
баню?
• 1 игрок отвечает – Моя баня занята
• 2 игрок отвечает – Моя собака ощенилась
• 3 игрок отвечает – Печка обвалилась
• 4 игрок отвечает – Воды нет
• Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши и кричит «Хоп,
хоп, хоп!». За это время хозяева меняются местами. Водящий должен
успеть занять свободный стул. Можно и больше стульев и детей.
Меняться можно только по хлопку водящего.
• «Тирмэ» (юрта)
• Для игры нужны 4 платка.
• Дети разбиваются на 4-5 хороводов. В центре
каждого хоровода стоит стул с платком . Под
музыку бегают врассыпную, на окончание - бегут
каждый в свой хоровод и натягивают шатер-юрту из
платка. Чей платок быстрее натянут, тот победил.
Удмуртские игры
• Игра с платочком (Кышетэн шудон)
• Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух
ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с
платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра
проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать
платочек любому играющему ребенку, стоящему в паре, и встать
на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется.
Ведущий становится без пары, догоняет ведущего с платочком.
• Правила игры: Играющий убегает только тогда, когда получит
платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим,
то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий
выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по
сигналу.
«Пось табани»
Более сложный вариант догонялок –
активная игра «Пось табань»
(горячие
табани). Мальчики и девочки
садились в круг. Водящий обходил
всех и незаметно
подкладывал за спину одному из
игроков какойнибудь предмет,
например шишку.
Если игрок замечал ее, менялся с
водящим ролями, если нет, получал
шлепок по спинегорячий «табань».
Один из
ожидаемых
результатов
проекта-
проявление
внимания и
уважения к
людям разных
национальност
ей,формирован
ие
толерантности.