Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии", где рассматриваются следующие вопросы: актуальность и преимущества использования и модели использования ИКТ на уроках:
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
Компьютерное тестирование;
Использование электронных сборников-тренажёров;
Работа с электронными энциклопедиями.
А также приведены примеры использования ИКТ на разных этапах уроках по биологииПрезентация "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии"
ИКТ
Информатизация охватила все
сферы человеческой
Актуальность использования
деятельности,
в том числе и образование
Актуальность использования
ИКТ в биологии
Стандарт среднего (полного) общего
образования
Информатизация общества и образования
Повышение эффективности процесса обучения
Обеспечение наглядности и интерактивности
Развитие интеллектуальных, творческих
способностей учеников
Развитие познавательной активности
школьников
Повышение качества обучения по предмету
Преимущества использования
ИКТ
Построение открытой системы образования
Индивидуализация учебного процесса
Использование средств компьютерной графики и
моделирования
Рациональная организация познавательной
деятельности школьников
Формирование системного мышления учеников
Наглядное представление материала
Представление в удобном масштабе
биологических процессов
Эффективная проверка знаний
Многообразие организационных форм
Модели использования
ИКТ на уроках
Выступление с опорой на мультимедиа
презентацию;
Компьютерное тестирование;
Использование электронных сборников-
тренажёров;
Работа с электронными энциклопедиями.
Выступление с опорой на
мультимедиа презентацию.
предполагает
Презентация
демонстрацию на большом экране в
и
содержит
сопровождении
названия основных разделов и тезисов
выступления, а также неподвижные и
подвижные иллюстрации:
автора
- фотографии,
- видеофильмы,
- мультипликации.
активизации восприятия учеников за счёт
Выступление с опорой на
мультимедиа презентацию.
Мультимедиа выступления повышают
эффективность учебно-воспитательного процесса
за счёт:
использования звуковых и зрительных
демонстраций, выделения главных мыслей;
во время выступления учитель не поворачивается
к доске, таким образом не теряет контакта с
классом, не тратит время на выписывание текста
на доске;
большой объём информации может быть получен
из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён
на экране, в формате, видимом всем учащимся;
учащимся проще отвечать, когда он опирается на
отображаемый на экране план выступления.
Компьютерное
тестирование.
Компьютерное тестирование даёт
возможность за короткий
промежуток времени фиксировать,
анализировать результат
проделанной работы,
возвращаться к выполненному
заданию, работать над ошибками.
Работа с электронными
энциклопедиями.
работа с электронными
энциклопедиями даёт возможность,
сэкономив время, найти необходимую
информацию в нужном разделе.
(Например: выбрав в электронной
библиотечке имя автора, быстро найти
нужное произведение, или найти
нужную иллюстрацию и информацию из
любой области знаний.)
рисунки
схемы
диаграммы
чертежи
карты
фотографии
Использование ИКТ на уроках естественных
дисциплин позволяет сделать урок
динамичнее,
интереснее,
эффективнее.
С помощью ИКТ представляется возможным
довести процесс дифференциации обучения
до уровня индивидуализации.
Примеры использования ИКТ
на уроках биологии
Построение урока с применением программных
мультимедиа средств: обучающих программ, электронных
учебников, видеороликов.
Осуществление автоматического контроля: использование
готовых тестов, создание собственных тестов, применяя
тестовые оболочки.
Организация и проведение лабораторных практикумов с
виртуальными моделями.
Многие явления, недоступные для изучения в классах изза
отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не
подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно
подробно изучены в компьютерном эксперименте.
Обработка результатов эксперимента.
Примеры использования ИКТ
на уроках биологии
Разработка методических программных средств.
Выпущены диски «ИКТ на уроках биологии» с
методическими материалами учителями.
Разработка педагогических программных средств
различного назначения.
Разработка WEBсайтов учебного назначения.
Использование Internetресурсов.
Коммуникационные технологии: дистанционные
олимпиады, дистанционное обучение, сетевое
методическое объединение.
Этап “Объяснение”.
Например, 6 класс по теме «Класс
двудольные. Семейство Розоцветные».
Этап “Объяснение”.
Например, 7 класс по теме «Класс Земноводные. Размножение и
Видеофрагменты
развитие».
Этап “Объяснение”.
Например, 8 класс по теме «Органы чувств. Анализаторы.
Видеофрагменты
Орган зрения».
Этап “Закрепление”.
Задание. Ответьте на вопросы. Например, 11 класс по теме:
«Эволюция. Борьба за существование»
1. Материал для отбора поставляет ?
Наследственная изменчивость: мутационная и комбинативная.
2. Можно ли утверждать, что изменение среды приводит к
появлению нужных мутаций? (По Ламарку изменение среды…)
Нет, появляются случайные, разнообразные, ненаправленные
мутации, создающие генетическую неоднородность внутри вида.
3. Какие предпосылки приводят к борьбе за существование?
Особи отличаются друг от друга как по генотипу, так и по
фенотипу, высокая интенсивность размножения и недостаток
жизненных ресурсов приводят к борьбе за существование.
4. Какая борьба по Дарвину протекает наиболее остро? Почему?
Внутривидовая, борьба за одинаковые жизненные ресурсы.
Задание. Исправить ошибки:. Например, 7 класс по
Этап “Закрепление”.
теме «Покрытосеменные.
Удивительный мир цветковых растений представлен
Удивительный мир цветковых растений представлен
тремя классами: Однодольные, Двудольные,
тремя классами: Однодольные, Двудольные,
Трёхдольные.
Трёхдольные.
Двудольные растения чаще всего имеют мочковатую
Двудольные растения чаще всего имеют мочковатую
корневую систему.
корневую систему.
Число частей цветка однодольных кратно 4.
Число частей цветка однодольных кратно 4.
Зародыш пшеницы имеет две семядоли, а зародыш
Зародыш пшеницы имеет две семядоли, а зародыш
фасоли одну.
фасоли одну.
Жилкование листьев у Двудольных дуговое или
Жилкование листьев у Двудольных дуговое или
параллельное.
параллельное.
Этап “Закрепление”.
Задание. Вставьте пропущенные слова:. Например, 9
класс по теме «Организм человека. Кровеносная
система».
1. Давление в аорте в момент сокращения желудочков
получило название (верхнее,), или (систолическое) давления.
2. Давление в аорте в момент расслабления желудочков
называется (нижнее), или (диастолическое) давлением.
3. При прохождении крови по сосудам, давление снижается,
самое низкое давление в (полых венах ), оно доходит до 3 мм
рт.ст.
4. Стойкое повышение кровяного давления называется
(гипертония), понижение давления — (гипотония ).
Этап “Закрепление”.
Задание. Например, 10 класс по теме «Эволюционное
учение».
Ч. Дарвин.
К. Линней.
Ж. Б. Ламарк.
А. Уоллес.
Приспособленность объяснял
изначальной целесообразностью
Многообразие видов объяснял с
позиций креационизма
Создал первую эволюционную
теорию, но неверно объяснил
движущие силы эволюции
Считал, что благоприобретенные
признаки передаются по наследству
Этап “Закрепление”
Например, 9 класс по теме «Организм человека. Пищеварительная система».
Секреты ротовой полости:
амилаза, мальтаза, лизоцим, муцин
Секреты желудка:
пепсин(оген), желудочная липаза, химозин (реннин)
Секреты поджелудочной железы:
амилаза, трипсин(оген), химотрипсин(оген), липаза, нуклеазы
Секреты печени:
желчь (желчные кислоты, билирубин, биливердин)
Секреты тонкого кишечника:
энтерокиназа, амилаза, лактаза, сахараза, эрепсин, липазы
Этап “Закрепление”.
Задания с использованием фото, видео и анимации.
Например, 7 класс по теме
«Класс Млекопитающие. Внутренние строение».
1
2
3
4
5
Этап “Контроль”
Задания с выбором ответа, с
необходимостью ввода ответа с
клавиатуры, с использованием фото,
видео и анимации, интерактивные
задания - все эти типы, обычно
используемые на этапе закрепления,
могут быть использованы и на этапе
контроля – если у ученика нет
возможности просмотреть верный ответ
или решение задания.
Этап “Проверка знаний, умений,
навыков”.
Например, 9 класс по теме:
«Наследование признаков, сцепленных с полом»
Известно, что «трехцветные»
кошки – всегда самки. Это
обусловлено тем, что гены
черного и рыжего цвета
шерсти аллельны и находятся
в Ххромосоме, но ни один из
них не доминирует, а при
сочетании рыжего и черного
цвета формируются
«трехцветные» особи.
1. Какое потомство
ожидается от скрещивания
рыжего кота и черной кошки?
Использование
Интернета
Применение Интернета дает следующие
преимущества:
1.
значительно сокращается время
подготовки к урокам, за счет того, что поиск
нужной информации в Интернете
осуществляется гораздо быстрее, чем,
например, в библиотеке;
2. повышается актуальность, получаемой
информации;
3. ученики приучаются систематизировать
информацию, выделять главное,
ориентироваться в больших объемах
информации.
Использование
Интернета
Объяснения нового материала.
Дистанционное обучение.
Дистанционные олимпиады
Использование электронных учебных
пособий
Помогают решить дидактические задачи
усвоить базовые знания
систематизировать знания
натренировать отвечать на вопросы
сформировать навыки самостоятельной работы
сформировать навыки самоконтроля
сформировать мотивацию к учению
оказать учебно-методическую помощь
обеспечить удобную образовательную среду и
возможность выбора источника информации
Использование ИКТ повышает
Интерес к предмету
Эмоциональное состояние
Познавательную активность
Успеваемость по отдельным темам
Качество знаний по биологии
Результативность в конкурсах (оли
мпиадах, конференциях, викторинах
, биологических боях)
Я хочу пожелать своим коллегам:
Вдохновляйте своих учеников
на добрые поступки;
Вызывайте у учеников умственный голод;
Дайте возможность ученикам гордится
собой;
Заряжайте своим умением общаться.