Метод проектов - это новое слово, которое наши дети часто сейчас слышат.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте,
и хотя и криво, да сами».
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед),
Организация проектной
деятельности младших
школьников на уроках
окружающего мира.
Автор : Смирнова Нина Петровна,
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4» г.Красноперекопска
© FokinaLidia
Актуальность
В ФГОС
НОО
важнейшим
приоритетом формирование у младших школьников
метапредметных результатов, которые представлены
универсальными учебными действиями (УУД).
определено
Одним из путей достижения формирования УУД
является использование метода проектов.
Девизом этой деятельности могут служить слова
немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте,
и хотя и криво, да сами».
© FokinaLidia
Джон Дьюи
(1859— 1952) -
основоположник
метода проектов
© FokinaLidia
Проект – это:
спланированная
и
-метод педагогически организованного освоения
ребенком окружающей среды (Л.С. Киселева, Т.А.
Данилина);
-обоснованная,
осознанная
деятельность, направленная на формирование у
школьников
системы
интеллектуальных и практических умений
(Е.Н.
Землянская);
и
самостоятельно выполняемый учащимися комплекс
действий по решению значимой для учащихся
проблемы, завершающейся созданием продукта
(определение, наиболее часто встречающееся и
организованный
определенной
специально
учителем
© FokinaLidia
Классификация
По
количеству
участников
сти
По количеству
предметов
монопроект,
межпредмет
ный
По
проектов
По типу
продолжительно
деятельности
парный,
индивидуа
льный,
групповой
краткосрочный,
среднесрочный,
долгосрочный,
минипроект
творческий,
исследовательский,
ролевоигровой,
практико
ориентированный,
информационный
© FokinaLidia
Работы над проектами в 1-4 классах
курса «Окружающий мир». Учебник
«Окружающий мир» УМК
А.А.Плешакова (система «Школа
России»)
1 класс:
«Моя малая Родина»
«Моя семья»
«Мой класс и моя школа»
«Мои домашние питомцы».
© FokinaLidia
2 класс:
«Профессии»
«В гости к зиме»
«Живая природа
зимой»
«Страны мира»
«Впереди лето»
«Красота
животных»
4 класс
•«Наш край»
•«Великая
отечественная война в
воспоминаниях»
© FokinaLidia
3 класс:
«Богатства,
отданные людям»
«Разнообразие
природы родного
края»
«Школа
кулинаров»
«Кто нас
защищает»
«Экономика
родного края»
«Музей
путешествий».
Учителю необходимо:
1. Подготовить детей к выполнению проекта
(знакомство с материалами учебника, постановка
цели, распределение заданий, обсуждение способов
и сроков работы).
2. Оказывать помощь в выполнении проекта (при
подготовке фоторассказа, составлении альбома,
включая сбор информации, изготовление или подбор
фотографий, оформление работы, подготовку к
презентации).
3. Провести презентацию проекта (выступления
детей
их
наглядными материалами, обсуждение выступлений,
общая оценка работы).
иллюстрирование
сообщениями,
с
© FokinaLidia
Основные особенности уроков,
содержащих проектную
деятельность.
© FokinaLidia
1.Организационный момент. В ходе этого
же этапа происходит распределение
детей на инициативные группы. Это
могут быть такие группы: аналитики,
экспериментаторы,
иллюстраторы,
испытатели. Для создания оптимальных
совместной
условий
деятельности
детей
с
пересадить
образовавшимися группами. Состав групп
следует продумать заранее с учетом
дифференцированного
подхода.
Наиболее сильные дети объединяются в
группы «аналитиков» и «испытателей».
осуществления
соответствии
необходимо
в
Основные особенности уроков,
содержащих проектную
деятельность.
© FokinaLidia
2. Формулирование темы и целей
деятельности. Он строится по-
разному
от
содержания урока.
зависимости
в
уроке
первом
3. Подготовительный. В ходе его
на
цикла
подготавливаются общий план
деятельности
разработке
проекта. На дальнейших уроках
этот план лишь корректируется
при необходимости.
по
Основные особенности уроков,
содержащих проектную
деятельность.
раздел
4. Проектная деятельность.
Работа проводится в группах.
Каждый
может
разрабатываться каждой группой
по очереди. Тогда результат
раздела
оформления
будет
из
продуктов
промежуточных
В
деятельности
дальнейшем
каждой
разработку
группе
складываться
поручить
каждого
групп.
можно
© FokinaLidia
внести
свой
вклад
выполняют
На четвертом этапе урока очень
важно ролевое участие детей в
проекте. Именно здесь каждый ученик
должен
в
соответствии с выбранной им ролью.
Начинают работу «экспериментаторы».
Они
наблюдения,
позволяющие «аналитикам» сделать
выводы и систематизировать их в виде
и
правил,
т.д.
Наглядное
каждого
осуществляют
раздела
«иллюстраторы».
практическое
применение,
апробирование
отдельных частей и всего проекта в
рисунков
подкрепление
проекта
схем,
© FokinaLidia
За
Основные особенности уроков,
содержащих проектную
деятельность.
5.Практическое
не
применение
проекта. На этом этапе главная
роль отводится «испытателям». Но
это
значения
остальных групп, так как каждая
из них следит за «работой» своей
части
при
внести
необходимости
коррективы.
и
может
умаляет
проекта
© FokinaLidia
Основные особенности уроков,
содержащих проектную
Самоанализ
деятельность.
6.
проектной
деятельности. Это в основном
обучающий этап, в ходе которого
дети приучаются анализировать
положительные и отрицательные
стороны своей деятельности.
7. Подведении итогов всей работы
в целом.
© FokinaLidia
Формы продуктов проектной
деятельности:
WEB-сайт;
мультимедийный продукт;
видеофильм;
игра;
модель;
выставка;
атлас, карта;
газета, журнал;
учебное пособие;
законопроект;
оформление
кабинета;
прогноз;
праздник;
сравнительно-
сопоставительный
анализ;
коллекция;
костюм;
справочник
© FokinaLidia
Виды презентаций
проектов:
Пресс-конференция;
Игра с залом;
Иллюстрированное
сопоставление
фактов, событий,
документов;
Путешествие;
Экспедиция;
Спектакль;
Соревнования;
Телепередача;
Театрализация
Деловая игра;
Ролевая игра;
Демонстрация
видеофильма/прод
укта
Защита на Ученом
Совете;
Научная
конференция;
Научный доклад;
Отчет
исследовательской
экспедиции;
Публикация;
© FokinaLidia
Критерии оценки
проектных работ:
Самостоятельность работы над
Актуальность и важность темы
проектом;
проекта;
Полнота раскрытия темы;
Оригинальность предложенных
решений;
Убедительность презентации,
раскрытие содержания проекта;
Артистизм и выразительность
© FokinaLidia
выступления;
Вашему вниманию я представляю результат
проекта в 3 классе по теме: «Наши ближайшие
соседи»
© FokinaLidia
Проект подготовлен по учебнику А . Плешакова.
• Целями нашего проекта:
•
«Окружающий мир» 3 класс.
- познакомить детей с государствами –
ближайшими соседями России;
-углубить знания национальностей;
-познакомить с национальными костюмами,
знаменитыми людьми; денежными единицами.
- разобраться с понятиями «экономика»,
«ресурсы»
-прививать детям терпимость к другим народам.
Учащиеся должны понимать, что Россия
многонациональная страна, в которой живут
народы наших стран- соседей.
-научить детей работать в группе, распределять
материал, работать с дополнительной
литературой;
•
•
•
•
•
Проектная работа началась с
распределения тем для каждой группы.
Далее ребята получили план, по
которому они представят работу:
• 1. Название государства;
• 2. Глава государства;
• 3. Денежные единицы;
• 4. Национальные костюмы;
• 5. Полезные ископаемые;
• 6. Что производит страна?
• 7. Исторические и культурные
ценности;
• 8. Знаменитые люди.
© FokinaLidia
Проект
должен
быть
представлен в виде газеты. Время
выполнения 2 недели. Ребята
разделились по плану. Кто, какие
пункты представляет, и начали
работу.
По истечении подготовительной
работы, в которой принимали
участие не только дети, но и
родители, ребята готовили свои
период
газеты
наступил
презентации своих работ.
и
© FokinaLidia
Информационные источники
1. Бычков А.В. Метод проектов в
современной школе. – М., 2000.
2. Васильев В. Проектно-
исследовательская технология:
развитие мотивации. – Народное
образование. – М., 2000, № 9, с.177-
180.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты
младших школьников // Начальная
школа. 2005. № 9.
4.Иванова Н.В. Возможности и
специфика применения проектного
метода в начальной школе. //
Нач.школа. – 2004. - №2.
© FokinaLidia