Презентация "Исследовательская деятельность на уроках географии"
Оценка 5

Презентация "Исследовательская деятельность на уроках географии"

Оценка 5
Презентации учебные
docx
география
Взрослым
03.04.2018
Презентация "Исследовательская деятельность на уроках географии"
моя статья.docx
Исследовательская деятельность на уроках географии Афанасьева Н.Г.,учитель географии и биологии МБОУ СОШ №2 г.Ейск МО Ейский район «Исследовать ­ значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»  А. Сент­Дьердьи Цель статьи: Распространение опыта исследовательской деятельности обучающихся   на   уроках   географии,   как   одной   из   личностно­ ориентированных   технологий,   способствующей   формированию   ключевых компетенций. Ключевые слова: исследовательская деятельность, процесс исследования, нетрадиционные формы занятий. География   единственный   школьный   предмет,   синтезирующий   многие компоненты   как   общественно­научных,   так   и   естественнонаучных   знаний. Построение   учебного   курса   географии   осуществляется   по   принципу   его логической целостности от общего к частному. Как научить детей исследовать? Хорошая новость: исследовательский интерес заложен в природе каждого человека, и особенно ярко проявляется в детском возрасте. Задача взрослых поддержать исследовательский огонь в детях. Лучший способ –выбрать тему в области интересов ребенка, ту ,над которой он сам хочет работать. В то же время   самостоятельное   исследование­   непростая   работа,   ученых   – исследователей недаром считают умными людьми. Исследовательская   деятельность  –   это   деятельность   учащихся   по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному   исследованию,   но   адаптированных   к   уровню   познавательных возможностей   учащихся.  Основным  отличием  учебной  исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят   новые   знания,   а   приобретают   навыки   исследования,     как универсального   способа   освоения   действительности.   При   этом   у   них развиваются   способности   к   исследовательскому   типу   мышления, активизируется личностная позиция. Содержание   начального   курса   географии   в   основной   школе   позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть   проблемы,   ставить   вопросы,   классифицировать,   наблюдать,   делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Использование   новых   педагогических   технологий   на   уроках   географии,   а именно   исследовательской   деятельности,   становится   неотъемлемой   частью образовательной деятельности. способствует   использованию Исследовательская   деятельность   является   наиболее   распространенной   и способствует более глубокому усвоению курса географии и практическому применению знаний. При   этом   учитель   решает   ряд   задач:   педагогических   (обучающих, воспитательных,   развивающих),   практических   (реализация   комплексного подхода к результатам обучения) и социальных. Методический   аппарат   учебников   исследовательской деятельности на уроках. Исследовательский   способ   работы   позволяет   преодолеть   отрыв теоретических знаний от общественной практики, обучающиеся могут усвоить инструментарий, с помощью которого они смогут познать действительность, выстроить   свою   позицию   по   общественно­значимому   вопросу   и аргументировать   ее.   Системный   подход   в   организации   исследовательской деятельности   обучающихся   подразумевает   ­   большую   подготовительную работу, которую проводит учитель в начале учебного года. Важно выявить желающих   заняться   исследовательской   работой.   Основные   мотивы обучающихся   заняться   исследовательской   работой:   интерес   к   предмету; желание   углубить   свои   знания,   расширить   кругозор;   связь   с   будущей профессией;   удовлетворение   процессом   работы;   желание   самоутвердиться; получить   награду   на   конкурсе. Исследовательскую   деятельность   следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей детей. Занятие исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для   тех   обучающихся,   которые   планируют   в   будущем   продолжить   свое образование в образовательных организациях высшего образования. Исследовательский метод рассчитан на самостоятельность обучающихся. Деятельность   же   учителя   состоит   в   подготовке   заданий,   которые   бы обеспечивали   творческое   применение   знаний,   в   осуществлении консультативной помощи и контроля. Формами   работы исследовательского   характера   в   моей   деятельности являются:   рефераты,   проекты,   исследовательские   разработки,   социально­ физиологические исследования, презентации учащихся, участие в предметных олимпиадах, конкурсах, экологических проектах и конференциях. В соответствии с вышесказанным все исследования проводимые учащимися имеют следующие этапы процесса исследования: 1. Наблюдение и изучение фактов и явлений. 2.Определение   непонятных   или   противоречивых   явлений   (постановка проблемы). 3. Выдвижение гипотез. 4. Построение плана исследования. 5. Осуществление этого плана. 6. Формулирование решения, объяснение. 7. Проверка решения. 8.Практические   выводы   о   возможности   и   необходимости   применения полученных знаний. Ценность   исследовательской   работы   заключается   в   том,  что   обучающиеся, оперируя понятиями в глобальных масштабах, выполняют работу на местном материале, учатся предвидеть последствия своих действий.  Форма работы может быть индивидуальной, парной или групповой. Наиболее эффективными   являются   индивидуальные   исследования   учеников. Руководствуясь   своими   познавательными   интересами   и   возможностями,   а также советами­рекомендациями учителей, обучающиеся готовят творческие отчёты и доклады. Развитию   навыков   исследовательской   деятельности   способствуют нетрадиционные   формы   занятий:     урок   –   путешествие,   уроки­семинары, уроки­практикумы.   Положительный   результат   имеет   географическое (биологическое)   моделирование.   Введение   10­минутных   дополнительные рубрики на уроке  географии «5 новостей недели», «По странам и континентам»,  «По Родной стране»,  «Определите географический объект»,  «Найдите   ошибку»,   «Максимум   информации»,   «Определите   карту», «Геотетрис»,  «Версия», «Географический марафон»,  «Новости науки Урок­семинар. Обучающимся даются индивидуальные или групповые задания (задания для подготовки к ЕГЭ), подлежащие самостоятельному изучению. Отдельные   ученики   проводят   небольшие   исследования   и   готовят   по   ним краткие   сообщения.   После   их   выступления   другие   школьники   принимают участие   в   обсуждении   их   материалов,   делают   дополнения,   анализируют выступления. Урок­зачет носит форму деловой игры, смотра знаний или похож на вузовский зачет. На зачете проверяются умения определять, объяснять, прогнозировать. Задания рассчитаны на три уровня сложности. Уроки­практикумы проводятся в конце изучения крупных тем по предмету, с целью   приобретения   исследовательских   навыков   и   изучения   окружающей природной среды. Уроки – зачеты, семинары, практикумы, позволяет сделать плавным переход к обучению   на   высшей   ступени.   Выпускники   легче   адаптируются   к   новым условиям обучения. Одной из форм изучения материала являются экскурсии, которые призваны облегчить восприятие учебного материала, повысить познавательный интерес, создать   у   обучающихся   представления   о   целостной   естественнонаучной картине мира, которые включают исследования обучающихся. Эффективность   уроков   будет   наибольшей,   если   теоретические   знания, полученные   на   уроке,   будут   реализованы   в   практической   деятельности обучающегося   или   же   теоретические   познания   будут   достигаться   в   ходе собственных   исследований.   Например,   это   применимо   в   реализации долгосрочных  проектов. В  моей  практике   это  проекты:  «Имена  на  улицах города Ейска» 6класс, «Солнечная система» 5 класс, «Вращение Земли вокруг Солнца   и   собственной   оси»   5   класс,   «ПОГОДА  –  УСЛОВИЯ  ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА», 6КЛАСС, «ИСТОРИЯ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА  МЕСТНОСТИ», 7 КЛАСС. МИНИ­ПРОЕКТЫ:   СОЛНЕЧНАЯ  СИСТЕМА,  ВНУТРЕННЕЕ  СТРОЕНИЕ  ЗЕМЛИ, ВУЛКАНИЗМ, ОСЕВОЕ  ВРАЩЕНИЕ  ЗЕМЛИ  ИЗГОТОВЛЕНИЕ  ГНОМОНА,  КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ. Необходимо   организовать   образовательную   деятельность   так,   чтобы обучающийся мог овладеть знаниями, умениями и навыками на необходимом уровне,   наиболее   полно   раскрыть   свои   способности   и   двигаться   в   своем развитии дальше. Анализируя   результативность   работы   обучающихся   в   технологии   учебного исследования,   можно   сделать   следующие   выводы:   усвоение   алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения обучающихся;   приобретают   опыт   работы   с   различными   источниками информации,   навыки   написания   курсовых   проектов   и   самостоятельной подготовки   докладов,   отчётов,   коммуникативные   умения;   значительно расширяются   знания   в   предметных   областях;   вооружает   обучающихся универсальными   способами   образовательной   деятельности,   дает   импульс   к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и   самооценке;   формируется   социальный   опыт   обучающихся   в   труде   и общении.  Исследовательская   деятельность   обучающихся   является   наиболее эффективным   средством   углубления   и   расширения   приобретённых   знаний, умений,  навыков   и   способствует   выведению   их   на   более   высокий   уровень усвоения.  Используемая литература: 1. Харитонов Н. П. Основы проведения школьниками исследовательских работ   //Развитие   исследовательской   деятельности   учащихся: Методический   сборник   /   Сост.   и ред.   А.   С. Обухов.   ­   М.:   Народное образование, 2001. С. 116—127. 2. Гуманитарная   география.   Пространство   и   язык   географических образов: Д.Н. Замятин ­ Санкт­Петербург, Алетейя, 2003 г. ­ 336 с. 3. Методика обучения географии : учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / Н. Г. Дмитрук, В. А. Низовцев, С.В.Васильев. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — с. 320. 4. Энциклопедический   словарь   юного   географа­краеведа.   /Под   ред. А.И.Соловьева.­ М: Педагогика, 1981. – 383 с.

Презентация "Исследовательская деятельность на уроках географии"

Презентация "Исследовательская деятельность на уроках географии"

Презентация "Исследовательская деятельность на уроках географии"

Презентация "Исследовательская деятельность на уроках географии"

Презентация "Исследовательская деятельность на уроках географии"

Презентация "Исследовательская деятельность на уроках географии"

Презентация "Исследовательская деятельность на уроках географии"

Презентация "Исследовательская деятельность на уроках географии"

Презентация "Исследовательская деятельность на уроках географии"

Презентация "Исследовательская деятельность на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018