Детский сад — учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Система детских садов предназначена для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 7 до 19 часов пять дней в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе — на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта.
История создания детских
садов.
Частное, общественное или казенное
воспитательное заведение для детей
дошкольного возраста,
разновидность дневного приюта.
Устраивались как в виде
благотворительных, так и в виде
доходных учреждений.
В России воспитание малолетних
долгое время осуществлялось
только в частных и церковно
приходских начальных школах и в
отдельных благотворительных
заведениях.
Прообразом детского сада были
дневные детские комнаты при
Демидовском доме трудолюбия,
открытые 15 мая 1837 А. Н.
Демидовым по просьбе матерей
работниц. Первоначально здесь
получили опеку 6 мальчиков и 11
девочек, через год число детей
возросло до 112.
Название «Детский сад»,
укоренившееся в России в
последней трети XIX в., пришло из
Германии – от «Киндергартена»,
основанного в 1837 (одновременно с
демидовскими детскими комнатами)
в БадБланкенбурге в Тюрингии д
ром Ф. В. А. Фребелем – педагогом
новатором, автором системы раннего
детского воспитания.
По мысли Фребеля,
назначение детского сада
— не только брать под
надзор детей дошкольного
возраста, но «упражнять
их душу, укреплять тело,
развивать чувства и
пробуждающийся
рассудок, знакомить с
природой и людьми». Он
указывал на
символическое сходство
детей с растениями,
требующими умелого и
тщательного ухода, а
воспитательниц называл
«садовницами».
У «фребелевской» педагогической системы
нашлось немало последователей в России, причем
здесь она была обогащена местным опытом. В
числе первых «фребелевцев» была С. А. Люгебиль,
жена известного филолога проф. К. Я. Люгебиля,
одного из учредителей СанктПетербургского
педагогического собрания. В 1862 она при
поддержке мужа открыла первый в С.Петербурге
детский сад нового типа – платное воспитательное
заведение для детей дошкольного возраста
возраста (второй в России после открытого в 1859
в Гельсингфорсе детского сада Седмиградского).
В 1866 в С.Петербурге был
открыт еще один платный
детский сад. Его
основательницей стала Аделаида
Семеновна Симонович (супруга
врача и педагога Я. М.
Симоновича). В заведении все
было приспособлено для
творческой педагогической
работы: удобное расположение
просторных, светлых комнат с
балконами, сад и площадки для
игр и занятий детей на воздухе.
Дети вели подвижные игры,
которые отражали отдельные
виды труда и моменты быта
русского народа,
сопровождались русскими
народными песнями.
Занятия в младшей группе носили
преимущественно индивидуальный характер, а
занятия в старшей (дети 5–6 лет) – коллективный,
причем имели природоведческий уклон. Супруги
издавали ежемесячный журнал «Детский сад»,
посвященный вопросам детской педагогики. В
1869 изза нехватки средств заведение пришлось
закрыть, а журнал передать в другие руки (далее
он издавался Е. И. Бороздиной и в 1877 был
переименован в «Воспитание и обучение»;
выходил до 1917).
С 1867 действовал детский
сад К. И. Герке на Б.
Конюшенной ул., 10, позже
открылся детский сад Э. П.
Шаффе на 5й линии, 18. В
1873 супруги врачей Г. И.
Вертера и К. К. Задлера
организовали
фребелевский детский сад
на Малой Мастерской (ныне
Мастерской) ул., 9,
описанный в
воспоминаниях
посещавшего его в детстве
А. Н. Бенуа.
Первые фребелевские детские сады в
С.Петербурге были дорогостоящими
заведениями, рассчитанными на детей
из состоятельных семей. Плата за
одного ребенка в них составляла 3–5
руб. в месяц. Однако опыт их работы
был использован при создании
детских воспитательных заведений
благотворительного характера.
В 1868 по инициативе В. П.
Тарновской Обществом
доставления дешевых квартир
и других пособий
нуждающимся жителям Санкт
Петербурга был организован
первый бесплатный детский
сад для работниц в доме Тура
на Знаменской пл. (ныне пл.
Восстания), между Невским пр.
и Гончарной ул. (в этом доме
действовали и другие
благотворительные заведения
общества). Детский сад этого
общества несколько раз менял
адреса; в 1900е он
располагался в Тарасовом пер.,
5 и в нем опекалось более 50
детей обоего пола.
В 1871 по инициативе Н. К.
Задлер и Е. А. Вербер при
содействии И. И. Паульсона и
К. А. Раухфуса в С.
Петербурге было открыто
Фребелевское общество,
которое вело как
просветительскую, так и
благотворительную
деятельность. Оно учредило
первые «фребелевские
курсы» для подготовки
работниц детских садов, куда
принимались лица,
окончившие средние учебные
заведения или имеющие
звание домашней
учительницы.
В конце 1870х общество
учредило «Образцовый
детский сад» на Гороховой
ул., 22. В 1893 им было
организовано два бесплатных
детских сада, в которых в
зимнее время обучалось
ежегодно до 120 детей, и
летний «Народный детский
сад» с платой по 10 коп. в
месяц за ребенка, который в
1893–1898 размещался в саду
«на Прудках» у Греческого
пр., а с 1899 – в Таврическом
саду; его ежедневно в течение
трех летних месяцев посещали
свыше 1000 детей беднейших
классов населения.
В 1892–1893 Женское
патриотическое
общество открыло
бесплатные детские
сады для детей обоего
пола при Литейной и
Выборгской
Рукодельных школах,
где получали
профессиональное
образование дочери
бедных горожан.
В 1898 Е. П. Калачева устроила на острове
Голодай Бесплатный народный детский сад,
а при нем – «Сельскохозяйственный приют»;
позже под ее председательством в С.
Петербурге действовало Общество
устройства народных детских садов,
которое устроило детский сад с бесплатной
детской столовой на 15й линии, 40 (в 1910
здесь содержалось 49 мальчиков и 37
девочек).
В 1890е – 1900е детские
сады различных типов, как и
ясли (иногда эти понятия не
разделялись), получили в С.
Петербурге широкое
распространение. Они
действовали при гимназиях с
педагогическими классами, в
приходах православных и
иноверных храмов, нередко
устраивались заводчиками
при промышленных
предприятиях.
В 1918 детские учреждения
стали частью
государственной системы
просвещения и
здравоохранения.