Презентация "История создания детских садов"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 15.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Детский сад — учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей). Система детских садов предназначена для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 7 до 19 часов пять дней в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе — на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта.
Иконка файла материала История создания детских садов.ppt
История создания детских  садов.
Частное, общественное или казенное  воспитательное заведение для детей  дошкольного возраста,  разновидность дневного приюта.  Устраивались как в виде  благотворительных, так и в виде  доходных учреждений.
В России воспитание малолетних  долгое время осуществлялось  только в частных и церковно­ приходских начальных школах и в  отдельных благотворительных  заведениях.
Прообразом детского сада были  дневные детские комнаты при  Демидовском доме трудолюбия,  открытые 15 мая 1837 А. Н.  Демидовым по просьбе матерей­ работниц. Первоначально здесь  получили опеку 6 мальчиков и 11  девочек, через год число детей  возросло до 112.
Название «Детский сад»,  укоренившееся в России в  последней трети XIX в., пришло из  Германии – от «Киндергартена»,  основанного в 1837 (одновременно с  демидовскими детскими комнатами)  в Бад­Бланкенбурге в Тюрингии д­ ром Ф. В. А. Фребелем – педагогом­ новатором, автором системы раннего  детского воспитания.
 По мысли Фребеля,  назначение детского сада  — не только брать под  надзор детей дошкольного  возраста, но «упражнять  их душу, укреплять тело,  развивать чувства и  пробуждающийся  рассудок, знакомить с  природой и людьми». Он  указывал на  символическое сходство  детей с растениями,  требующими умелого и  тщательного ухода, а  воспитательниц называл  «садовницами».
 У «фребелевской» педагогической системы  нашлось немало последователей в России, причем  здесь она была обогащена местным опытом. В  числе первых «фребелевцев» была С. А. Люгебиль,  жена известного филолога проф. К. Я. Люгебиля,  одного из учредителей Санкт­Петербургского  педагогического собрания. В 1862 она при  поддержке мужа открыла первый в С.­Петербурге  детский сад нового типа – платное воспитательное  заведение для детей дошкольного возраста  возраста (второй в России после открытого в 1859  в Гельсингфорсе детского сада Седмиградского).
 В 1866 в С.­Петербурге был  открыт еще один платный  детский сад. Его  основательницей стала Аделаида  Семеновна Симонович (супруга  врача и педагога Я. М.  Симоновича). В заведении все  было приспособлено для  творческой педагогической  работы: удобное расположение  просторных, светлых комнат с  балконами, сад и площадки для  игр и занятий детей на воздухе.  Дети вели подвижные игры,  которые отражали отдельные  виды труда и моменты быта  русского народа,  сопровождались русскими  народными песнями.
 Занятия в младшей группе носили  преимущественно индивидуальный характер, а  занятия в старшей (дети 5–6 лет) – коллективный,  причем имели природоведческий уклон. Супруги  издавали ежемесячный журнал «Детский сад»,  посвященный вопросам детской педагогики. В  1869 из­за нехватки средств заведение пришлось  закрыть, а журнал передать в другие руки (далее  он издавался Е. И. Бороздиной и в 1877 был  переименован в «Воспитание и обучение»;  выходил до 1917).
 С 1867 действовал детский  сад К. И. Герке на Б.  Конюшенной ул., 10, позже  открылся детский сад Э. П.  Шаффе на 5­й линии, 18. В  1873 супруги врачей Г. И.  Вертера и К. К. Задлера  организовали  фребелевский детский сад  на Малой Мастерской (ныне  Мастерской) ул., 9,  описанный в  воспоминаниях  посещавшего его в детстве  А. Н. Бенуа.
Первые фребелевские детские сады в  С.­Петербурге были дорогостоящими  заведениями, рассчитанными на детей  из состоятельных семей. Плата за  одного ребенка в них составляла 3–5  руб. в месяц. Однако опыт их работы  был использован при создании  детских воспитательных заведений  благотворительного характера.
 В 1868 по инициативе В. П.  Тарновской Обществом  доставления дешевых квартир  и других пособий  нуждающимся жителям Санкт­ Петербурга был организован  первый бесплатный детский  сад для работниц в доме Тура  на Знаменской пл. (ныне пл.  Восстания), между Невским пр.  и Гончарной ул. (в этом доме  действовали и другие  благотворительные заведения  общества). Детский сад этого  общества несколько раз менял  адреса; в 1900­е он  располагался в Тарасовом пер.,  5 и в нем опекалось более 50  детей обоего пола.
 В 1871 по инициативе Н. К.  Задлер и Е. А. Вербер при  содействии И. И. Паульсона и  К. А. Раухфуса в С.­ Петербурге было открыто  Фребелевское общество,  которое вело как  просветительскую, так и  благотворительную  деятельность. Оно учредило  первые «фребелевские  курсы» для подготовки  работниц детских садов, куда  принимались лица,  окончившие средние учебные  заведения или имеющие  звание домашней  учительницы.
 В конце 1870­х общество  учредило «Образцовый  детский сад» на Гороховой  ул., 22. В 1893 им было  организовано два бесплатных  детских сада, в которых в  зимнее время обучалось  ежегодно до 120 детей, и  летний «Народный детский  сад» с платой по 10 коп. в  месяц за ребенка, который в  1893–1898 размещался в саду  «на Прудках» у Греческого  пр., а с 1899 – в Таврическом  саду; его ежедневно в течение  трех летних месяцев посещали  свыше 1000 детей беднейших  классов населения.
 В 1892–1893 Женское  патриотическое  общество открыло  бесплатные детские  сады для детей обоего  пола при Литейной и  Выборгской  Рукодельных школах,  где получали  профессиональное  образование дочери  бедных горожан.
 В 1898 Е. П. Калачева устроила на острове  Голодай Бесплатный народный детский сад,  а при нем – «Сельскохозяйственный приют»;  позже под ее председательством в С.­ Петербурге действовало Общество  устройства народных детских садов,  которое устроило детский сад с бесплатной  детской столовой на 15­й линии, 40 (в 1910  здесь содержалось 49 мальчиков и 37  девочек).
 В 1890­е – 1900­е детские  сады различных типов, как и  ясли (иногда эти понятия не  разделялись), получили в С.­ Петербурге широкое  распространение. Они  действовали при гимназиях с  педагогическими классами, в  приходах православных и  иноверных храмов, нередко  устраивались заводчиками  при промышленных  предприятиях. В 1918 детские учреждения  стали частью  государственной системы  просвещения и  здравоохранения.