История открытки к Дню защитника Отечества
Выполнено педагогом
МБОУ СОШ № 50
г.Н.Тагила Свердловской области
Семёновой О.Н.
ЦЕЛЬ:
Воспитание патриотизма через знакомство с историей праздника Дня защитника Отечества
Задачи:
1.Формирование речевой культуры обучающихся;
2.Расширение познавательных интересов;
3.Приобретение опыта изготовления поздравительной открытки.
Использованные технологиии приёмы:
1.Технология критического мышления;
2.Групповая технология;
3.ИТК
Приёмы:
А)кластер;
Б)толстые и тонкие вопросы.
I Этап работы:
I. Работа с текстами:
1.Ознакомление с историей праздника Дня защитника Отечества;
2.Ознакомление учащихся с историей появления открытки;
3.Составление кластера.
Планируемый результат:
1. Развитие у учащихся познавательных и коммуникативных навыков;
2.Развитие умения работать с текстами
и находить нужную информацию..
История праздника Дня защитника Отечества
Сразу после победы вооруженного восстания в Петрограде 24–25 октября (7–8 ноября по новому стилю) 1917 года Советской власти пришлось вести борьбу с контрреволюционными выступлениями. Вооруженной силой Советской власти были отряды Красной гвардии революционных солдат и моряков. 27 октября 1917 года Советское правительство обратилось к народам и правительствам стран-участников Первой мировой войны немедленно начать переговоры о заключении справедливого мира. Советское правительство с целью защиты Советского государства от кайзеровской Германии приступило к организации регулярных вооруженных сил. 15 (28 по н. с.) января 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянов (Ленин) подписал декрет “Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 29.01 (11.02 по н. с.) — декрет “Об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота” (РККФ).
23 февраля в Петрограде был проведен день Красной Армии под лозунгом защиты социалистического Отечества от “кайзеровских войск”. В документах того времени нет слов “немецкие” или “германские” войска, а только “кайзеровские”: видимо, в интересах пролетарского интернационализма и по аналогии с “царскими войсками”. С 1922 года чествование Красной Армии и Флота в день их юбилея приобрело характер большого всенародного праздника. 22 февраля 1922 года на Красной площади состоялся парад войск Московского гарнизона. В 1923 году в честь Дня Красной Армии и Флота впервые был издан приказ Реввоенсовета Республики.
С тех пор ежегодно 23 февраля отмечался как День Красной Армии. С 1946 года он стал называться День Советской Армии и Военно-Морского флота. Государственная Дума России 10 февраля 1995 года приняла федеральный закон “О днях воинской славы (победных днях) России”, в котором этот день назван так: “23 февраля — День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) — День защитника Отечества”. Действительно, февральское наступление 1918 года кайзеровских войск в России привело Германскую империю к гибели. Уже 82 года этот день — всенародный праздник защитников отечества.
Вопросы для обсуждения
1.Почему была создана Красная Армия?
2.Кто подписал Декрет о создании Рабоче – крестьянской Красной Армии?
3.Когда и где был проведён первый день Красной Армии?Под каким лозунгом?
4.Когда чествование Красной Армии и Флота в день их юбилея приобрело характер большого всенародного праздника
5.С какого года он стал называться День Советской Армии и Военно-Морского флота
6.Когда был принят федеральный закон “О днях воинской славы (победных днях) России
История открытки
Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, "артистическая карточка", имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения.
Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда "Парижский почтовый альманах" поместил сообщение о том, что "по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого.
Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Сами открытки этого периода до наших дней не дошли. В это же время во Франции получают широкое распространение гравированные карточки типа наших адресных и рекламных открыток, которые были созданы французским гравером XVIII века Шоффаром, известным рисовальщиком и иллюстратором произведений Ж.Ж. Руссо, Он же придумал самые первые визитные карточки, прототипы нынешних, но более помпезные и пышные. Первой из них стала созданная в 1760-е годы его собственная личная карточка с подробным адресом, которая была украшена виньетками.
Вопросы для обсуждения
Как называлась открытка в конце 19 в начале 20 века?
2.Какая функция была у открытки?
3.К какому году относится первое упоминание об открытке?
4.Кто был автором?
5.Когда появились первые карточки – подобие современной визитки?
Гравированные открытки
Тогда же, в XVIII веке, гравированные карточки типа современных визитных впервые появляются в России. Они значительно отличались от того, что делал Шоффар, хотя русские вельможи, придерживавшиеся французского этикета, несомненно, знали об этом новшестве. Сохранилось несколько таких гравированных, то есть выполненных в технике печати, карточек.
Лубочные картинки
Считается, что дальними предками открытых писем являются так называемые русские народные или лубочные картинки, которые под разными названиями существовали в Германии, Франции и Англии. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII века из Германии. Это были гравированные листы, раскрашенные от руки, которые в старину украшали жилища простого люда: крестьян и ремесленников. Лубок существовал до начала ХХ века, когда его место заняла фотография. Первоначально это были так называемые немецкие или "фряжские" потешные листы, нередко имевшие религиозное содержание, позднее они превратились в копии икон, которые были широко распространены по причине дешевизны. Нередко в крестьянской избе можно было встретить одновременно и бумажные иконы, и потешные листы.
Зачастую лубочными картинками для красоты оклеивали сундуки, но чаще они украшали стены крестьянской избы. Лубок, впрочем, как и все народное искусство, имел множество функций: в крестьянском доме он играл роль поучения и развлечения, украшения и обучения, поскольку обычно содержал текстовую часть, по которой можно было учиться читать. Картинки были для народа своеобразными учебниками по истории и географии, они высмеивали пороки ии показывали добродетельные образцы поведения.
.
Вопросы для обсуждения
1.Как называлась на Руси первая открытка?
2.Когда и откуда они были привезены?
3.Каое содержание они имели?
4.Какую роль они играли в крестьянском доме?
5.Что стало популярным в лубочных картинках?
6.Что появилось на картинках в эпоху Елизаветы?
7.Как трактовалась картина Кот казанский?
На лубках встречаются и изображения исторических персонажей, но в простонародной, фольклорной интерпретации. Так, широко известная картинка XVIII века "Кот казанский" исследователями обычно трактуется как зашифрованное изображение Петра I, вероятно по причине наличия усов. Такова и "Битва Александра Македонского с индийским царем Пором", которая была популярна как в XVIII, так и в XIX веке.
В XVIII веке в русских лубочных картинках очень популярными были героические картинки, где в начале столетия, в петровскую эпоху, в соответствии с духом времени с его радикальными реформами изображали богатырей. Ближе к середине века, в эпоху Елизаветы богатырей сменили изображения кавалеров и дам либо героев западноевропейских романов, изображенных на русский лад, но с иностранными именами, которые появились как подражание французскому галантному жанру. Пример тому - лубок "Храбрый витязь Венциан Францел", где уже само название выдает французское происхождение героя.
Изображение воинов и богатырей на открытках
В январе 1869 года профессор экономики Военной Академии в Вене Эммануил Герман в одной из газет сообщил об изобретенной им "корреспондентской карточке". Автор этого варианта предлагал ограничить текст письма двадцатью словами, включая адрес и подпись. Предложение профессора австро-венгерским правительством было принято, исключая ограничение текста, поскольку для подсчета слов необходимо было содержать значительное число почтовых служащих..
. Таким образом, 1октября 1869 года была выпущена "корреспондентская карточка" с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Это была первая почтовая открытка В 1871 году их стали продавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, в 1872 году сюда присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон, в 1873 - Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, в 1874 - Италия.
В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872года. Они были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: "На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает". Российские открытки были разного цвета. Самые ранние - серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние. 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать "бланки открытых писем частного изготовления". До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.
Вопросы для обсуждения:
1.Когда была изобретена корреспондентская карточка?
2.Какой текст она могла содержать?
3.Когда были введены в России открытые письма?
4.Какие виды карточек существовали?
II этап работы - практический
Планируемые результаты::
1. Анализировать и понимать особенности образного языка при работе над открыткой;
2.Создавать самостоятельные варианты декора;
3.Освоение навыков декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.