Публикация является частью публикации:
Белый месяц красной датой
К нам в Бурятию пришел
Был почти забыт когда – то
Нынче вновь себя обрел
Пусть обычай возродится
Пусть почувствует народ
Что душа его лучится
Если праздник в нем живет!
«Когда приходит Белый месяц, мы,Как предки, можжевельник воскуряем – Очаг свой очищаем, поздравляем Друг друга с окончанием зимы»
САГААЛГАН (БЕЛЫЙ МЕСЯЦ) – новогодний праздник по лунному календарю. История Сагаалгана очень древняя. Отмечать его в феврале, на границе зимы и весны, начали в XIII веке по приказу хана Хубилая, внука Чингис-хана. Но было время, когда на него был наложен запрет.Поэтому бурятский народ с большим одобрением встретил Указ Президиума Верховного Совета Бурятии от 24 января 1990 г. «О придании национальному празднику «Сагаалган» статуса народного праздника».
В праздновании Сагаалгана выделялись три основные фазы: канун, первый день Нового года, остальные дни праздника.Сутки перед Сагаалганом по-бурятски называют «бутуу удэр» - закрытый, глухой или, переводя по смыслу, темный.Традиция проводов старого года называется «бутуулэх». Люди спешили, прежде всего, рассчитаться с долгами, важно было помириться с тем, с кем случился разлад или ссора. Еще за месяц наводили порядок в доме и ограде, выгребали весь мусор, затем проводили обряд очищения – окуривали всех членов семьи и имевшиеся строения.
Накануне Нового года совершался обряд «бурхан дэлгээлгэ» (развешивание бурханов): раскрывались и вывешивались изображения божеств, писанных на холсте. Затем перед божницей ставились яства, зажигались «зула» (лампады), «хужэ» (спрессованные в виде палочки ароматные травы).
В дацанах накануне Нового года начинаются хуралы (богослужения), посвященные Сагаалгану.
Проводится обряд «Дугжууба», во время которого проводится специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого, для того, чтобы в новом году человек имел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие. Накануне праздника, люди обтирались кусочком теста, затем лепили из него фигурку человечка, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды. Люди приносили эти фигурки в будущий костёр. После молебна лама зажигал костер, а люди просили, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Разжигание костра – обязательный ритуал «Дугжууба».
Гостеприимен мой народ бурятский,И гостю он знаком иль не знаком.Повсюду, где горит огонь очажный,Он преподносит чашу с молоком.Дорогим гостям по случаю Нового года,Собравшимся здесь.Дорогим коллегам, родителям, малым детям.По народному обычаю, по светлой традицииПодносим мы хадак,Степных просторов белую пищуПросим отведать вас.Мира и счастья во всём утверждайте, здоровья вам всем.
Обряд «Золголго»
Приветствие «Золголго» выражает идею преемственности поколений: младший протягивал руки ладонями вверх, выражая готовность воспринять от старшего его знания, опыт, мастерство, а старший на протянутые к нему руки возлагал свои, ладонями вниз. Этот жест означает также и то, что младший по возрасту всегда опора и поддержка старшего.
«Пусть в каждом доме пребудут пять видов счастья: Долголетие, Счастье, Плодовитость, Почёт, Богатство»
Наш бурятский хоровод
Взяться за руки зовет.
Если встанешь с нами в круг,
Значит ты хороший друг.
Ёхор наш танцуют так:
Влево шаг, направо шаг,
Шаг вперед, и шаг назад
Величальной песне в лад.
И весну, и Новый год
Славит ёхор-хоровод.
Цыденжап Жимбиев
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.