Презентация к лекции по методике обучения иностранному языку "Проблемный метод"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 09.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблемное обучение является одной из интерактивных образовательных технологий. Интерактивное значит диалоговое, предполагающее субъект-субъектное взаимодействие между обучающими и обучаемыми.. Сущность проблемного обучения состоит в том, что оно основано не на передаче готовой информации, а на получении учащимися новых знаний и умений с помощью решения теоретических и практических проблем.Презентация к лекции по проблемному обучению иностранному языку.Сущность проблемного обучения состоит в том, что оно основано не на передаче готовой информации, а на получении учащимися новых знаний и умений с помощью решения теоретических и практических проблем.
Иконка файла материала ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ИЯ.ppt
ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД НА УРОКЕ ИЯ Основные понятия Технологии проблемного обучения на ИЯ
Пирамида обучаемости (К. Роджерс)
Интерактивное обучение Это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие обучающих и обучаемых. Это – проблемное, проектное, групповое, игровое и другие виды обучения.
Проблемное обучение: предтечи Джон Дьюи (1859-1952) - американский философ- прагматик, психолог, педагог. А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, И.Я. Лернер и др. К. Леха (1964) и В. Оконь (1964)
Теория проблемного обученияДжон Дьюи четыре важнейших потребности- инстинкта: Социальный Конструирования Художественного выражения Исследовательский
ПО основано не на передаче готовой информации, а на получении учащимися новых знаний и умений с помощью решения Сущность теории проблемного обучения (ПО) теоретических и практических проблем.
Основные понятия проблемного обучения «Проблемная ситуация» «Проблемная задача» «Проблема» «Проблемность» «Уровни проблемности»  «Принципы проблемности» «Проблематизация»
Проблемная ситуация Человеку не хватает имеющихся знаний или известных способов действия, т. е. имеет место противоречие между знанием и незнанием
Проблемная задача Это – проблема с ограниченным полем поиска решения Проблемная задача имеет обучающую ценность только тогда, когда задание является трудным, но посильным. Проблемная задача не обязательно должна быть сформулирована в виде вопроса: некоторые проблемы принимают вид заданий, выраженных с помощью рекомендаций («сделайте то и то, чтобы проверить...»)
Проблемное задание (задача) Само по себе не является проблемной ситуацией Проблемная задача — средство создания проблемной ситуации
Принципы проблемного обучения Научность и доступность Связь обучения с жизнью Систематичность обучения Наглядность обучения Сознательность и активность обучающихся
Способы создания проблемных ситуаций  1. Столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения 3. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, где есть противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах 2. Использование учебных и жизненных ситуаций для поиска путей их практического решения
Способы создания проблемных ситуаций 4. Выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка 5. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению, обобщению фактов, явлений, правил, действий 6. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы 9. Организация межпредметных связей
Главное правило создания проблемной ситуации Дано Требуется доказать
Технология проблемного обучения Ставится проблема и ученики (при непосредственном участии учителя или самостоятельно) исследуют пути и способы ее решения Они строят гипотезу, намечают и обсуждают деятельности способы проверки истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают  Учитель побуждает их к поисковой
Формы и виды познавательной самостоятельности Проблемное изложение Частично-поисковая деятельность Самостоятельная исследовательская деятельность
Виды проблемного обучения по М.И. Махмутову Научное творчество Практическое творчество Художественное творчество
Уровни проблемности в обучении 1.Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при слушании и обсуждении учениками 2.Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под руководством находят решение решает 3.Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить  4.Ученик сам ставит проблему и сам ее
Достоинства проблемного обучения Развитие внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности обучающихся Развитие самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативы, нестандартности мышления, осторожности и решительности
Недостатки проблемного обучения Большие затраты времени на достижение запланированных результатов Слабая управляемость познавательной деятельностью обучающихся  Затруднения у обучающихся
Как учить? По мнению М.И. Махмутова, проблемное обучение не может заменить всего обучения, но без принципа проблемности обучение не сможет быть развивающим
Проблемные способы формирования языковых навыков Интернациональные слова с тем же значением Отработка всех производных слова Слова, о значении которых можно догадаться по контексту, по форме Задания на творческое применение изученного (guess the word: macilt-climate) Задания на исправление ошибок, сопоставление, множественный выбор
Проблемное обучение говорению Говорение – продукция в новой ситуации. Все упражнения должны быть упражнениями не в проговаривании, а в говорении У говорящего есть определенная речевая задача и им осуществляется речевое воздействие на собеседника
Этапы проблемного обучения говорению на ИЯ Мотивировать на говорение: показать фильм-эпизод, диафильм, сюжетную картину (фотографию), рассказать какой-либо случай, дать прочесть о чем-либо интересном, чтобы это взволновало учащихся и побудило к высказыванию  Дать средства для осуществления высказывания: слова, грамматические конструкции, речевые образцы, опоры, инструкции
Проблемное обучение чтению и аудированию Прочитайте (прослушайте) и скажите почему Придумайте окончание… Расскажите от лица… Сравните различные точки зрения Определите объективность суждений Обоснуйте согласие/ не согласие с выводами автора Интервью, беседа, дискуссия ролевая игра, драматизация и т.п.
Проблемное обучение письму ответы на вопросы анкет, формуляров автобиография и резюме (CV) заявление (о приеме на работу, о зачислении на учебу) поздравительная открытка записка (просьба, приглашение, сообщение) письма, личные и официальные, и ответы на них рассказ /описание (по картинке, о событиях в личной жизни) репортаж о каких-либо событиях заметка/письмо в молодежную газету или журнал изложение (услышанного или прочитанного текста) план, тезисы устного высказывания/пись менного текста рабочие записи, конспект аннотация, реферат, доклад, сочинение, эссе рецензия (на книгу или фильм) проектная и курсовая работа
Проблемное обучение переводу Непроблемные задания Проблемные задания  1.Переведите  предложения,  содержащие  многозначные  слова ­ МС 2.Переведите  предложения,  содержащие  слова­ неологизмы  ­  СН.  Возьмите  слов  новых  «Словарь  английского языка» 3.Переведите  предложения  многофункциональными  словамиМС следующие  с  Способы  проблематизации Изменение  формулировки  задания Добавление  проблемной части в  виде вопроса  «Почему?»   и  1. Найдите соответствия МС в РЯ,  переведите  и  сравните  варианты  переводов 2.  Переведите  содержащие слова­неологизмы.  Каким словарем воспользуетесь и  почему? предложения,  3.Найдите  русские  соответствия  с  МС  и  переведите  предложения.  Почему  возникают  трудности  при  переводе  таких  слов?  Сравните  ваши переводы Изменение  формулировки  добавление  проблемной части
Контакты Гринченко Наталья Александровна ЕГУ им. И.А. Бунина, кафедра романо-германских языков и перевода, институт филологии