Проблемное обучение является одной из интерактивных образовательных технологий. Интерактивное значит диалоговое, предполагающее субъект-субъектное взаимодействие между обучающими и обучаемыми.. Сущность проблемного обучения состоит в том, что оно основано не на передаче готовой информации, а на получении учащимися новых знаний и умений с помощью решения теоретических и практических проблем.Презентация к лекции по проблемному обучению иностранному языку.Сущность проблемного обучения состоит в том, что оно основано не на передаче готовой информации, а на получении учащимися новых знаний и умений с помощью решения теоретических и практических проблем.
ПРОБЛЕМНЫЙ
МЕТОД НА УРОКЕ ИЯ
Основные понятия
Технологии проблемного
обучения на ИЯ
Пирамида обучаемости (К. Роджерс)
Интерактивное обучение
Это диалоговое обучение, в ходе
которого осуществляется
взаимодействие обучающих и
обучаемых.
Это – проблемное, проектное,
групповое, игровое и другие виды
обучения.
Проблемное обучение:
предтечи
Джон Дьюи (1859-1952) -
американский философ-
прагматик, психолог, педагог.
А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов,
А.В. Брушлинский, И.Я. Лернер и
др.
К. Леха (1964) и В. Оконь (1964)
Теория проблемного
обученияДжон Дьюи
четыре важнейших потребности-
инстинкта:
Социальный
Конструирования
Художественного выражения
Исследовательский
ПО основано не на
передаче готовой
информации, а на получении
учащимися новых знаний и
умений с помощью решения
Сущность теории проблемного обучения
(ПО)
теоретических и
практических проблем.
Основные понятия проблемного
обучения
«Проблемная ситуация»
«Проблемная задача»
«Проблема»
«Проблемность»
«Уровни проблемности»
«Принципы проблемности»
«Проблематизация»
Проблемная ситуация
Человеку не хватает
имеющихся знаний или
известных способов
действия, т. е. имеет место
противоречие между
знанием и незнанием
Проблемная задача
Это – проблема с ограниченным полем
поиска решения
Проблемная задача имеет обучающую
ценность только тогда, когда задание
является трудным, но посильным.
Проблемная задача не обязательно должна
быть сформулирована в виде вопроса:
некоторые проблемы принимают вид
заданий, выраженных с помощью
рекомендаций («сделайте то и то, чтобы
проверить...»)
Проблемное задание
(задача)
Само по себе не является
проблемной ситуацией
Проблемная задача —
средство создания
проблемной ситуации
Принципы проблемного
обучения
Научность и доступность
Связь обучения с жизнью
Систематичность обучения
Наглядность обучения
Сознательность и активность
обучающихся
Способы создания проблемных
ситуаций
1. Столкновение учащихся с явлениями и
фактами, требующими теоретического
объяснения
3. Побуждение учащихся к анализу фактов и
явлений действительности, где есть
противоречия между житейскими
представлениями и научными понятиями об
этих фактах
2. Использование учебных и жизненных
ситуаций для поиска путей их
практического решения
Способы создания проблемных
ситуаций
4. Выдвижение гипотез, формулировка
выводов и их опытная проверка
5. Побуждение учащихся к сравнению,
сопоставлению и противопоставлению,
обобщению фактов, явлений, правил,
действий
6. Ознакомление учащихся с фактами,
носящими как будто бы необъяснимый
характер и приведшими в истории науки к
постановке научной проблемы
9. Организация межпредметных связей
Главное правило
создания проблемной
ситуации
Дано
Требуется
доказать
Технология проблемного
обучения
Ставится проблема и ученики (при
непосредственном участии учителя или
самостоятельно) исследуют пути и способы ее
решения
Они строят гипотезу, намечают и обсуждают
деятельности
способы проверки истинности,
аргументируют, проводят эксперименты,
наблюдения, анализируют их результаты,
рассуждают, доказывают
Учитель побуждает их к поисковой
Формы и виды познавательной
самостоятельности
Проблемное изложение
Частично-поисковая
деятельность
Самостоятельная
исследовательская
деятельность
Виды проблемного
обучения по
М.И. Махмутову
Научное
творчество
Практическое
творчество
Художественное
творчество
Уровни проблемности в
обучении
1.Учитель сам ставит проблему (задачу) и
сам решает ее при слушании и
обсуждении учениками
2.Учитель ставит проблему, ученики
самостоятельно или под руководством
находят решение
решает
3.Ученик ставит проблему, преподаватель
помогает ее решить
4.Ученик сам ставит проблему и сам ее
Достоинства проблемного
обучения
Развитие внимания, наблюдательности,
активизации мышления, активизации
познавательной деятельности
обучающихся
Развитие самостоятельности,
ответственности, критичности и
самокритичности, инициативы,
нестандартности мышления,
осторожности и решительности
Недостатки проблемного
обучения
Большие затраты времени на
достижение запланированных
результатов
Слабая управляемость
познавательной деятельностью
обучающихся
Затруднения у обучающихся
Как учить?
По мнению М.И. Махмутова,
проблемное обучение не
может заменить всего
обучения, но без принципа
проблемности обучение не
сможет быть развивающим
Проблемные способы
формирования языковых
навыков
Интернациональные слова с тем же значением
Отработка всех производных слова
Слова, о значении которых можно догадаться
по контексту, по форме
Задания на творческое применение изученного
(guess the word: macilt-climate)
Задания на исправление ошибок,
сопоставление, множественный выбор
Проблемное обучение
говорению
Говорение – продукция в новой
ситуации.
Все упражнения должны быть
упражнениями не в проговаривании, а
в говорении
У говорящего есть определенная
речевая задача и им осуществляется
речевое воздействие на собеседника
Этапы проблемного обучения говорению
на ИЯ
Мотивировать на говорение: показать
фильм-эпизод, диафильм, сюжетную картину
(фотографию), рассказать какой-либо случай,
дать прочесть о чем-либо интересном, чтобы
это взволновало учащихся и побудило к
высказыванию
Дать средства для осуществления
высказывания: слова, грамматические
конструкции, речевые образцы, опоры,
инструкции
Проблемное обучение чтению и
аудированию
Прочитайте (прослушайте) и скажите
почему
Придумайте окончание…
Расскажите от лица…
Сравните различные точки зрения
Определите объективность суждений
Обоснуйте согласие/ не согласие с выводами
автора
Интервью, беседа, дискуссия
ролевая игра, драматизация и т.п.
Проблемное обучение
письму
ответы на вопросы
анкет, формуляров
автобиография и
резюме (CV)
заявление (о приеме на
работу, о зачислении
на учебу)
поздравительная
открытка
записка (просьба,
приглашение,
сообщение)
письма, личные и
официальные, и
ответы на них
рассказ /описание (по
картинке, о событиях в
личной жизни)
репортаж о каких-либо
событиях
заметка/письмо в
молодежную газету
или журнал
изложение
(услышанного или
прочитанного текста)
план, тезисы устного
высказывания/пись
менного текста
рабочие записи,
конспект
аннотация, реферат,
доклад, сочинение,
эссе
рецензия (на книгу или
фильм)
проектная и курсовая
работа
Проблемное обучение
переводу
Непроблемные задания
Проблемные задания
1.Переведите предложения,
содержащие многозначные
слова МС
2.Переведите предложения,
содержащие
слова
неологизмы СН. Возьмите
слов
новых
«Словарь
английского языка»
3.Переведите
предложения
многофункциональными
словамиМС
следующие
с
Способы
проблематизации
Изменение
формулировки
задания
Добавление
проблемной части в
виде вопроса
«Почему?»
и
1. Найдите соответствия МС в РЯ,
переведите и сравните варианты
переводов
2. Переведите
содержащие слованеологизмы.
Каким словарем воспользуетесь и
почему?
предложения,
3.Найдите русские соответствия с
МС и переведите предложения.
Почему возникают трудности при
переводе таких слов? Сравните
ваши переводы
Изменение
формулировки
добавление
проблемной части
Контакты
Гринченко Наталья
Александровна
ЕГУ им. И.А. Бунина, кафедра
романо-германских языков и
перевода, институт филологии