Цель моей работы - узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую работу.
Задачи:
1. Формировать речевые умения, обогащать свою речь.
2. Развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию, самостоятельно добывать знания.
3. Прививать любовь к русскому слову, развивать устную и письменную речь учащихся.Постановка проблемы
обусловлена тем, что роль фразеологизмов в современном общении снижается, искажается. Многие люди не знают, как правильно произносить и понимать фразеологизмы,
когда и зачем их нужно употреблять.
«Особенности употребления
«Особенности употребления
фразеологизмов в речи
фразеологизмов в речи
современного человека»
современного человека»
Мастеркласс
учителя начальных классов
Каплиной Любови Павловны
МБОУ Новомеловатская СОШ
Постановка проблемы
обусловлена тем, что роль фразеологизмов в
современном общении снижается, искажается.
Многие люди не знают, как правильно
произносить и понимать фразеологизмы,
когда и зачем их нужно употреблять.
Цель моей работы узнать как можно больше о
фразеологизмах, проведя определённую работу.
1. Формировать речевые умения, обогащать свою речь.
2. Развивать умение работать самостоятельно с
Задачи:
дополнительной литературой, расширять кругозор,
повышать эрудицию, самостоятельно добывать знания.
3. Прививать любовь к русскому слову, развивать устную и
письменную речь учащихся.
Какие универсальные учебные действия
будут формироваться в ходе нашего
занятия?
личностные,
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные.
Еще Иван Сергеевич Тургенев говорил о том, что
Выявление источников информации.
надо беречь чистоту русского языка. Ведь
фразеологические обороты – особый пласт
Словари, энциклопедии,
интернет- ресурсы
свои мысли
русского языка, часть культуры нашего народа, –
должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.
Фразеологизмы украшают речь, делают её
выразительной, образной. Чем богаче словарный
запас, тем интереснее, ярче выражает человек
• Эмпирический
• Социологический опрос
• Анализ и интерпретация полученных
данных
• Метод включенного наблюдения
Глава 1. Теоретическая часть.
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1 Что такое фразеологизм?
1.1 Что такое фразеологизм?
Фразеологизм, фразеологический оборот
свойственное только данному языку устойчивое
сочетание слов, значение которого не определяется
значением входящих в него слов, взятых по отдельности.
1.2 Классификация и особенности русских
фразеологизмов
Фразеологизмы
Исконно русские
Исконно русские
(выносить сор из избы)
Заимствованные
Заимствованные
(манна небесная)
Особенности фразеологических оборотов
Особенности фразеологических оборотов
Воспроизводимость (не создаются в процессе речи, а
Воспроизводимость
используются такими, какими закрепились в речи).
Устойчивость (не меняются грамматические формы слов).
Устойчивость
Закрепленный порядок слов ( нельзя менять местами слова в
Закрепленный порядок слов
выражении).
Оценочные функции фразеологизмов
Фразеологизмы с отрицательной оценкой
действительности: действовать
на нервы, как без рук,
кот наплакал, выходить из себя.
Фразеологизмы с положительной оценкой
действительности: всё в порядке,
золотые руки, на вес золота,
не давать себя в обиду.
Глава 2. Практическая часть.
Глава 2. Практическая часть.
Речевое поведение современного человека в сфере использования
Речевое поведение современного человека в сфере использования
фразеологических единиц..
фразеологических единиц
бить баклуши (правильных ответов 19)
задирать нос (правильных ответов 7)
кожа да кости (правильных ответов 9)
вставлять палки в колеса (правильных ответов 11)
ловлю на слове (правильных ответов 6)
на свежую голову (правильных ответов 7)
на своих двоих (правильных ответов 8)
перемывать косточки (правильных ответов 3)
тютелька в тютельку (правильных ответов 5)
как бедный родственник (правильных ответов 4)
Результаты опроса
Результаты опроса
Опрошено 23 человека. Правильно ответили: 9 человек.
Из них: учителя – 2 человека, учащиеся 8 класса 3
человека, 7 класса 1 человек, 6 класса 1 человек,
жители села 2.
Не на все вопросы ответили правильно: 14 человек. Из
них: учащиеся 8 класса – 3 человека, учащиеся 6 класса –
1 человек, учащиеся 7 класса 1 человек, жители села – 9
человек.
Результаты анкетирования
Результаты анкетирования
3. Как часто ты используешь
фразеологизмы?
4. Откуда ты узнаешь фразеологизмы?
Результаты социологического опроса и анкетирования
показали:
•большинство знают, что такое фразеологизмы;
•знакомы со словарём фразеологизмов;
•примеры фразеологизмов привести могут
Но основная масса опрошенных сделали для себя вывод,
что объяснить значения многих фразеологизмов не могут
и в речи они их употребляют редко.
В современном употреблении фразеологических
оборотов всё чаще встречается отступление от нормы,
неправильность, намеренно допускаемая говорящими
с определенной целью.
Материал моей работы может использоваться на уроках
русского языка и внеурочных занятиях. Вторым этапом
моей работы будет исследование употребления
фразеологизмов в речи современной молодежи.