Презентация к образовательному курсу "Основа Генетики"
Оценка 5

Презентация к образовательному курсу "Основа Генетики"

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
биология +2
8 кл—11 кл +1
20.05.2019
Презентация к образовательному курсу "Основа Генетики"
Данная презентация разработана для работы по программе "Основа генетики". Она хорошо подходит для работы как на элективных курсах, так и на основных занятиях, если этого требует программа. В презентацию входят 3 блока: 1. Введение в генетику. Генетика как наука. Методы исследования в генетике. Человек как объект генетических исследований; 2. Законы Менделя. Взаимодействие генов. Закономерности наследственности и изменчивости человека; 3. Молекулярные основы наследственности. Генетическая роль ДНК И РНК. Хромосомы как носители наследственной информации. Хромосомная теория наследственности.
Генетика.pptx

ТЕМА «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ» Составитель:

ТЕМА «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ» Составитель:

ТЕМА «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ»

Составитель:
Коршунова Е.О.
ПДО МБОУ ДО Кванториум

Введение в генетику. Генетика как наука

Введение в генетику. Генетика как наука

1. Введение в генетику. Генетика как наука. Методы исследования в генетике. Человек как объект генетических исследований
2. Законы Менделя. Взаимодействие генов. Закономерности наследственности и изменчивости человека
3. Молекулярные основы наследственности. Генетическая роль ДНК И РНК. Хромосомы как носители наследственной информации. Хромосомная теория наследственности

Введение в генетику. -Генетика как наука

Введение в генетику. -Генетика как наука

-Введение в генетику. -Генетика как наука. -Методы исследования в генетике. -Человек как объект генетических исследований

ГЕНЕТИКА – наука о наследственности и изменчивости организмов, о закономерностях наследственной изменчивости и о материальных основах наследственности

ГЕНЕТИКА – наука о наследственности и изменчивости организмов, о закономерностях наследственной изменчивости и о материальных основах наследственности

ГЕНЕТИКА – наука о наследственности и изменчивости организмов, о закономерностях наследственной изменчивости и о материальных основах наследственности.
(от греческого geneticos - относящийся к происхождению, рождению) выдающимся английским биологом Уильямом Бэтсоном

Генетика как наука имеет дело со следующими проблемами: хранение генетической информации; передача генетической информации; реализация генетической информации (использование ее в конкретных признаках развивающегося организма под…

Генетика как наука имеет дело со следующими проблемами: хранение генетической информации; передача генетической информации; реализация генетической информации (использование ее в конкретных признаках развивающегося организма под…

Генетика как наука имеет дело со следующими проблемами:

хранение генетической информации;
передача генетической информации;
реализация генетической информации (использование ее в конкретных признаках развивающегося организма под влиянием внешней среды);
изменение генетической информации (типы и причины изменений, механизмы).

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ Наследственность — свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями, а также повторять определенный тип индивидуального развития

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ Наследственность — свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями, а также повторять определенный тип индивидуального развития

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Наследственность — свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями, а также повторять определенный тип индивидуального развития.
Изменчивость — вариабельность (разнообразие) признаков среди представителей данного вида.
Наследование - передача генетической информации одним поколением другому (родителями или родителем – потомству).
Наследуемость — доля фенотипической изменчивости в популяции, обусловленная генетической изменчивостью (в отношении к определённому качественному или количественному признаку).
Ген — последовательность нуклеотидов в ДНК, которая кодирует определённую РНК.

Геном — общая генетическая информация, содержащаяся в генах организма, или генетический состав клетки

Геном — общая генетическая информация, содержащаяся в генах организма, или генетический состав клетки

Геном — общая генетическая информация, содержащаяся в генах организма, или генетический состав клетки.
Генотип - 1) вся генетическая информация организма; 2) генетическая характеристика организма по одному или нескольким изучаемым локусам.
Фенотип— внешнее проявление свойств организма, зависящих от его генотипа и факторов окружающей среды.
Аллельные гены - различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологических хромосом. Аллели определяют варианты развития одного и того же признака.

Гомозиготный организм — организм, имеющий две идентичные гаметы данного гена в гомологичных хромосомах

Гомозиготный организм — организм, имеющий две идентичные гаметы данного гена в гомологичных хромосомах

Гомозиготный организм — организм, имеющий две идентичные гаметы данного гена в гомологичных хромосомах.
Гетерозиготный – разные гаметы.
Альтернативные признаки - взаимоисключающие, контрастные признаки.
Доминантный аллель - выраженная в фенотипе независимо от присутствия в геноме другого аллеля.
Рецессивные аллели – подавляемые доминантными.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ Гибридологический метод - процесс скрещивания с целью получения гибридов

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ Гибридологический метод - процесс скрещивания с целью получения гибридов

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ

Гибридологический метод - процесс скрещивания с целью получения гибридов
Моногибридное - наследование проводится по одной паре альтернативных признаков
Дигибридное скрещивание – по двум парам альтернативных признаков
Полигибридное скрещивание – по 3,4 и более парам альтернативных признаков
Биометрические методы позволили обосновать положение фенотипа
биохимические методы исследования

НАПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕТИКИ В зависимости от объекта изучения различают: генетику человека генетику животных генетику микроорганизмов и тому подобное в зависимости от уровня исследований - популяционную науку…

НАПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕТИКИ В зависимости от объекта изучения различают: генетику человека генетику животных генетику микроорганизмов и тому подобное в зависимости от уровня исследований - популяционную науку…

НАПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕТИКИ

В зависимости от объекта изучения различают:
генетику человека
генетику животных
генетику микроорганизмов и тому подобное
в зависимости от уровня исследований - популяционную науку о наследовании, цитогенетику, биохимическую и молекулярную генетику

Человек как объект генетического исследования

Человек как объект генетического исследования

Человек как объект генетического исследования

Биологические особенности:
позднее половое созревание, малочисленное потомство у одной пары родителей, в основном моноплодная беременность (исключение - близнецы); большой срок беременности, медленная смена поколений (20 - 25 лет), особенности кариотипа (большое число хромосом и др.),

Социально-этические особенности невозможность направленных скрещиваний в интересах исследователя, отсутствие точной регистрации наследственных признаков (проводится не всегда и не везде), невозможность создания одинаковых условий жизни для…

Социально-этические особенности невозможность направленных скрещиваний в интересах исследователя, отсутствие точной регистрации наследственных признаков (проводится не всегда и не везде), невозможность создания одинаковых условий жизни для…

Социально-этические особенности
невозможность направленных скрещиваний в интересах исследователя, отсутствие точной регистрации наследственных признаков (проводится не всегда и не везде), невозможность создания одинаковых условий жизни для всех людей

Методы изучения генетики человека

Методы изучения генетики человека

Методы изучения генетики человека

Генеалогический метод

Презентация к образовательному курсу "Основа Генетики"

Презентация к образовательному курсу "Основа Генетики"

Близнецовый метод

Близнецовый метод

Близнецовый метод

 

Цитогенетический метод метод микроскопического изучения наследственных структур клетки - хромосом

Цитогенетический метод метод микроскопического изучения наследственных структур клетки - хромосом

Цитогенетический метод

 метод микроскопического изучения наследственных структур клетки - хромосом. Он включает кариотипирование и определение полового хроматина.

Кариотипирование Аберрация хромосомная (хромосомная аномалия) - обобщенное название любого из типов хромосомных (изменение структуры хромосом) или геномных (изменение числа хромосом) мутаций

Кариотипирование Аберрация хромосомная (хромосомная аномалия) - обобщенное название любого из типов хромосомных (изменение структуры хромосом) или геномных (изменение числа хромосом) мутаций

Кариотипирование

Аберрация хромосомная (хромосомная аномалия) - обобщенное название любого из типов хромосомных (изменение структуры хромосом) или геномных (изменение числа хромосом) мутаций.


На генетической карте хромосомы показывается относительное расположение генов на хромосоме и расстояние между ними.
К настоящему времени генетические карты построены для всех хромосом человека .

Презентация к образовательному курсу "Основа Генетики"

Презентация к образовательному курсу "Основа Генетики"

Презентация к образовательному курсу "Основа Генетики"

Презентация к образовательному курсу "Основа Генетики"

Презентация к образовательному курсу "Основа Генетики"

Презентация к образовательному курсу "Основа Генетики"

Определение Х-полового хроматина хроматин, присутствующий только в женских соматических клетках

Определение Х-полового хроматина хроматин, присутствующий только в женских соматических клетках

Определение Х-полового хроматина

хроматин, присутствующий только в женских соматических клетках. По половому хроматину можно определить пол ребенка до его рождения; такое определение производится путем изучения клеток, или в процессе исследования хорионических ворсинок. :

Методы пренатальной диагностики

Методы пренатальной диагностики

Методы пренатальной диагностики 

Метод моделирования наследственных болезней

Метод моделирования наследственных болезней

Метод моделирования наследственных болезней

Онтогенетический (биохимический) метод

Онтогенетический (биохимический) метод

Онтогенетический (биохимический) метод

Популяционно-статистический метод метод изучения распространения наследственных признаков (наследственных заболеваний) в популяциях

Популяционно-статистический метод метод изучения распространения наследственных признаков (наследственных заболеваний) в популяциях

Популяционно-статистический метод

метод изучения распространения наследственных признаков (наследственных заболеваний) в популяциях

Методы молекулярной генетики

Методы молекулярной генетики

Методы молекулярной генетики

Законы Менделя. Взаимодействие генов

Законы Менделя. Взаимодействие генов

Законы Менделя. Взаимодействие генов. Закономерности наследственности и изменчивости человека

НЕМНОГО ИСТОРИИ…. Грегор Иоганн

НЕМНОГО ИСТОРИИ…. Грегор Иоганн

НЕМНОГО ИСТОРИИ….

Грегор Иоганн Мендель
(1822 – 1884)
биолог, ботаник, открывший законы наследственности

I ЗАКОН МЕНДЕЛЯ ЗАКОН ЕДИНООБРАЗИЯ

I ЗАКОН МЕНДЕЛЯ ЗАКОН ЕДИНООБРАЗИЯ

I ЗАКОН МЕНДЕЛЯ

ЗАКОН ЕДИНООБРАЗИЯ ГИБРИДОВ

Задача 1

Задача 1

Задача 1

Решение

Решение

Решение

Задача 2 У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха

Задача 2 У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха

Задача 2

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных особей?

Решение

Решение

Решение

Задача 3 У пшеницы ген карликового роста доминантен над геном нормального роста

Задача 3 У пшеницы ген карликового роста доминантен над геном нормального роста

Задача 3

У пшеницы ген карликового роста доминантен над геном нормального роста. Определите, какое будет потомство при скрещивании гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной пшеницей.

Решение При скрещивании карликовой

Решение При скрещивании карликовой

Решение

При скрещивании карликовой АА и нормальной пшеницы аа карликовая пшеница дает гаметы с геном А, нормальная пшеница дает гаметы с геном а. Потомство F1 получится карликовым Аа, так как потомки гетерозиготные 

II ЗАКОН МЕНДЕЛЯ ЗАКОН РАСЩЕПЛЕНИЯ

II ЗАКОН МЕНДЕЛЯ ЗАКОН РАСЩЕПЛЕНИЯ

II ЗАКОН МЕНДЕЛЯ

ЗАКОН РАСЩЕПЛЕНИЯ

Задача 4 У пшеницы ген карликового роста доминантен над геном нормального роста

Задача 4 У пшеницы ген карликового роста доминантен над геном нормального роста

Задача 4

У пшеницы ген карликового роста доминантен над геном нормального роста. Определите, какое будет потомство при скрещивании гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной пшеницей и какое будет потомство при скрещивании двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

Решение При скрещивании двух гетерозиготных организмов карликовой пшеницы

Решение При скрещивании двух гетерозиготных организмов карликовой пшеницы

Решение

При скрещивании двух гетерозиготных организмов карликовой пшеницы Аа образуются от родительских форм два типа гамет, А и а. Сочетание этих гамет дает три генотипа: ¼ с генотипом АА, 2/4 с генотипом Аа, ¼ с генотипом аа. Снова получаем соотношение по росту 3:1.

Задача 5 У томатов ген, который дает красный цвет плодов, доминирует над геном, отвечающим за желтую окраску плодов

Задача 5 У томатов ген, который дает красный цвет плодов, доминирует над геном, отвечающим за желтую окраску плодов

Задача 5

У томатов ген, который дает красный цвет плодов, доминирует над геном, отвечающим за желтую окраску плодов. При скрещивании красных томатов между собой получено 9114 растений с красными плодами и 3021 растений с желтыми плодами. Каковы генотипы родителей и потомства?

Решение Растения с красными плодами могут иметь генотипы

Решение Растения с красными плодами могут иметь генотипы

Решение

Растения с красными плодами могут иметь генотипы АА или Аа. Если бы растения имели генотип  АА, то в поколении F1 не наблюдалось расщепление

Если бы у одного из родителей был генотип

Если бы у одного из родителей был генотип

Если бы у одного из родителей был генотип АА, а у другого Аа, то в результате их скрещивания расщепления не было

По условию задачи можно заметить, что происходит расщепление в первом поколении в соотношении 3:1

По условию задачи можно заметить, что происходит расщепление в первом поколении в соотношении 3:1

По условию задачи можно заметить, что происходит расщепление в первом поколении в соотношении 3:1. Это значит, что растения гетерозиготные и имеют генотип Аа. Следовательно, образуют гаметы А и а. При их слиянии образуются генотипы АА, Аа, аа и соответствуют соотношению по окраске 3:1 

III ЗАКОН МЕНДЕЛЯ ЗАКОН НЕЗАВИСИМОГО

III ЗАКОН МЕНДЕЛЯ ЗАКОН НЕЗАВИСИМОГО

III ЗАКОН МЕНДЕЛЯ

ЗАКОН НЕЗАВИСИМОГО НАСЛЕДОВАНИЯ РАЗНЫХ ПАР ПРИЗНАКОВ

Задача 7 У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, а гладкая кожица плодов доминирует над опушенной

Задача 7 У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, а гладкая кожица плодов доминирует над опушенной

Задача 7

У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, а гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Скрестили между собой гомозиготные растения томатов с красными и гладкими плодами с гомозиготным растением томатов с желтыми и опушенными плодами. Определите генотип и фенотип потомства.
Условие задачи
Обозначим ген, отвечающий за красную окраску плодов – А; за желтую окраску плодов – а
за гладкие плоды   – В; за опушенные плоды   – в
F2 – ?
Родительские организмы гомозиготные и имеют генотипы ААВВ и аавв, они продуцируют гаметы одного типа.

Решение Растение с красными плодами образует гаметы, несущие доминантные аллели

Решение Растение с красными плодами образует гаметы, несущие доминантные аллели

Решение

Растение с красными плодами образует гаметы, несущие доминантные аллели АВ, а растение с желтыми плодами образует гаметы, несущие рецессивные аллели ав. Сочетание этих гамет приводит к образованию дигетерозиготы АаВв, поскольку гены А и В доминантные, то все гибриды первого поколения будут иметь красные и гладкие плоды.
Скрестим растения с красными и гладкими плодами из поколения F1c растением, имеющим желтые и опушенные плоды. Определим генотип и фенотип потомства.

Один из родителей является дигетерозиготой, его генотип

Один из родителей является дигетерозиготой, его генотип

Один из родителей является дигетерозиготой, его генотип АаВв, второй родитель гомозиготен по рецессивным аллелям, его генотип – аавв. Дигетерозиготный организм продуцирует следующие типы гамет: АВАваВав; гомозиготный организм – гаметы одного типа: ав. В результате получается четыре генотипических класса: АаВвАаввааВваавв и четыре фенотипических класса: красные гладкие, красные опушенные, желтые гладкие, желтые опушенные.
Расщепление по каждому из признаков: по окраске плодов 1:1, по кожице плодов 1:1.

Задача 8 У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а карий цвет глаз над голубым

Задача 8 У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а карий цвет глаз над голубым

Задача 8

У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а карий цвет глаз над голубым. Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Установить генотипы всех членов семьи.

Решение

Решение

Решение

Задача 9 Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазового левшу, у них родилось два ребенка – голубоглазый правша и голубоглазый левша

Задача 9 Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазового левшу, у них родилось два ребенка – голубоглазый правша и голубоглазый левша

Задача 9

Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазового левшу, у них родилось два ребенка – голубоглазый правша и голубоглазый левша. Определить генотип матери.
Запишем условие задачи:
А – карие глаза
а – голубые глаза
В – праворукость
в – леворукость
аавв – генотип отца, он гомозиготен по рецессивным аллелям двух генов
А – ? В – ? – генотип матери имеет два доминантных гена и теоретически может иметь
генотипы: ААВВАаВВААВвАаВв.
F1 – ааввааВ – ?

При наличии генотипа ААВВ у матери не наблюдалось бы никакого расщепления в потомстве: все дети были бы кареглазыми правшами и имели бы генотип

При наличии генотипа ААВВ у матери не наблюдалось бы никакого расщепления в потомстве: все дети были бы кареглазыми правшами и имели бы генотип

При наличии генотипа ААВВ у матери не наблюдалось бы никакого расщепления в потомстве: все дети были бы кареглазыми правшами и имели бы генотип АаВв, поскольку у отца образуются гаметы одного типа ав 

Два ребенка имеют голубые глаза – значит, мать гетерозиготна по цвету глаз

Два ребенка имеют голубые глаза – значит, мать гетерозиготна по цвету глаз

Два ребенка имеют голубые глаза – значит, мать гетерозиготна по цвету глаз Аа, кроме этого один из детей – левша – это говорит о том, что мать имеет рецессивный ген в, отвечающий за леворукость, то есть мать – типичная дигетерозигота. 

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2019