Данная презентация подготовлена к педагогическому совету. В ней представлен материал по технологиям "Дебаты", "Кластер". Подробно описано, как использовать технологии при организации занятий, есть практический материал. Организация занятий с использованием технологии "Дебаты" предусматривает предварительную подготовку и определённую структуру проведения (в формате Карла Поппера).
Интерактивные
технологии в
формировании и
развитии в
комплексно-
информационной
среде.
Подготовила
Федосова Н.В.
дебаты
хаотичные
ЧТО ТАКОЕ ДЕБАТЫ?
Формальные
пытаются
дебаты,
упорядочить
происходящие в повседневной жизни.
Формальные дебаты начинаются с
темы, представляющей собой краткую
формулировку темы дебатов. Каждая
команда (утверждающая команда и
пытаются
отрицающая
убедить нейтрального судью. Для этого
с
они
помощью аргументов и опровергают
аргументы своих оппонентов.
команда)
защищают
свою позицию
ПОЧЕМУ ДЕБАТЫ?
Умение вести дебаты пригодятся
вам в жизни.
Они помогут вам в развитии
критического мышления. Они
научат вас смотреть на вещи с
разных точек зрения, подвергать
сомнению факты и идеи, они
научат вас логически выстраивать
аргументацию и убеждать. Вы
научитесь общаться.
ЗНАЧЕНИЕ ДЕБАТОВ
в
задуманы
Дебаты организованы таким образом,
чтобы помочь вам получить знания и
вашего
умения, необходимые для
преуспевания
современном
демократическом обществе. Изначально
были
они
вид
деятельности,
ваше
одновременно
образование
доставляющий
удовольствие.
этому принципу, первое
Согласно
предназначение
-
обучение. Другими словами, обучение
чем
большее
имеет
победа. Если вы участвуете в дебатах
только для того, чтобы выиграть, то вы
поставили себе неправильную цель.
как
обогащающий
и
вам
дебатов
значение,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА
В дебатах тема формулируется в
виде утверждения. Например:
«Обучение мальчиков и девочек
должно быть раздельным»
УЧАСТНИКИ ДЕБАТОВ
Утверждающая сторона (команда).
Сокращенно: У1-первый спикер
утверждающей команды, У2-второй спикер
утверждающей команды, У3-третий спикер
утверждающей команды. В дебатах
спикеры утверждающей стороны должны
попытаться убедить судей в правильности
своих позиций.
Сокращенно: О1-первый, О2-второй, О3-
третий спикеры команды отрицания.
Спикеры отрицающей стороны должны
доказать судье, что позиция
утверждающей стороны неверна.
Отрицающая сторона (команда).
УЧАСТНИКИ ДЕБАТОВ
Тьютор - тренер команды, учитель.
Таймкипер - человек, который
следит за временем выступления
спикеров
Эксперт, судья - выслушав
аргументы обеих сторон, выступает с
решением какой команде отдано
предпочтение и почему, чьи
аргументы и способы доказательства
были более убедительны.
ПРАВИЛА
Формируя пакет аргументов, вы
закладываете своеобразный фундамент
собственного кейса. Для его генерации
используется техника мозгового штурма, в
котором обязательно принимает участие
вся команда. Тема рассматривается со всех
аспектов, и к ним подбираются аргументы.
Не ограничивайтесь количеством
аргументов, пусть их будет несколько
десятков. Из них выберите 5-10 самых
реалистичных, предполагая возможные
линии доказательств. Полученный пакет
разбейте на аспекты. У вас должна
получиться следующая система
аргументации.
Построение кейса
Тема
Актуальность
Определения понятий
Поддержки и доказательства
Аспекты
Аргументы
Вывод
У каждого члена
команды есть свои
обязанности. Роли и
лимиты времени каждого
спикера должны быть
следующими:
5 мин.
Делает презентацию и даёт
определение темы, объясняет
ключевые слова, обосновывает
аспекты рассмотрения данной
темы, представляет все
аргументы команды в
организованной форме,
переходит к доказательству (по
возможности), заканчивает
чёткой формулировкой общей
линии.
О3 задаёт перекрёстные
вопросы с целью принизить
значение аргументов У1, У1
О3 к У1
2 мин
отвечает
Делает презентацию. Отрицает
тему, формулирует тезис отрицания.
Принимает определение У1.
Представляет позицию отрицающей
стороны, принимает аспекты У1 или
представляет другие аспекты,
представляет кейс отрицающей
стороны. Отвергает утверждения У1
и выдвигает свои всевозможные
О1
5 мин
отрицающие аргументы.
Заканчивает чёткой формулировкой
общей линии отрицающей стороны.
У3 к О1
2 мин.
У3 задаёт перекрёстные
вопросы О1; О1 отвечает.
У2
4 мин.
Восстанавливает
утверждающий кейс,
приводит новые
доказательства,
опровергает отрицающий
кейс, новых аргументов не
приводит, заканчивает
чёткой формулировкой
общей линии своей
команды.
О1 к У2
2 мин.
О1 задаёт перекрёстные
вопросы У2; У2 отвечает.
О2
4 мин.
Восстанавливает отрицающую
позицию, развивает свою линию,
обосновывая отрицающий кейс,
продолжает опровергать
утверждающую позицию,
приводит новые доказательства,
но не приводит новых
аргументов. Заканчивает чёткой
формулировкой общей линии
отрицающей команды.
У1 к О2
2 мин.
У1 задаёт перекрёстные
вопросы О2; О2 отвечает.
У3
4 мин.
линию утверждения.
Акцентирует основные моменты
дебатов, следует структуре
утверждающего кейса, выявляет
уязвимые места в отрицающем
кейсе. Сравнивает аргументы
обеих сторон, объясняет почему
аргументы утверждения более
убедительны. Не приводит
новых аргументов. Завершает
Акцентирует узловые моменты,
следуя структуре отрицающего
кейса. Выявляет уязвимые места
в утверждающем кейсе.
Сравнивает аргументы обеих
сторон, объясняет почему
аргументы отрицания более
убедительны. Не приводит
новых аргументов. Завершает
О3
4 мин.
линию отрицания.
Каждая команда имеет
право взять не более 6
минут для консультаций
друг с другом. Один
таймаут не может
превышать 2-х минут
Первые два спикера
команды должны
обеспечить материал для
проведения
сравнительного анализа
позиций.
Третий спикер должен
сравнить аргументы и
контраргументы
оппонентов. Выделить
точки столкновения
мнений во время игры и
доказать, почему его
команда была
убедительнее в своем
доказательстве
1. “Кластер – это
графическая (в виде
рисунков) форма
изображения информации,
где отдельные блоки связаны
между собой смысловыми
линиями. Блоки
распределяются по объему
своего содержания по
принципу “вишенки”. Форма
может быть самая
разнообразная”.
В центре ставится обсуждаемое
понятие, образ. Вокруг
располагаются “приоритетные
слова”: определения
(прилагательные, местоимения),
использованные автором для
характеристики этого образа;
мотивы (глаголы, причастия,
деепричастия), показывающие
действия названного образа;
обстоятельства (наречия,
существительные с предлогами),
при которых осуществляются эти
действия.
Такая схематизация
помогает полному
коллективно.
раскрытию образа. Эта
работа должна вестись
и индивидуально, и
Составляя свой кластер,
ученик учится думать, а
делясь своими
открытиями с классом,
он обогащается. Ученики
таким образом
взаимообучаются.
Взаимообучение –
процесс интересный и
эффективный.
Н.С.Лесков. «Зверь»
Люди как звери
дядя,
его семья,
гувернёр
Кольберг,
Ферапонт,
Анна
ДАР
Звери как люди
Сганарель
понятлив»
«Зверь был слишком
«сберёг этот дружеский
дар»