Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русский язык
5 кл
14.03.2017
- Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.
-Исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.
- Работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих[2].
В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству»[3].
До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой и т. п.
Аджимавова Проект.ppt
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Меня зовут Алиса, и я…
Довольно дурацкое имя! нетерпеливо перебил
её Шалтай. Что оно означает?
Разве имя должно чтонибудь означать?
спросила озадаченная Алиса.
Вне всякого сомнения, фыркнул Шалтай
Болтай. Лично моё имя указывает на ту форму,
которая мне присуща. Потрясающая форма! А с
таким именем, как у тебя, можно оказаться какой
хочешь формы, даже самой уродливой.
Л.Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»
МИР ШКОЛЬНЫХ
ПРОЗВИЩ
Работу выполнили:
Аджимавова Наиля,
Соколовская Дарья,
обучающиеся 5 Б класса
Порошинской СОШ.
Руководитель:
Сидорова Алла Ивановна,
учитель русского языка и
литературы
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Цель исследования:
Изучить наличие прозвищ и особенности их
происхождения у школьников 45 классов,
проанализировать отношение школьников к прозвищам.
Гипотеза:
Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно
существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища
распространены среди школьников. Так ли это?
Задачи:
изучить научнопопулярную литературу по данной теме;
провести анкетирование с целью изучения особенностей и
происхождения прозвищ;
выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют
прозвища;
составить картотеку школьных прозвищ;
проанализировать отношение школьников к прозвищам;
подобрать психологические рекомендации ребятам, не
принимающим свое прозвище.
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
CОБСТВЕННОЕ ИМЯ
своеобразный социальный знак
словесный талисман
дается без участия носителя
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЗВИЩ
Личными именами наших предков до Х века служили различные
признаки людей, их действия, а также предметы внешнего мира: Завьял
вялый, Балуш – баловник, Яруха – злой, Батура – упрямец.
После крещения Руси в Х веке среди русских и других восточных славян
церковью вводятся личные имена в честь православных святых:
Александр, Петр (греч.), Виктор, Марина, Татьяна (лат.); Святослав,
Любовь (слав.)
После принятия христианства имена «дохристианские» стали даваться
как прозвища за внешний вид, физические недостатки, определенные
качества, по месту жительства, изза суеверий: прозвища поселка
Решетиха: Карсаки, Пирожок, Бублик.
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
ЧТО ТАКОЕ ПРОЗВИЩЕ?
Прозвище – название, данное человеку
по какойнибудь характерной его черте,
свойству.
(Словарь под редакцией С.И.Ожегова)
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЕТСЯ
ПРОЗВИЩЕ ОТ ИМЕНИ?
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
ГРУППЫ ПРОЗВИЩНЫХ
НАИМЕНОВАНИЙ
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
ШКОЛЬНЫЕ
ПРОЗВИЩА
Прозвища чрезвычайно важная
часть мира детей. Они изобретаются
детьми для детей и существуют во
всех школах, во всех классах, городах
и селах. Иногда прозвище настолько
прочно закрепляется за человеком,
что его вообще перестают называть по
имени. Есть довольно популярные
прозвища – Плакса, Ябеда, Мелкий,
Серый.
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
УЧАЩИЕСЯ СЧИТАЮТ…
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
КЛАССИФИКАЦИЯ
ШКОЛЬНЫХ ПРОЗВИЩ УЧАЩИХСЯ
и передавались по
Если раньше прозвища давались по имени или профессии
теперь
предка
большинство прозвищ
школьникам от их
фамилий и имен, например, Кулаша (Сергей Кулагин), Дрон
(Александр Дороничев),Хоттабыч (Антон Хабаров), Суслик
(Аня Сулейманова), Карась (Михаил Каримов), Симон
(Евгений Симонов), Матвей (Сергей Матвеев).
наследству,
дается
то
На втором месте находятся прозвища, данные школьникам по
их внешнему виду: 220 вольт, Песик, Длинноногая, Пудель.
Следующее место занимают прозвища, данные по поступкам,
чертам характера и в зависимости от случая: Пушкобрюк,
Гарик, Валя, Getfan.
Часть ребят выбрала себе прозвища ники, используемые в
интернет – общении: cafe,
Niki, Kenny, dj Mix
Прозвища создаются школьниками очень активно, что
объясняется
детей
переходного возраста – стремлением к необычному,
новому.
психологическими
свойствами
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
ПОДВЕДЕМ ИТОГ
Прозвище человека нечто большее, чем просто средство
общения. Прозвище может возникнуть как в результате
долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по
воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается
остальными.
Как и многие другие социальные явления, система прозвищ,
является не только формой солидарности, но и, например
поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может
служить проявлением симпатии и быть средством
оскорбления.
Придумывает прозвища некто, кому детским сообществом
разрешено присваивать прозвища. Попытки всех остальных
оканчиваются неудачей.
Проанализировав наши школьные прозвища, выяснив
причину их появления, мы бы хотели помочь ребятам не
реагировать на них болезненно и обратиться при
необходимости к советам психолога.
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
ГОВОРЯ О МЕТКОСТИ НАРОДНОГО ЯЗЫКА,
НЕЛЬЗЯ НЕ ВСПОМНИТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ
СЛОВА
НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ:
«Выражается сильно российский народ! И если
наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род
и потомство, утащит он его с собой и на
службу, и в отставку, и в Петербург, и на край
света. И как уж потом ни хитри и ни
облагораживай свое прозвище, хоть заставь
пишущих людишек выводить его за наемную
плату от древнекняжеского рода, ничто не
поможет: каркнет само за себя во все воронье
горло, и скажет ясно, откуда вылетела птица.
И нечего прибавить уже потом, какой у тебя
нос или губы, одной чертой обрисован ты уже
весь с ног до головы».
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Презентация к проекту "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.
2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. –
М.,1983.
3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1984.
5. Розенталь Д.Э. Словарьсправочник
лингвистических терминов. – М.,1976.
6. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные
русские фамилии. – М.,1984.
7. Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. –
М., 1980.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.