Презентацию можно использовать на родительском собрании в детском саду на тему "Детская тревожность". Цели: обсудить с родителями проблему тревожности у детей; обобщить знания родителей о влиянии тревожности на психическое развитие ребенка; познакомить родителей со способами коррекции и профилактики тревожного состояния.
Детская
тревожность
(презентация для родителей)
Презентацию подготовила:
воспитатель: Внукова Н.В.
Что такое тревожность?
Тревожность - это довольно устойчивая
психологическая
в
человека
самым
индивидуальная
особенность,
повышенной
испытывать
по
разным поводам (или вовсе без них)
Тревога- это эпизодическое проявление
беспокойства, волнения ребенка.
которая
склонности
беспокойство
состоит
Тревожность
тревожность, ситуативная
как качество (связана с конкретной
Личности ситуацией)
(перенимается от
родителей:
пессимисты,
меланхолики)
•
•
•
•
Детские возрастные страхи
•
смерть (дети осознают конечность жизни);
3 – 5лет
страшные сны;
нападение бандитов;
огонь и пожар;
болезнь и операция;
природные стихии;
ядовитые змеи;
•
•
•
•
•
•
смерть близких родственников.
•
Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.);
6 – 7 лет
потеря родителей или страх потеряться самому;
чувство одиночество
•
школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего»
•
ребенка);
физическое насилие.
•
Что же является причинами возникновения
и закрепления тревожности у детей?
• отсутствие у детей ощущения физической безопасности;
• отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;
• ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги;
• к ребенку предъявляются завышенные требования;
• неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;
• потеря любви (любви матери, расположения сверстников);
• чувство вины, которое обычно проявляется не ранее 4х лет. У старших дошкольников
чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя
как недостойного;
• неспособность овладеть средой. Происходит это, когда ребенок чувствует, что не может
справиться с проблемами, которые выдвигает среда.
• возникновение тревоги в состоянии переживания, возникающее при наличии препятствия к
достижению желаемой цели или сильной потребности.
• влияние телевидения на детскую психику огромно и порой негативно.
В психологии выделяют две основные формы
тревожности:
открытая – сознательно переживаемая и проявляемая
в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
скрытая – в разной степени неосознаваемая,
проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии,
нечувствительности к реальному неблагополучию и
даже в отрицании его, либо косвенным путем – через
специфические способы поведения
А сейчас попытаемся определить
портрет тревожного ребенка
.
Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и
к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе
дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое
ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что
они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными,
предпочитают не обращать на себя внимание окружающих,
ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются
точно выполнять требования родителей и воспитателей не
нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей
называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность,
аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер
ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Дети чувствуют себя
беспомощными, опасаются играть
в новые игры, приступать к новым
видам деятельности. У них высокие
требования к себе, они очень
самокритичны.
Для тревожных детей характерны и соматические
проблемы: боли в животе, головокружения, головные
боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное
дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто
ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах,
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они
учащенное сердцебиение.
боятся не самого события, а его
предчувствия. Часто они ожидают
самого худшего.
Критерии определения тревожности у ребенка
Постоянное беспокойство.
Трудность, иногда даже невозможность
сконцентрироваться на чемлибо.
Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
Раздражительность.
Нарушение сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы
один из критериев, перечисленных выше, постоянно
проявляется в его поведении.
Специалисты рекомендуют проводить
работу с тревожными детьми в трех
направлениях:
1.Повышение самооценки.
2.Обучение ребенка умению управлять собой в
конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного
напряжения.
1. Повышение самооценки ребенка.
методы
присутствии
Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать
следующие
работы.
Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его
в
взрослых.
При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать
таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом
время.
Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться
установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет
ребенка.
чувство
доверия
других
детей
душу
и
в
Очевидно, что быстрых результатов такой работы ожидать нельзя,
взрослые
поэтому
должны
запастись
терпением.
2. Обучение ребенка способам снятия
мышечного и эмоционального
напряжений.
Как показывают наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных
детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и
шеи. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и
эмоциональное — можно научить их выполнять релаксационные
упражнения.
Кроме релаксационных игр в работе с тревожными детьми необходимо
также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт
с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с
водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и
др.)
Использование элементов массажа и даже простое растирание тела
также способствуют снятию мышечного напряжения.
Отработка навыков владения собой в
ситуациях, травмирующих ребенка.
Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций,
будущем.
возможных
так
и
в
Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении
предоставляет
игра.
взрослым
ролевая
Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и
конкретизирует свой страх, а используя прием доведения данной роли до
абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны
(иногда комической), относиться к нему как к менее значимому.
Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности
в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.
Советы родителям
• Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее
• Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать
полное право.
условия, в которых
ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в
темноте, пусть засыпает при свете,. Таким образом, вы
показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.
• Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
• Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем
времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то. Надо
готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
• Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что
его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего
боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
• Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением
• Убеждайте ребенка, что все будет хорошо. Старайтесь в любой
своего лица. Улыбайтесь чаще.
ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра».
е в В
у
р
к
с
В
х
и
ш
х !
а
а