Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа» Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ДЛЯ УРОКОВ МХК НА ТЕМУ:
«ДЕНЬ НАРОДНОГО ЭПОСА «КАЛЕВАЛА»
Составила
Учитель МХК
Трушина Светлана Юрьевна
Одним из самых любимых финнами праздников является 28 февраля — День народного эпоса «Калевалы».
Эпос «Калевала» — произведение великого народа, собранный и опубликованный в 1835 году финским литературным деятелем, учёным и поэтом, врачом по основной профессии, Элиасом Леннротом (1802—1884), уходит своими корнями в глубину столетий и даже тысячелетий. Мифы, лежащие в основе «Калевалы», сложились еще во 2-1 тысячелетиях до н.э.
«Каждый год в Финляндии и Карелии проходит «Калевальский карнавал», в форме уличного костюмированного шествия, а также театрализованных представлений по сюжету эпоса.
Когда-то давным-давно, по холмистым равнинам Карелии на сотни километров раскинулись глухие деревушки, по которым пешим ходом от одной к другой брёл собиратель народных песен-рун Элиас Лённрот, сын бедного деревенского портного, который стал известным профессором и исследователем карело-финского эпоса и к тому же академиком Российской академии наук.
Народный эпос «Калевала», который финский исследователь по крупицам и долгие годы собирал в карельских землях, подобен гомеровской «Иллиаде» и «Одиссее» по характеру своего появления помог жителям Карелии и Финляндии выработать современный финский литературный язык. «Калевала» — это не просто эпос, это уникальный и единый памятник народного творчества Карелии и Финляндии.
Главный герой «Калевалы» — старый песнопевец Вяйнямёйнен— герой, создающий магией или добывающий хитростью лодку, рыболовную сеть, музыкальный инструмент кантеле и прочие вещи; в других рунах он создает мировое древо — залог благополучия мироздания, добывает в иных мирах мудрость для людей, участвует в засевании первой пашни.
Сюжеты «Калевалы» присутствуют в творчестве многих художников. Широко известен цикл картин со сценами из «Калевалы» финского художника Аксели Галлен-Каллела. По мотивам «Калевалы» карельским композитором Гельмером Синисало был написан балет «Сампо», который впервые был поставлен в Петрозаводске 27 марта 1959 года. Это произведение имело большой успех и неоднократно исполнялось как в СССР, так и за рубежом. В этом же году по мотивам «Калевалы» был снят совместный советско-финский фильм «Сампо»
(режиссёр Александр Птушко).
Финский и карельский народы, гордясь леннротовской «Калевалой», воспринимают ее как национальное достояние, но каждый народ по-своему. Для финнов — это национальный эпос, который выполнил свою главную роль: пробуждение национального самосознания, формирования нации.
Финляндия в 1917 году стала суверенным государством. И когда возникала опасность утраты этой суверенности в двух войнах с Советским Союзом, «Калевала» снова поддерживала национальный дух славным прошлым.
Финны доверчивы и наивны как дети. Несмотря на эмоциональность, умеют молчать, когда внутри бушует пламя. Эти народные черты являются продолжением того эпического характера, которым, например, отличался кузнец Ильмаринен. Когда принесшая столько бед детям Калевы редкозубая старуха Лоухи почувствовала, что «ей несчастье угрожает», она обернулась голубком и явилась к кузнецу с доброй вестью, и тот поверил воркованью.
Многие художники были вдохновлены карело-финским эпосом. Одним из наиболее заметных среди них был Аксели Галлен-Каллела, создавший цикл картин, иллюстрирующих сцены из Калевалы.
Посмотрим иллюстрации из детской книги советских времен, их автор - Николай Кочергин:
Тексты «Калевалы» послужили сюжетом для большинства песен финской мелодик-метал группы Amorphis. В 2001 году детский писатель Игорь Востряков пересказал Калевалу для детей в прозе, а в 2011 году сделал пересказ Калевалы в стихах.
Каждый год проходит «Калевальский карнавал» в форме уличного праздника-карнавала. Побывав на стилизованном Калевальском карнавале, каждый может приобщиться к культуре финнов, глубже понять ее особенности и традиции. Каждый гость получает редкую возможность совершить символическое путешествие вместе с калевальскими героями в самую удивительную и волшебную пору — пору белых ночей. Это позволяет преодолеть языковые, национальные и политические барьеры, создать единое культурное пространство под эгидой творчества и «Калевалы».
В Дни «Калевалы» проводят многие литературные, художественные, творческие праздники.Ушли те люди, которые пели старые руны. Не все новые руны, к сожалению, созвучны эпосу. Но ведь это, кажется, только начало времени, о котором сказал, уплывая, Вяйнямёйнен:
«Ждать, искать меня здесь будут...».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.