ОБРАЗОВАНИЕ
ДЕЕПРИЧАСТИЙ
6 класс
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ6 класс
Презентация к уроку
Деепричастия несовершенног
о вида
- как правило, образуются от
основы настоящего времени
посредством суффикса -а(-я):
сверка-ют - сверка-я, грем-ят -
грем-я, стуч-ат - стуч-а.
Презентация к уроку
Несовершенного вида
В отдельных случаях (от глаголов
несовершенного вида с суффиксом -ва-:
давать, сознавать и со связанной
основой, например отставать) эти
деепричастия образуются от основы
неопределенной формы: выдава-ть -
выдава-я, отстава-ть - отстава-я.
Презентация к уроку
Деепричастия совершенного
вида
- образуются от основы
неопределенной формы
посредством суффиксов -в,
-вши, -ши.
Презентация к уроку
Совершенного вида
Суффикс -в, реже -вши, присоединяется к
основам на гласный:
прогуля-ть - прогуля-в, получить - получи-в.
Вариант на -вши является обязательным
для образования деепричастия от
возвратных глаголов:
воз-врати-ться - возврати-вшись.
Презентация к уроку
Совершенного вида
Суффикс -ши применяется при образовании
деепричастий от глаголов с основой
неопределенной формы на согласный:
истечь - истекши.
От основ с суффиксом -ну-, выпадающим в
прошедшем времени, возможно двоякое
образование деепричастия:
промокну-ть - промокну-в, промок-ши.
Презентация к уроку
РЕДКО!
Деепричастия на -в, -вши, -ши от глаголов
несовершенного вида употребляются
редко:
Волк, евши, никогда костей не
разбирает (Кр.).
Такие деепричастия обычны с отрицанием:
Но Ленский, не имев, конечно, охоты узы
брака несть, с Онегиным желал сердечно
знакомство покороче свесть (П.).
Презентация к уроку
Фразеологические обороты
Многие из деепричастий с
суффиксом -а (-я) от глаголов
совершенного вида входят в
состав фразеологических
сочетаний, например:
положа руку на сердце и т.п.
Презентация к уроку
Из предложений выписать деепричастия и
указать, от какого глагола они образованы и
их вид.
Некоторое время постоял он на крыльце,
наслаждаясь утренней прохладой и
оглядывая все вокруг.
2) Тяжело дыша, отец подошел к дивану и,
не раздеваясь, прилег.
3) Вера пела по утрам, умываясь в ручье,
днем, работая в поле, вечером,
возвращаясь к домику лесника.
Презентация к уроку
При изучении деепричастий следует остановиться
на одной из очень распространенных ошибок — на
неправильном употреблении деепричастных
оборотов в устной и письменной речи.
«Дойдя до опушки леса, ему послышались крики»
Получив известие о Павле, радость охватила Ниловну.
3) Изучая «Слово о полку Игореве», у нас возникает
вопрос, кто автор этого произведения.
4) Включив радио, раздались звуки музыки.
5) Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался
взволнованный сосед.
Презентация к уроку
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.