Презентация к уроку информатики для 10 класса. Учебник: Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина). Тема урока "Что такое система". Цель урока: сформировать понятия система, системный эффект, системный подход как основа научной методологии, изучить свойства системы.Презентация к уроку информатики для 10 класса. Тема урока "Что такое система".
Системология — наука о системах. В чем
состоит содержание этой науки и какое
отношение она имеет к информатике, вам
предстоит узнать из данной главы.
Система — это сложный объект, состоящий из
взаимосвязанных частей (элементов) и
существующий как единое целое. Всякая
система имеет определенное назначение
(функцию, цель).
Первое главное свойство системы —
целесообразность. Это назначение системы,
главная функция, которую она выполняет.
Рассмотрим кучу кирпичей и дом, построенный из
этих кирпичей. Как бы много ни было кирпичей в
куче, ее нельзя назвать системой, потому что в
ней нет единства, нет целесообразности. А
жилой дом имеет вполне конкретное назначение
— в нем можно жить.
Вот другой пример: множество велосипедных
деталей и собранный из них велосипед.
Велосипед — это система. Его назначение — быть
транспортным средством для человека.
Структура системы
Всякая система определяется не только
составом своих частей, но также порядком и
способом объединения этих частей в единое
целое. Все части (элементы) системы находятся
в определенных отношениях или связях друг с
другом. Здесь мы выходим на следующее
важнейшее понятие системологии — понятие
структуры.
Структура — это внутренняя организация
системы.
Структура — это порядок связей между
элементами системы.
Второе главное свойство системы —
целостность. Нарушение элементного состава
или структуры ведет к частичной или полной
утрате целесообразности системы.
Системный эффект
Сущность системного эффекта: всякой системе
свойственны новые качества, не присущие ее
составным частям.
О системах в науке и системном подходе:
Основной смысл исследовательской работы
ученого чаще всего заключается в поиске
системы в предмете его исследования.
Задача всякой науки — найти системные
закономерности в тех объектах и процессах,
которые она изучает.
В повседневной практике слово «система» может
употребляться в различных значениях, в частности:
теория, например, философская система Платона;
классификация, например, Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева;
завершённый метод практической деятельности, например,
способ организации мыслительной деятельности, например,
система Станиславского;
система счисления;
совокупность объектов природы, например, Солнечная
система;
некоторое свойство общества, например, политическая
система, экономическая система и т. п.;
совокупность установившихся норм жизни и правил
поведения, например, законодательная система или система
моральных ценностей;
закономерность («в его действиях прослеживается система»);
конструкция («оружие новой системы»);
и др.
Система- это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей –
Основы системологии
элементов и существующий как единое целое.
Всякая система имеет определенное назначение (функцию, цель)
Состав системы
Структура системы
элемент
подсистема
связи
порядок связей
Всякая система приобретает новые качества, не присущие ее составным
Системный эффект:
частям
Основные свойства системы
Целесообразность- функция,
назначение системы
Целостность: нарушение
элементарного состава или
структуры ведет к полной или
частичной утрате
целесообразности системы
Системной подход- основа научной методологии: необходимость
учета всех существенных системных связей объекта изучения или
воздействия.
Домашнее задание:
1. Повторить основные понятия
2. Приведите примеры систем, имеющих
одинаковый состав (одинаковые
элементы), но разную структуру