КОНЦЕРТ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов»
Петропавловск – Камчатского городского округа
Почетный работник общего образования,
учитель музыки, искусства,
мировой художественной культуры высшей категории
ДУБИНЕЦ ИРИНА ПАВЛОВНА
КОНЦЕРТ
Слово «концерт» происходит от латинского concerto - «состязаюсь» и итальянского concertare - «согласовывать».
«Концерт» - один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят своё выражение по крайней мере пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада.
Концертное исполнительство имеет очень много общего как в своих истоках, так и в современных формах бытования с театральным и цирковым исполнительством.
ВИДЫ КОНЦЕРТА
музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.),
литературный (художественное чтение),
эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)
Понятие «концерт»
пришло к нам из арсенала музыкальных терминов. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона толкует его следующим образом: «Музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения...»
В XVII в Италии в судьбе музыки наступил перелом, музыканты стремились создать свой «новый» стиль. «Когда же Монтеверди провозгласил «взволнованный стиль», а выше всего стала цениться красота мелодии, новые инструменты в руках мастеров - виртуозов постепенно заменила человеческие голоса.
При этом равноправие голосов, свойственное полифонии, нарушилось, инструменты принялись как будто состязаться между собой за право выразить и подчеркнуть мелодию по-своему!
Но как они не старались. Поодиночке им не удавалось передать всю гамму чувств, переживаний, поисков, всё богатство внутреннего мира человека. Только вместе, каждый со своим неповторимым голосом, они могли выполнить эту непростую задачу.
Но надо было их как то организовать! Вот так и родился новый музыкальный жанр - концерт, в котором один или несколько инструментов «состязались» со всеми остальными, и в этом состязании рождалось согласие.»
слово концерт
«…возвращает нас в античность, где было принято устраивать состязания разного рода и в том числе в области художественного исполнительства, первые публичные концерты 18 века были исключительно музыкальные.
Вероятно, с тех пор, как человек заговорил, уже наметилось два способа живого отображения действительности - средствами показа (театр) и средствами рассказа (концертное исполнительство)».
Предшественниками концерта можно считать разного рода состязания древней в Древней Греции и Древнем Риме. Наряду с спортивными состязаниями, демонстрирующими красоту и выносливость человеческого тела, гармоничные греки и римляне ценили умение красиво излагать свои мысли, держать спор и владеть музыкальным инструментом.
В целом, существующий историографический материал позволяет утверждать, что у истоков современных концертных форм стояли четыре типа организаций -- аристократические капеллы и оркестры, разнообразные общества музыкантов-любителей, музыкальные клубы и исполнительские концертные общества.
В Средние века (до второй половины XVIII века) концерт был прерогативой аристократии и носил музыкально-исполнительский характер, к тому же имел закрытую форму, рассчитанную на небольшой круг специально приглашенных лиц.
Первые публичные концерты XVIII века были исключительно музыкальными концертами.
С конца XVIII века в оперном театре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артистов -- любимцев публики с исполнением наиболее эффектных арий из опер или танцев из балетов.
Постепенно артисты в дивертисментах стали пополнять репертуар произведениями, взятыми не только из идущих спектаклей.
Дивертисменты родились в конце XVIII века и длительное время существовали под эгидой театра.
Англия оказалась родиной первых форм развлекательных концертных программ в помещениях салонов-театров, паб-театрах (пивных баров со сценой) и мюзик-холлов (музыкальных залах при гостинице).
Особенного расцвета подобный синтез достиг во Франции во второй половине XIX века. Характерной чертой для Парижа и для других французских городов стала деятельность кафешантанов и кафе-концертов, рассчитанных на небольшое число посетителей.
Три разновидности концертной деятельности XVIII-XIX веков:
собственно сам концерт филармонического плана (жанр серьёзной музыки и литературы),
дивертисмент (под эгидой театра) и концерт-шантан (концертные развлекательные программы в ресторанах, пабах, гостиницах, отелях и т. д.).
С приходом в нашу жизнь нового вида искусства - концерт, неразделимо связано и новое слово «вокзал», которое на сегодня утратило своё первоначальное значение, но которое по-прежнему является неотъемлемой частью истории.
«В XVIII веке вокзалами называли загородные сады с клубно-концертными помещениями, сочетавшие в своих стенах концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами" (наименование «вокзал» перешло к нам от Лондонского «воксал», наиболее раннего из известных столичных увеселительных предприятий подобного типа)».
Первые поезда в России начали ходить между Петербургом и Павловском. Большой популярностью пользовался Павловский вокзал - излюбленное место отдыха жителей столицы, где были построены концертная и танцевальная эстрада. А так как это было и место отправки поездов, то со временем слово «вокзал» потеряло свои первоначальный смысл.
Новый вид искусства развивался в демократическом направлении, чем не мог не вызвать недовольство властей, и как следствие «контроль равноценный запрету».
Вышедший в 1862 году циркуляр окончательно подчинил концертное дело высочайшему контролю, что не могло не сказать на истории развития концертного искусства.
Новый вид искусства, который казалось начал с успехом закрепляться на эстрадных подмостках, вновь становиться принадлежностью ресторанов и кафешантанов.
Сегодня концерт стал самостоятельным явлением искусства, поражая зрителя многоликостью и разнообразием. Он вобрал в себя жанры, выкристаллизовавшиеся в его предыстории: от серьезной -- камерной и симфонической музыки до жанров эстрадных -- развлекательных.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.