ИскусствоВАЛЕНТИНА СЕРОВА
19 января 2015 исполнилось 150 лет со дня рождения Валентина Серова, великого русского портретиста и одного из крупнейших мастеров европейской живописи XIX века ...
Валентин Александрович Серов
родился 19 января 1865 года в Петербурге.
Первые уроки рисования юный Валентин Серов брал у заезжего немецкого художника Арнольда Кемпинга. Однажды мать Серова, Валентина Семеновна, показала рисунки сына знаменитому художнику Репину, и вскоре он начал регулярно заниматься с Серовым. Первое время - в культурной столице Европы Париже, а затем в Абрамцеве и Москве. Видя несомненное дарование Серова, Репин в 1880 году направляет его в Академию художеств, на курсы к знаменитому преподавателю Павлу Чистякову. Здесь молодой Серов быстро завоевывает уважение, его талант вызывает неподдельное восхищение окружающих. Позднее Чистяков, вспоминая о Серове, что он еще никогда ранее не встречал в другом художнике такого всестороннего художественного развития в искусстве: "И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция - все было у Серова, и было в превосходной степени".
За свою сравнительно недолгую творческую жизнь Валентином Серовым было создано несколько сотен портретов. Начиная с ранних шедевров "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем", Серов последовательно усложнял творческие задачи, находя все более лаконичные и, в то же время, выразительные способы передачи характера своих персонажей.
Портрет художника Ильи Репина
Портрет неизвестной.
Портрет С.М.Драгомировой
Серов любил говорить: "Надо так писать, чтобы и без лица портрет был похож, одной фигурой". Прекрасно владея всеми техниками живописи и рисования, Серов первым утвердил карандашный портрет в качестве полноценого произведения искусства (портреты Шаляпина, Левитана и др.)
Портрет артиста Ф.И. Шаляпина. 1905
Девочки Н.А. и Т.А. Касьяновы. 1907
"Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, - вспоминал Серов, - уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности - вот как у старых мастеров".
Свободная вибрация мазка, тонкослойная фактура, насыщенность световыми рефлексами, обилие фрагментарно изображенных предметов,создают впечатление как бы случайно кадрированного пространства. Вместе с тем формат холста близок квадрату. В картине все обдуманное, сочиненное служит тому, чтобы создать иллюзию естественного распорядка жизни.
В Серов. Девочка с персиками
(Портрет В.С.Мамонтовой) ,1997, ГТГ
"Весной 1888 года Серов поехал в Домотканово, где проработал все лето. Серов твердо решил продолжать линию "Девочки с персиками». Он приглядывался к своей двоюродной сестре Маше Симонович, когда она сидела на скамье под развесистым деревом. Сделав несколько набросков в альбоме в поисках задуманной композиции, начал писать с нее этюд. Модель сидела под деревом, прислонившись к стволу старого дуба. Часть фигуры была в тени от густой листвы, зрителю невидной; местами - на кофточке, на поясе и синей юбке - играли солнечные зайчики. День - солнечный, но не яркий. Погода была ровная, один день как другой, и Серов, не переставая, писал июнь, июль и август, создав здесь второе свое значительное произведение, не уступающее первому..."
Девушка, освещенная солнцем
(Портрет М.Я.Симонович). 1888,ГТГ
Монография Игоря Грабаря "Валентин Серов":
Оба портрета наполнены особой одухотворенностью и поэтичностью, что сразу выделило Серова среди других художников и сделало его популярным.
В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан также позировал в своей мастерской). Серов здесь выбирает манеру письма, напоминающую портреты Крамского: сумрачный фон, коричневые тона, суховатая живопись.
"Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы", - пишет о своем друге Коровин.
Но реалистическая живопись "под Крамского", писавшего с протокольной прозаической точностью, призвана уверить, что это - не сочиненный романтический "образ" разочарованного художника-мечтателя, а честно переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической эпохи.
В Серов.
Портрет художника Исаака Левитана
1892
Серов и Коровин были неразлучными друзьями - Савва Мамонтов прозвал их "Коров и Серовин", несмотря на различия в темпераменте и характере, привычках и образе жизни.
Серов, словно подчиняясь темпераменту друга, пишет размашисто, этюдно, яркими пятнами цвета при великолепной воздушной серебристости общего тона, намеренно стилизуя портрет под живопись самого Коровина. Этой манерой письма передан и "вихлястый", по выражению Серова, характер Коровина, и его "артистическая небрежность"; в то же время Коровин изображен здесь как именно творческая личность, человек искусства.
В. Серов
Портрет художника К.А.Коровина. 1891
Произведение принадлежит к числу прославленных образцов парадного портрета кисти Серова, обратившегося к этому роду живописи в 1890-х годах. Развивая традиции отечественного парадного портрета XVIII - начала XIX века, художник создал картину, созвучную эпохе конца века. Ассиметричная композиция, щемяще-грустно звучащее сочетание жемчужно-желтых и густых насыщенных синих тонов, обостренное черными и розовыми, игра острых силуэтов окрашивают образ нотами печали и одиночества, выявляя рефлексирующее начало в характере модели. В числе нескольких других картин портрет был удостоен Гран-при Всемирной выставки 1900 года в Париже.
Портрет С.М.Боткиной.1899
Холст, масло. 189 x 139,5Государственный Русский музей
"Можно положительно сказать, что то, что мог дать и чего не дал Репин, обладающий не меньшим чисто живописным даром, но всю свою жизнь сбивавшимся с толку, то самое дал Серов, являющийся рядом с Левитаном самым красивым и даже самым поэтичным художником конца XIX века." (А.Н.Бенуа)
В Русский музей поступил в 1934 от С.М.Боткиной-Лузиной, ранее – собрание П.Д.Боткина, Москва.
На портрете Серова Юсупова изображена в роскошном модном интерьере, сидящей на атласном диване, где рядом с ней пристроился модный же белый шпиц. Поза княгини нарочито "неудобна" - Серов акцентирует момент позирования "модному« художнику. В портрете доминируют извилистые витиеватые очертания и формы. Беспокойна поза модели, капризно и сложно изломаны руки, прихотливы складки платья - и всему этому словно аккомпанируют "тревожно" изогнутые линии спинки дивана, рокайльные завитки золоченых рам и лепнины и цветочные узоры мебели.
Живопись портрета отличается красотой и благородством колорита, построенного на игре оттенков, подобных красочным переливам жемчуга или перламутра - розоватый, серебристо-серый, кремовый, сиреневый.
В. Серов.
Портрет княгини З.Н.Юсуповой.1902
Конечно же, столь одаренная натура не могла сковывать себя только лишь рамками портретной живописи. Серову в равной степени удавались пейзажи, анималистика, картины на исторические и мифологические темы. Восхищавшийся талантом художника поэт Валерий Брюсов писал: "Серов был реалистом в истинном смысле этого слова. Он безошибочно видел тайну жизни, и то, что он нам показывал, представляло собой саму сущность явлений, которую другие художники увидеть не могут".
Заросший пруд. Домотканово. 1888
Купание лошади, 1905
"Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр... Он похож на Божество Рока, почти на смерть; ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза. Еле поспевают за ним испытанные, закаленные "птенцы", с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, которых он превратил в денщиков и рассыльных. Глядя на это произведение, чувствуешь, что... в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии", -писал о картине Александр Бенуа.
Петр I. 1907
Картина написана по заказу издателя и книготорговца Иосифа Николаевича Кнебеля для репродуцирования в серии "школьных картин" по русской истории.
Зима в Абрамцево. Церковь. 1886
"Трудно найти, даже во всем творчестве Левитана, что-либо более поэтичное и прекрасное, полнее синтезирующее своеобразную прелесть русской природы, нежели серовский «Октябрь» или «Бабу в телеге». По своей прямо классической простоте, по непосредственности впечатления, по искренности такие картины должны встать рядом с лучшими произведениями старых голландцев и барбизонцев."
Баба в телеге. 1896
"Замечательно, что уже самые первые серовские картины, в отличие от репинских, уже красивы. Уже в них с изумительной непринужденностью разрешены чудесные аккорды, уже в них выразилось стремление к гармоничности целого. Никогда Серов не пытался рассказывать, пояснять, забавлять. Он не стыдился своего призвания живописца; он не порывался к более «полезной» деятельности, а весь отдался разрешению чисто живописных задач, зато и достиг в этом направлении полного успеха." (А.Н.Бенуа)
У окна. Портрет О.Ф.Трубниковой. 1886
Георгий Победоносец.1885
Открытое окно. Сирень, 1886. Этюд
Работа поступила в Русский музей в 1923 году от А.П.Боткиной
Трудно переоценить значение афиши Серова, с которой Русские сезоны заявили о себе, как о явлении синтетическом, сочетающем театральное и изобразительное искусство. Александр Бенуа вспоминал :«[Серову] принадлежала прекрасная афиша с портретом танцующей Анны Павловой во весь рост, которой украсился Париж в 1909 году и которая возвещала о нашем первом выступлении».
Павлова Анна Павловна (Матвеевна) (1882-1931), легендарная балерина, выступала на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге, затем в Русских сезонах в Париже, позже создала собственную труппу. Афиша Серова сыграла большую роль в создании мифа об Анне Павловой, ставшей олицетворением достижений русского балета начала XX века. «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» - ревниво заметил Л.Новиков.
Анна Павлова в балете "Сильфиды"1909Холст тонированный, уголь, темпера,
мел. 194 x 170Государственный Русский музей
Эскиз афиши-плаката
Русских сезонов в Париже.
Портрет
Иды Рубинштейн 1910
Холст, темпера, уголь. 147 x 233 , ГРМ
Портрет поступил в Русский музей в 1911 году от автора, Москва. Эскиз портрета – в Государственной Третьяковской Галерее.
Портрет принадлежит к числу выдающихся образцов русского модерна. Его стилистика продиктована особенностями облика и характером искусства модели - известной танцовщицы, прославившейся исполнением партии Шахерезады в одноименном балете на музыку Р.А.Римского-Корсакова, осуществленном антрепризой С.П.Дягилева в Париже.
Рубинштейн Ида Львовна (1880-1960), танцовщица и драматическая артистка, ученица А.П.Ленского и М.М.Фокина. Участвовала в двух первых Русских балетных Сезонах в Париже.
Похищение Европы. 1910
Картон, темпера, уголь.
40 х 52. ГРМ
Работа поступила в
Русский музей
в 1918 году из
собрания Е.М.Терещенко
Петроград; ранее –
собраниеО.Ф.Серовой,
вдовы художника, Москва.
Европа – дочь финикийского царя.Влюбившийся в Европу Зевс явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и в серовской картине). Наконец, Европа решилась сесть на спину быка-Зевса - тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса и впоследствии родила ему трех сыновей-героев.
Серов - первый из художников, изображавших миф о похищении Европы, отступил от первоисточника, рассказывающего о белом быке с золотыми рогами: его коричневый бык напоминает о росписях краснофигурных ваз. Одно из значений имени Европа - "широкоглазая", что созвучно изображению лица Европы, которое дает Серов.
Серовым исполнены несколько живописных вариантов "Похищения Европы", а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура - небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины.
Великолепный, эффектный портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденнойБелосельской-Белозерской (1872—1923), написан в последний год жизни художника. Он стал одним из высших достижений его творчества.
В созданном им портрете-картине живописец уделяет значительное внимание интерьеру дворца княгини. Подробно охарактеризован и туалет княгини, слывшей самой модной дамой Петербурга. Ее поза подчеркнуто картинна, собольи меха и драгоценности поражают великолепием, она вся — демонстрация респектабельности и надменного высокомерия.
Стремление к большому стилю, совершенство пластического решения, колористически тонкая живопись — все направлено на раскрытие психологической сути модели, отличавшейся экстравагантностью поведения: "А я — Ольга Орлова, и мне все позволено«.
Портрет княгини Ольги Орловой. 1911
Холст, масло. 237,5 x 160 Государственный Русский музей
Ретроспектива русского живописца Валентина Серова, открывшаяся в Третьяковской галерее 7 октября, побила рекорд посещаемости: её посетили более 450 тысяч человек. Из-за большого наплыва посетителей выставку продлили ещё на неделю, до 31 января. Ретроспектива Серова, подготовленная к 150-летию художника, включала в себя 255 живописных и графических работ из 25 российских музеев, четырех зарубежных, а также из девяти частных собраний. Экспозиция разместилась на трех этажах Третьяковки на Крымском Валу.
Искусство Серова — это единство и гармония этих двух начал. В основе его — глубоко эстетическое отношение к жизни. Не отгораживаясь от нее, он отчетливо видел несовершенство современного ему общества, его ложь, несправедливость и изображал этот мир со свойственной ему честностью и прямотой. Но писал так, что каждое произведение, будь то портрет, тематическая картина или быстрый набросок, становилось само по себе воплощенной в линиях и красках красотой. В художнике жила жажда прекрасного, он искал его в реальной жизни и страстно, настойчиво утверждал в искусстве. «Я хочу, хочу отрадного…», писал Серов двадцатилетним юношей.
Николай Рерих. "На смерть Валентина Серова"
"Бывают смерти, в которые не верят. Петербург не поверил смерти Серова. Целый день звонили. Целый день спрашивали. Целый день требовали опровержений. Не хотели признать ужасного, непоправимого. Серов - настоящий, подлинный, а потеря его - настоящая, невознаградимая. Жаль умирающих старцев. Жаль умерших детей. Но когда гибнет человек среди яркого творчества, среди счастливых исканий, полный своей работой, то не просто жаль, а страшно, просто ужасно примириться со случившимся.
… Светлым, стремящимся к правде искусством закрепил он свою убедительность в жизни. Был подвиг в жизни и в работе Серова. Редкий и нужный для всей ценности жизни подвиг. Подвиг этот вполне почувствуют еще сильнее. Великий подвиг искусства творил Серов своей правдивой, проникновенной работой, своим неизменно правдивым словом, своим суровым, правдивым отношением к жизни.
… Как об умершем, просто нельзя говорить о Серове. Поймите: ведь до чего бесконечно нужен он нашему искусству.
… Мы будем видеть и знать, что он не забыт, что труд его жизни служит славным примером. Мы и наши дети будем видеть, что произведения Серова оценены все более и более и помещены на лучших местах, а в истории искусства Серову принадлежит одна из самых красивых страниц." Николай Рерих, 1912 г.
"Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют." (Брюсов В.Я.)
Валентин Александрович Серов был прославленным русским портретистом и одним из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Хотя, и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Увековечив свое имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.
"Серов, чьи первые работы сразу же были высоко оценены не только художниками, но и коллекционерами, уже в начале пути оказался лидером. Его стали ценить, от него ждали новых "солнечных" полотен, похожих на портреты девушек, которые так понравились. Но Серов, однажды доказав, что область пленеризма в его всевозможных модификациях ему целиком подвластна, все время и последовательно усложняет картинные задачи, не желая повторяться, а если и возвращается к темам и приемам этих ранних картин, то словно лишь затем, чтобы убедиться, что он не забыл, как это делается."
"Каждый холст Серова был и остается праздником для тех, кто любит и ценит искусство. Его живопись несет нам радость откровения. Она не просто отражает видимый мир — она преображает его, как летний живительный ливень, после которого в серо-голубом воздухе так свежо зеленеет листва деревьев, так бархатисто темнеют их стволы и напитавшаяся влагой лилово-коричневая земля, а мокрые крыши домов голубеют, ловя изменчивые краски неба с бегущими по омытой синеве облаками..." (Волынский Н.Е.)
"Это был замечательный человек. Из всех людей искусства ... он - самое яркое и дорогое воспоминание. Серов не торговал талантом и заказ принимал, только если ему нравилась модель." (князь Юсупов Ф.)
"Девочка с персиками" - совершенный образец импрессионистической живописи. "Девушка, освещенная солнцем" - шаг в сторону постимпрессионизма с его любовью к длительным состояниям человека и природы. Эти картины, подобно живописным аллегориям, любимым искусством классических эпох, соотносятся, как весна и лето или как утро и полдень человеческой жизни. Среди прецедентов в русской художественной традиции это весьма напоминает мизансцену, разыгранную, и тоже при начале творческого пути, двумя парными друг другу произведениями Брюллова - "Итальянское утро" и "Итальянский полдень."
http://rupo.ru/m/2126/150_let_so_dnya_rozhdeniya_walentina_serowa.html
www.vserov.ru
http://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/valentin-serov/valentin-serov-12-zhenskie-portretyi
http://www.hudojnik-impressionist.ru/valentin-serov-portret-ili-repina.htm
http://beta.wikiart.org/ru/valentin-serov/portrait-of-the-artist-ilya-repin-1892#list-search-undefined
http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/4143
http://allpainters.ru/serov-valentin/19652-georgij-pobedonosec-valentin-serov.html
http://vserov.ru/risunok.php
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.