В презентации рассматривается эволюция изображений мира вещей: от выделения в самостоятельный жанр через золотой век голландской живописи и перерождение во второй половине XIX века к современным тенденциям.
Натюрморт – произведение искусства: рисунок, живопись или фотография группы предметов. В английском языке «Still Life» – неподвижная жизнь. В классическом натюрморте изображаются, как правило, цветы, фрукты и другие виды пищи или мертвые животные – отсюда «жизнь». Французский вариант «nature morte» – «натура мертвого» или «мертвая природа».
В настоящее время натюрморт изображает любые объекты - достаточно маленькие - чтобы быть представленными перед зрителем на столе.
НАТЮРМОР
Т
Жанры живописи
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
СОПРОВОЖДАЕТ ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ
ЧЕЛОВЕКА С ДОИСТОРИЧЕСКОГО
ВРЕМЕНИ. ГЛАВНЫЕ ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ
РОДИЛИСЬ ВМЕСТЕ С ПОТРЕБНОСТЬЮ
ЛЮДЕЙ ВЫРАЗИТЬ СВОИ ЧУВСТВА,
ПОРОЖДАЕМЫЕ ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ,
И ПОДЕЛИТЬСЯ НИМИ ДРУГ С ДРУГОМ.
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ РАЗДЕЛЯЮТСЯ В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМЫ,
ЗАИНТЕРЕСОВАВШЕЙ ХУДОЖНИКА-
ЖИВОПИСЦА.
НАТЮРМОРТ - ВАЖНЕЙШЕЕ ЖАНРОВОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА.
Всё находится в чёткой связи с
периодом истории, и жанры тоже:
они рождаются, смешиваются,
изменяются или исчезают.
натюрморта.
ЖИЗНЬ ЖАНРА
Например, только специалисты
знают такой жанр живописи, как
ванитас.
На самом деле это – разновидность
Адриан ван Утрехт. Суета сует
Ванитас – аллегорический натюрморт
(франц. nature morte – «мёртвая природа»)
эпохи барокко, в центре которого
присутствует изображение человеческого
черепа. Название произошло от
латинского слова vanitas, означающего
тщеславие, суета.
Подобные картины - ранняя стадия развития
натюрморта - предназначались для
напоминания о быстротечности жизни,
тщетности удовольствий и неизбежности
смерти.
Наибольшее распространение ванитас получил
во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках.
Отдельные примеры жанра встречаются
во Франции и Испании.
Термин восходит к библейскому стиху:
«Суета сует, сказал Екклесиаст,
суета сует, — всё суета!»
ТАК СКОРОТЕЧНА ЖИЗНЬ,
ИСКУССТВО — ВЕЧНО…
Бартоломеус
Брейн Старший, 1-
я полов. XVI в.
Симон Ренар де
Сен-Андре, ок.
1650
Объекты часто изображаются в беспорядке,
символизируя ниспровержение
достижений, которые они обозначают.
Главная роль практически любого элемента
на картине сводилась к тому, чтобы
показать бренность бытия. Бренность всего
материального, накопленного человеком за
свой короткий век.
Здесь философия ванитас перекликается с
крылатым выражением «Memento mori». А
оно, в свою очередь, означает: «помни, что
[придётся] умирать», «помни о смерти»,
«помни, что смертен».
Распространено было
изображение книг, как
символа накопленных
знаний, мудрости,
которые по итогу не
помогут преодолеть
смерть.
Почти во всех работах присутствовали цветы:
пионы
(праздность), розы (тщеславие), маки (леность),
тюльпаны (безответственность). Совокупно
цветы аллегорически обозначали жизнь,
молодость. А также и то, что всё это преходящее,
временное. На многих работах они изображались
То же самое применительно и к фруктам, овощам.
уже увядающими.
Aeterne pungit cito volat et occidit
(Слава о геройских поступках развеется точно также,
как и сон)
Картины-ванитас - это собрание символов бренности
жизни, тщетности богатства и неизбежности смерти,
предлагающее зрителю пересмотреть свои ценности и
зависимость от мирских удовольствий и имущества,
помнить о смертности и каяться за совершенные грехи.
Натюрморт - один из самых востребованных
жанров. Он выражает индивидуальное и
общественное понимание мира через
изображение его предметного наполнения.
Для настоящего художника до мелочей
важен выбор компонентов натюрморта –
отсюда начинается увлекательный рассказ,
дополняемый чисто художественными
средствами: композицией, рисунком, цветом.
Стилевое своеобразие выражается в жанре
натюрморта особенно явно: здесь
предполагается тщательно продуманная
работа над неподвижной натурой с
выбранным освещением.
Работы Северина Роесена – мастера
американского натюрморта 1-ой полов.
XIX века - написаны в духе немецких и
голландских мастеров натюрморта XVII
в.
Начинавший свою историю как
составная часть религиозных и
жанровых композиций, натюрморт
быстро стал самоценным жанром.
Нидерландский натюрморт (steel-life -
«тихая жизнь») – особая страница
истории искусства. Роскошные
композиции из цветов и снеди или
У голландского натюрморта XVII века
также есть устоявшиеся подвиды.
аскетические аллегории
интеллектуального характера,
«обманки»...
Джеронимус
Свиртс. Натюрмо
рт с попугаем
Жак де Клаюв.
Vanitas «Still
Life»
Голландский натюрморт
начала XVII века
Голландский натюрморт неисчерпаем в
обилии тем.
Одни живописцы объединились в
пристрастии к цветам и фруктам,
другие специализировались на
грубоватом правдоподобии кусков мяса
и рыбы, третьи любовно творили на
холстах кухонную утварь, а четвертые
посвятили себя теме науки и искусства.
Питер Клас.
Натюрморт с
фруктами
Питер Клас.
Натюрморт с
крабом
Виллем Клас Хеда.
Натюрморт с серебряным
кувшином
Ян Брейгель Старший.
Цветы в деревянном
вазоне. 1606-1607 гг.