Презентация к уроку литературного чтения "Музыка Рождества"
Оценка 5
Работа в классе
pptx
воспитательная работа +2
3 кл
27.08.2019
Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом...
Поздравляем с Рождеством!
*Что вы почувствовали, слушая это стихотворение под музыку?
*Какой характер музыки? (спокойный певучий).
*Как вы думаете, где мы можем услышать такую музыку?
( в театре, во Дворце культуры, в церкви)
1 группа.
В церквях звучат молитвы. Главная молитва праздника – это тропарь Рождества Христова
.
* Тропарь (церк.) – песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого. (С.И. Ожегов)
При слушании такой музыки сердце наполняется душевным теплом, добротой и любовью.
* Праздник Рождество Христово считается церковным праздником.
2 группа.
Мы знаем, что первыми о рождении Христа узнали простые пастухи. В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость и указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо младенца.
Узнали об этом событии и волхвы – древние ученые, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда.
*Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, Волхвы поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, указала волхвам путь до самой пещеры. Спасителю волхвы с востока принесли дары.
Ясли тихо светят взору.
Озарён Марии лик;
Звёздный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над ним горит высоко
Та звезда далёких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан.
Каждый из даров имел определённое значение и служил знаком признания Христа:
золото - символ царской власти;
ладан - признание его божественности;
* Ладан - душистое вещество, получаемое из коры белого дерева в Индии и Аравии. Используется для духов, благовоний, входит в состав фимиама (церковные благовония).
* Смирна - драгоценное масло, бальзам, употребляется для помазания.
3 группа.
Во многих странах принято устраивать вертепы.
Так называется изображение пещеры, внутри которой икона и маленький Иисус в яслях. Сверху горит Вифлеемская звезда, которая зажглась на небе, возвещая о рождении Спасителя Мира.
* Вертеп - 1) пещера; 2) убежище, притон; 3) распространённый в старину передвижной кукольный театр для представления пьес религиозного и светского содержания. (С.И. Ожегов)
На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.
*Как мы уже с вами говорили, народ поёт и веселиться, то есть колядует.
- Что такое коляда? (Ответ)
4 группа.
* Коляда - старинный рождественский и новогодний обряд, сопровождающийся обходом соседей с обрядовой песней
(С.И. Ожегов)
Обрядовая песня называется Колядка.
- Колядование - это славянский языческий обряд. Корни этой традиции уходят в глубокую древность. В конце декабря славяне праздновали день рождения Солнца. С этого праздника начинался солнечный год. В этот день зажигали костры, пели, плясали, скатывали с горы горящее колесо. Праздник длился несколько дней.
И все эти дни по домам ходили ряженые и колядовали. Говорят, что колядующие дарят радость. Считалось, что именно их приход принесет хозяевам хороший урожай и добрые новости. Поэтому каждая хозяйка к этому вечеру готовила специальные лакомства, а хозяин, едва заслышав колядки около своего дома, спешил выйти во двор, чтобы встретить дорогих гостей.
Таким образом, колядовать - значит петь на праздничной рождественской неделе.
*Давайте и мы вспомним колядку.
Добрый тебе вечер, ласковый хозяин
Радуйся, радуйся ,земля!
Сын Божий в Мир родился!
Мы к тебе хозяин, с добрыми вестями.
С добрыми вестями из святого града.
*-А как наши друзья, родственники готовятся к Рождеству?
*А почему мы именно ель украшаем у себя дома?
(Ответы детей….)
Давайте обобщим ваши ответы:
1 группа
Ель - символ бессмертия и вечной жизни, возрождения, не увядания, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности, терпения.
Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев. На ней ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов. Древние германцы украшали ель лентами, амулетами, яблоками, яйцами; у подножия зажигали свечи – так задабривали лесных духов и молили богов даровать счастливый год.
2 группа.
Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты - искупление, яблоки - плодородие, яйца - благополучие и гармонию, орехи - непостижимость Божественного Промысла.
3 группа.
Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю.
4 группа.
Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь.
4 Исследовательская деятельность
-*Ребята у меня есть коробочка, попробуйте на слух определить, что в ней лежит? (колокольчики)
*Верно, я даю вам эти колокольчики, а вы, послушав их, скажите, одинаково ли они звучат, что общего и чем отличаются?
- колокольчики разных размеров и из разного материала
-у каждого колокольчика свой голос, это зависит от размера колокола и из какого материала сделан колокол.
*Молодцы. Послушайте звучание колоколов Ростовского храма. Подумайте, каких размеров они могут быть?
5 Слушание «Ростовские колокола»
Колокол как символ России воспевался в песнях, в стихах.
Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»
Ученые установили факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. А когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится…
Как называют людей, которые играют на колоколах? (звонари)
Это трудоемкая работа этому учатся, у нас в России есть даже школа звонарей.
Ребята сегодня у вас есть возможность побывать в роли звонаря.
Мы не просто будем играть, наша задача разучить песню
«Динь-динь –Дон Рождество» Матвиенко и сопровождать наше пение игрой на колокольчиках.
Познакомьтесь с текстом.
1. Какие картины вы представили,
когда слушали стихотворение?
2. Какое чувство, настроение вызвало
у вас стихотворение?
3. C каким настроением автор рисует картины? Почему вы так думаете?
4. Какие слова вам запомнились и
показались необычными?
5. Кто открыл для себя что-то новое?
6. Хотелось бы вам еще раз самим
прочитать стихотворение?
Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Для создания образности и выразительности речи писатели используют различные художественные средства, среди которых можно назвать олицетворение.
Сравнение – это широко распространенный художественный прием, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.
Эпитет — это художественное определение, которое образно и эмоционально характеризует описываемое явление, человека, предмет, события.
Послушайте песенку,
Слушание
Какой характер в музыке?
На какие слова мы будем играть на инструментах
Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
За окошком Рождество!
Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
Рождество уже пришло!
Попробуем прохлопать, показать ритм. Ти- ти- та Ти –короткие, та- длинные
3) Переложение мелодии песни на текст – про себя
Еще раз поем с хлопками.
Исполнение с игрой на колокольчиках.
"Динь-динь-дон!" - к нам в окно
Постучалось Рождество!
За окошком снег блестит,
Елка в гости к нам спешит.
Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
За окошком Рождество!
Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
Рождество уже пришло!
Пригласим его к нам в дом,
Пусть метели за окном,
С доброй вестью волшебства
В день святого Рождества!
Составление синквейна на рождественскую тематику…
Напоминаю правила составления:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Например:
Рождество.
Волшебное, чарующее.
Радоваться, колядовать, веселиться.
Возвращает нас в детство.
Праздник.
Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.
Когда-то на Руси существовал такой обычай - устраивать рождественские "елки" для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто - устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.
Мы тоже найдем на школьном дворе небольшую елочку, повесим на нее кормушки с кусочками хлеба, сала, внизу, под елкой, насыплем зерна и крошек. И вскоре на нашу елочку слетятся маленькие гости - голуби, воробьи, синички.
И тогда здесь и сейчас на душе станет теплее и радостнее, и в нее тоже войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.
для Рождества.pptx
Презентация к уроку литературного чтения "Музыка Рождества"
Презентация к уроку литературного чтения "Музыка Рождества"
Презентация к уроку литературного чтения "Музыка Рождества"
Презентация к уроку литературного чтения "Музыка Рождества"
Презентация к уроку литературного чтения "Музыка Рождества"
Презентация к уроку литературного чтения "Музыка Рождества"
Презентация к уроку литературного чтения "Музыка Рождества"
Презентация к уроку литературного чтения "Музыка Рождества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.