Презентация к уроку литературного чтения С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 22.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация составлена к уроку литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России". На слайдах отражены материалы биографии автора, есть словарная работа, материалы для беседы по содержанию и анализу произведения. Составлен анимированный кроссворд. В презентации используется анимация слайдов по клику мышки.
Иконка файла материала 88-89.pptx

С.60-

Игра «Доскажи словечко»

– Мать моя вставала…
(рано).
– Мать угостила меня…
(чаем с молоком).
– Это угощение решило мою жизнь в…
(хорошую) сторону.
– Я начал вставать до…
(солнца).
– Потом и в городе я вставал…
(рано).
– После чаю я…
(ходил на охоту).
– Моя охота была в…
(находках).
– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с …
(великими сокровищами жизни).

– Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Михаил Пришвин объединил в этом рассказе?
– Подберите однокоренные слова к слову «Родина».
(Народный, родственный, родня, родные, родимый, род.)

Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля?

Прочитайте отрывок так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них

Речевая разминка

Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
– Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.
– Прочитайте с утвердительной интонацией.
– Прочитайте с сердитой интонацией.
– Прочитайте с веселой интонацией.
– Прочитайте с ускорением.
Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним.
(Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)

Отгадайте загадки.

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры.)

Отгадайте загадки.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной 
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Заяц.)

– Что вы знаете о бобрах?
– Что вы знаете о зайцах?
– Как вы думаете, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах?
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…

Как вы думаете, о ком или о чем будет произведение с таким названием?
– Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?
– Как называют зайцев, родившихся осенью?
У нас в семье большая радость,
Пусть листья падают, летят,
В канавке теплой, под осинкой,
Три листопадничка лежат.
– Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?
– Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?
– Вы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892—1975)

Иван Сергеевич Соколов-Микитов прожил долгую, богатую событиями жизнь. Известный своими описаниями русской природы И. С. Соколов добавил к фамилии прозвище, данное в деревне их семье по имени деда, дьякона Никиты, и подписывался Соколов-Микитов.

Писатель с внуком Сашей

Карачаровский домик.

Весной 1918 г. демобилизовался и уехал в деревню работать школьным учителем. К тому времени уже шесть лет печатались его небольшие произведения.

Когда началась Великая Отечественная война, этот уже не очень молодой человек хотел остаться в тылу у немцев, чтобы писать «с натуры» книгу о партизанах. Ему не разрешили — эвакуировали с семьей в Пермь...

С женой Лидией Ивановной

В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон.

Детская библиотека №113 имени И.С.Соколова-Микитова в Москве

Внук Ивана Сергеевича Соколова-Микитова Александр Сергеевич Соколов, профессор, ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Словарная работа

Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осоки и т. п., скрепленных илом.

Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков и т. п.
Ходко (разг.) – легко и быстро.
Кладовая – помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья и т. п. Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т. п.) у животных.
Охапка – количество чего-либо, которое можно взять, унести, обхватив руками, рукой.
Мигом – очень быстро.

Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина тела – 55–95 см, хвоста – 26–55 см, масса – 6–10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху темно-бурая, снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и нежная. Строение ее тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост и ненамокающий мех.

Волей-неволей – несмотря на нежелание, вынужденно.
Долговязый (разг.) – очень высокий, худой и нескладный (о человеке).
Плотина – гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток или водоем для подъема уровня воды.

Зачем бобры строят плотины?

Занимаются строительством бобры для того, чтобы облегчить себе дорогу к дому - хаткам, расположенным у водоемов с быстрым течением. Перегородив воду высокой стеной, образованной из нескольких деревьев и большого количества ветвей, бобры ослабляют течение (создают заводь) и, в результате, совершенно незаметно для многих охотящихся на них хищников могут подплывать к собственному домику, где также удобно хранить запасы пищи.  
Также создавая такие искусственные пруды с помощью платин, они создают условия для появления в заводях зарослей водно-болотной растительности. Плантации сочной зелёной пищи скоро становятся хорошим подспорьем в кормовом рационе и балансе зверя.

Что означают выражения:

«золотой лист»,
«долговязые журавлята»,
«хороших тумаков надавал»,
«как пуля вылетел из воды»?

Беседа по содержанию

– Понравилось ли вам произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Что вам особенно понравилось в этой истории?
– Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите.
(Это сказка, так как животные разговаривают, путешествуют.).
– Какая эта сказка?
(Авторская.)

Изобразите схему сказки. Вы должны выбрать нужные элементы

– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– О ком это произведение?
– В какое время года появились зайчата?
– Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? Кто их так называет?
– Где живут зайцы?
– Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
– Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему?
– Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?

– О жизни каких еще животных осенью мы узнаем из этого рассказа?
– Какие еще птицы улетают на юг? Почему?
– Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?
– Как животные готовятся к зиме?

Повторное чтение произведения

– Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
– Как улетали журавли?
– Как вели себя другие звери?
– Кого встретил зайчонок во время путешествия?
– Как провел зайчонок зиму?
– Почему зайчонок остался в хатке бобров?
– Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются?
– Какие качества вы бы хотели взять у главных героев произведения?

Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор:

• мечтатель, фантазер
(мечтает улететь в теплые края);
• непослушный
(убежал из дома, ослушался маму);
• любознательный
(задает вопросы бобрам);
• терпеливый
(всю зиму жил в хатке у бобров);
• добрый
(помогал нянчить бобрят);
• заботливый
(кормит бобрят);
• смелый
(научился плавать);
• любящий
(скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор:

• трудолюбивые
(строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);
• запасливые
(готовят корм на зиму);
• гостеприимные
(приютили зайца);
• заботливые
(волнуются за бобрят);
• смелые
(выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);
• чистоплотные
(прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).

Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме

• Много спать – дела не знать.
• Дома и стены помогают.
• Всякий кулик свое болото хвалит.
• Чужая сторона – дремучий бор.
• В гостях хорошо, а дома лучше!
• Друзья познаются в беде.

Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила задуматься сказка?
  Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.
Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка?
  «Крепко-крепко», «возле матери», «в родном гнезде».
Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к слову «храбрый».
  Смелый, отважный, мужественный
А как вы понимаете слово «отчаянный»?
Совершил необдуманный поступок

– Найдите и зачитайте, как Листопадничек ушел из дома.


– Найдите и зачитайте, как жилось зайчику у бобров.


– Найдите и зачитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью?

Найдите отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

1. Перелетные птицы.

Ж
У
Р
А
В
Л
и

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

2. Животные, залегающие на зиму в спячку

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

3. Время года, когда рождаются листопаднички.

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

4. Место, где у Зайчихи в рассказе И. С. Соколова-
Микитова «Листопадничек» родились зайчата..

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

5. Грызуны с ценным мехом, живущие по лесным рекам.

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

6. Сооружение, перегораживающее реку,
течение для подъема уровня воды.

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

7. Жилище бобров.

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

х
а
т
к
а

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

8. Враг бобров

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

х
а
т
к
а

вы
д
р
а

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

9. Что было в зубах у врага бобров в рассказе И. С.
Соколова-Микитова «Листопадничек»?

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

х
а
т
к
а

вы
д
р
а

Ры
Б
и
н
а

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

10. Растение, веточками которого питаются бобры.

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

х
а
т
к
а

вы
д
р
а

Ры
Б
и
н
а

и
В
а

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

11. Листопадничек – это…

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

х
а
т
к
а

вы
д
р
а

Ры
Б
и
н
а

и
В
а

За
й
ч
о
Н
О
к

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

х
а
т
к
а

вы
д
р
а

Ры
Б
и
н
а

и
В
а

За
й
ч
о
Н
О
к

12. Лакомство зайцев.

Р
е
п
к
А

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

х
а
т
к
а

вы
д
р
а

Ры
Б
и
н
а

и
В
а

За
й
ч
о
Н
О
к

13. Произведение И. С.
Соколова-Микитова «Листопадничек» – это…

Р
е
п
к
А

с
к
А
з
к
А

Домашнее задание

с. 60–67 Подготовить пересказ от лица Листопадничка.

Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.