Презентация к уроку литературного чтения С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Оценка 4.7

Презентация к уроку литературного чтения С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
чтение
3 кл
22.04.2018
Презентация к уроку литературного чтения  С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Презентация составлена к уроку литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России". На слайдах отражены материалы биографии автора, есть словарная работа, материалы для беседы по содержанию и анализу произведения. Составлен анимированный кроссворд. В презентации используется анимация слайдов по клику мышки.
88-89.pptx

С.60-

С.60-

С.60-

Игра «Доскажи словечко» – Мать моя вставала… (рано)

Игра «Доскажи словечко» – Мать моя вставала… (рано)

Игра «Доскажи словечко»

– Мать моя вставала…
(рано).
– Мать угостила меня…
(чаем с молоком).
– Это угощение решило мою жизнь в…
(хорошую) сторону.
– Я начал вставать до…
(солнца).
– Потом и в городе я вставал…
(рано).
– После чаю я…
(ходил на охоту).
– Моя охота была в…
(находках).
– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с …
(великими сокровищами жизни).

Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина»

Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина»

– Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Михаил Пришвин объединил в этом рассказе?
– Подберите однокоренные слова к слову «Родина».
(Народный, родственный, родня, родные, родимый, род.)

Какой призыв автор адресовал жителям планеты

Какой призыв автор адресовал жителям планеты

Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля?

Прочитайте отрывок так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них

Речевая разминка Бобры храбры идут в боры;

Речевая разминка Бобры храбры идут в боры;

Речевая разминка

Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
– Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.
– Прочитайте с утвердительной интонацией.
– Прочитайте с сердитой интонацией.
– Прочитайте с веселой интонацией.
– Прочитайте с ускорением.
Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним.
(Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)

Отгадайте загадки. Есть на речках лесорубы

Отгадайте загадки. Есть на речках лесорубы

Отгадайте загадки.

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры.)

Отгадайте загадки. Что за зверь лесной

Отгадайте загадки. Что за зверь лесной

Отгадайте загадки.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной 
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Заяц.)

Что вы знаете о бобрах? – Что вы знаете о зайцах? –

Что вы знаете о бобрах? – Что вы знаете о зайцах? –

– Что вы знаете о бобрах?
– Что вы знаете о зайцах?
– Как вы думаете, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах?
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…

Как вы думаете, о ком или о чем будет произведение с таким названием? –

Как вы думаете, о ком или о чем будет произведение с таким названием? –

Как вы думаете, о ком или о чем будет произведение с таким названием?
– Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?
– Как называют зайцев, родившихся осенью?
У нас в семье большая радость,
Пусть листья падают, летят,
В канавке теплой, под осинкой,
Три листопадничка лежат.
– Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?
– Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?
– Вы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892—1975)

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892—1975)

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892—1975)

Иван Сергеевич Соколов-Микитов прожил долгую, богатую событиями жизнь

Иван Сергеевич Соколов-Микитов прожил долгую, богатую событиями жизнь

Иван Сергеевич Соколов-Микитов прожил долгую, богатую событиями жизнь. Известный своими описаниями русской природы И. С. Соколов добавил к фамилии прозвище, данное в деревне их семье по имени деда, дьякона Никиты, и подписывался Соколов-Микитов.

Писатель с внуком Сашей

Карачаровский домик.

Весной 1918 г. демобилизовался и уехал в деревню работать школьным учителем

Весной 1918 г. демобилизовался и уехал в деревню работать школьным учителем

Весной 1918 г. демобилизовался и уехал в деревню работать школьным учителем. К тому времени уже шесть лет печатались его небольшие произведения.

Когда началась Великая Отечественная война, этот уже не очень молодой человек хотел остаться в тылу у немцев, чтобы писать «с натуры» книгу о партизанах

Когда началась Великая Отечественная война, этот уже не очень молодой человек хотел остаться в тылу у немцев, чтобы писать «с натуры» книгу о партизанах

Когда началась Великая Отечественная война, этот уже не очень молодой человек хотел остаться в тылу у немцев, чтобы писать «с натуры» книгу о партизанах. Ему не разрешили — эвакуировали с семьей в Пермь...

С женой Лидией Ивановной

В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон

В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон

В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон.

Детская библиотека №113 имени И

Детская библиотека №113 имени И

Детская библиотека №113 имени И.С.Соколова-Микитова в Москве

Внук Ивана Сергеевича Соколова-Микитова Александр Сергеевич Соколов, профессор, ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Словарная работа Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осоки и т

Словарная работа Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осоки и т

Словарная работа

Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осоки и т. п., скрепленных илом.

Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков и т

Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков и т

Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков и т. п.
Ходко (разг.) – легко и быстро.
Кладовая – помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья и т. п. Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т. п.) у животных.
Охапка – количество чего-либо, которое можно взять, унести, обхватив руками, рукой.
Мигом – очень быстро.

Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы

Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы

Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина тела – 55–95 см, хвоста – 26–55 см, масса – 6–10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху темно-бурая, снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и нежная. Строение ее тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост и ненамокающий мех.

Волей-неволей – несмотря на нежелание, вынужденно

Волей-неволей – несмотря на нежелание, вынужденно

Волей-неволей – несмотря на нежелание, вынужденно.
Долговязый (разг.) – очень высокий, худой и нескладный (о человеке).
Плотина – гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток или водоем для подъема уровня воды.

Зачем бобры строят плотины? Занимаются строительством бобры для того, чтобы облегчить себе дорогу к дому - хаткам, расположенным у водоемов с быстрым течением

Зачем бобры строят плотины? Занимаются строительством бобры для того, чтобы облегчить себе дорогу к дому - хаткам, расположенным у водоемов с быстрым течением

Зачем бобры строят плотины?

Занимаются строительством бобры для того, чтобы облегчить себе дорогу к дому - хаткам, расположенным у водоемов с быстрым течением. Перегородив воду высокой стеной, образованной из нескольких деревьев и большого количества ветвей, бобры ослабляют течение (создают заводь) и, в результате, совершенно незаметно для многих охотящихся на них хищников могут подплывать к собственному домику, где также удобно хранить запасы пищи.  
Также создавая такие искусственные пруды с помощью платин, они создают условия для появления в заводях зарослей водно-болотной растительности. Плантации сочной зелёной пищи скоро становятся хорошим подспорьем в кормовом рационе и балансе зверя.

Что означают выражения: «золотой лист», «долговязые журавлята», «хороших тумаков надавал», «как пуля вылетел из воды»?

Что означают выражения: «золотой лист», «долговязые журавлята», «хороших тумаков надавал», «как пуля вылетел из воды»?

Что означают выражения:

«золотой лист»,
«долговязые журавлята»,
«хороших тумаков надавал»,
«как пуля вылетел из воды»?

Презентация к уроку литературного чтения С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Презентация к уроку литературного чтения  С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Беседа по содержанию – Понравилось ли вам произведение? –

Беседа по содержанию – Понравилось ли вам произведение? –

Беседа по содержанию

– Понравилось ли вам произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Что вам особенно понравилось в этой истории?
– Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите.
(Это сказка, так как животные разговаривают, путешествуют.).
– Какая эта сказка?
(Авторская.)

Изобразите схему сказки. Вы должны выбрать нужные элементы

Изобразите схему сказки. Вы должны выбрать нужные элементы

Изобразите схему сказки. Вы должны выбрать нужные элементы

Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? –

Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? –

– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– О ком это произведение?
– В какое время года появились зайчата?
– Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? Кто их так называет?
– Где живут зайцы?
– Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
– Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему?
– Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?

О жизни каких еще животных осенью мы узнаем из этого рассказа? –

О жизни каких еще животных осенью мы узнаем из этого рассказа? –

– О жизни каких еще животных осенью мы узнаем из этого рассказа?
– Какие еще птицы улетают на юг? Почему?
– Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?
– Как животные готовятся к зиме?

Повторное чтение произведения –

Повторное чтение произведения –

Повторное чтение произведения

– Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
– Как улетали журавли?
– Как вели себя другие звери?
– Кого встретил зайчонок во время путешествия?
– Как провел зайчонок зиму?
– Почему зайчонок остался в хатке бобров?
– Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются?
– Какие качества вы бы хотели взять у главных героев произведения?

Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор: • мечтатель, фантазер (мечтает улететь в теплые края); • непослушный (убежал из дома, ослушался маму); • любознательный…

Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор: • мечтатель, фантазер (мечтает улететь в теплые края); • непослушный (убежал из дома, ослушался маму); • любознательный…

Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор:

• мечтатель, фантазер
(мечтает улететь в теплые края);
• непослушный
(убежал из дома, ослушался маму);
• любознательный
(задает вопросы бобрам);
• терпеливый
(всю зиму жил в хатке у бобров);
• добрый
(помогал нянчить бобрят);
• заботливый
(кормит бобрят);
• смелый
(научился плавать);
• любящий
(скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор: • трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу); •…

Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор: • трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу); •…

Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор:

• трудолюбивые
(строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);
• запасливые
(готовят корм на зиму);
• гостеприимные
(приютили зайца);
• заботливые
(волнуются за бобрят);
• смелые
(выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);
• чистоплотные
(прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).

Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме •

Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме •

Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме

• Много спать – дела не знать.
• Дома и стены помогают.
• Всякий кулик свое болото хвалит.
• Чужая сторона – дремучий бор.
• В гостях хорошо, а дома лучше!
• Друзья познаются в беде.

Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?

Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?

Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила задуматься сказка?
  Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.
Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка?
  «Крепко-крепко», «возле матери», «в родном гнезде».
Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к слову «храбрый».
  Смелый, отважный, мужественный
А как вы понимаете слово «отчаянный»?
Совершил необдуманный поступок

Найдите и зачитайте, как Листопадничек ушел из дома

Найдите и зачитайте, как Листопадничек ушел из дома

– Найдите и зачитайте, как Листопадничек ушел из дома.


– Найдите и зачитайте, как жилось зайчику у бобров.


– Найдите и зачитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью?

Найдите отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами

Найдите отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами

Найдите отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 1

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 1

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

1. Перелетные птицы.

Ж
У
Р
А
В
Л
и

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 2

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 2

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

2. Животные, залегающие на зиму в спячку

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 3

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 3

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

3. Время года, когда рождаются листопаднички.

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 4

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 4

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

4. Место, где у Зайчихи в рассказе И. С. Соколова-
Микитова «Листопадничек» родились зайчата..

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 5

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 5

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

5. Грызуны с ценным мехом, живущие по лесным рекам.

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 6

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 6

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

6. Сооружение, перегораживающее реку,
течение для подъема уровня воды.

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 7

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 7

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

7. Жилище бобров.

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

х
а
т
к
а

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 8

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 8

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

8. Враг бобров

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

х
а
т
к
а

вы
д
р
а

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 9

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 9

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

9. Что было в зубах у врага бобров в рассказе И. С.
Соколова-Микитова «Листопадничек»?

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

х
а
т
к
а

вы
д
р
а

Ры
Б
и
н
а

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 10

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 10

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

10. Растение, веточками которого питаются бобры.

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

х
а
т
к
а

вы
д
р
а

Ры
Б
и
н
а

и
В
а

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 11

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10 11

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

11. Листопадничек – это…

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

х
а
т
к
а

вы
д
р
а

Ры
Б
и
н
а

и
В
а

За
й
ч
о
Н
О
к

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

х
а
т
к
а

вы
д
р
а

Ры
Б
и
н
а

и
В
а

За
й
ч
о
Н
О
к

12. Лакомство зайцев.

Р
е
п
к
А

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10

Разгадайте кроссворд 1 4 9 11 2 8 3 5 7 12 13 6 10

Разгадайте кроссворд

1

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

Ж
У
Р
А
В
Л
и

е
ж
и

о
С
Е
Н
ь

Б
О
Л
о
т
о

Б
о
Б
Р
ы

п
л
о
Т
И
Н
а

х
а
т
к
а

вы
д
р
а

Ры
Б
и
н
а

и
В
а

За
й
ч
о
Н
О
к

13. Произведение И. С.
Соколова-Микитова «Листопадничек» – это…

Р
е
п
к
А

с
к
А
з
к
А

Домашнее задание с. 60–67 Подготовить пересказ от лица

Домашнее задание с. 60–67 Подготовить пересказ от лица

Домашнее задание

с. 60–67 Подготовить пересказ от лица Листопадничка.

Рефлексия – Что особенно заинтересовало вас во время урока? –

Рефлексия – Что особенно заинтересовало вас во время урока? –

Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018