Игра «Доскажи словечко»
– Мать моя вставала…
(рано).
– Мать угостила меня…
(чаем с молоком).
– Это угощение решило мою жизнь в…
(хорошую) сторону.
– Я начал вставать до…
(солнца).
– Потом и в городе я вставал…
(рано).
– После чаю я…
(ходил на охоту).
– Моя охота была в…
(находках).
– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с …
(великими сокровищами жизни).
Речевая разминка
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
– Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.
– Прочитайте с утвердительной интонацией.
– Прочитайте с сердитой интонацией.
– Прочитайте с веселой интонацией.
– Прочитайте с ускорением.
Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним.
(Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)
– Что вы знаете о бобрах?
– Что вы знаете о зайцах?
– Как вы думаете, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах?
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
Как вы думаете, о ком или о чем будет произведение с таким названием?
– Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?
– Как называют зайцев, родившихся осенью?
У нас в семье большая радость,
Пусть листья падают, летят,
В канавке теплой, под осинкой,
Три листопадничка лежат.
– Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?
– Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?
– Вы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов прожил долгую, богатую событиями жизнь. Известный своими описаниями русской природы И. С. Соколов добавил к фамилии прозвище, данное в деревне их семье по имени деда, дьякона Никиты, и подписывался Соколов-Микитов.
Писатель с внуком Сашей
Карачаровский домик.
Когда началась Великая Отечественная война, этот уже не очень молодой человек хотел остаться в тылу у немцев, чтобы писать «с натуры» книгу о партизанах. Ему не разрешили — эвакуировали с семьей в Пермь...
С женой Лидией Ивановной
Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков и т. п.
Ходко (разг.) – легко и быстро.
Кладовая – помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья и т. п. Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т. п.) у животных.
Охапка – количество чего-либо, которое можно взять, унести, обхватив руками, рукой.
Мигом – очень быстро.
Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина тела – 55–95 см, хвоста – 26–55 см, масса – 6–10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху темно-бурая, снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и нежная. Строение ее тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост и ненамокающий мех.
Зачем бобры строят плотины?
Занимаются строительством бобры для того, чтобы облегчить себе дорогу к дому - хаткам, расположенным у водоемов с быстрым течением. Перегородив воду высокой стеной, образованной из нескольких деревьев и большого количества ветвей, бобры ослабляют течение (создают заводь) и, в результате, совершенно незаметно для многих охотящихся на них хищников могут подплывать к собственному домику, где также удобно хранить запасы пищи.
Также создавая такие искусственные пруды с помощью платин, они создают условия для появления в заводях зарослей водно-болотной растительности. Плантации сочной зелёной пищи скоро становятся хорошим подспорьем в кормовом рационе и балансе зверя.
Беседа по содержанию
– Понравилось ли вам произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Что вам особенно понравилось в этой истории?
– Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите.
(Это сказка, так как животные разговаривают, путешествуют.).
– Какая эта сказка?
(Авторская.)
– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– О ком это произведение?
– В какое время года появились зайчата?
– Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? Кто их так называет?
– Где живут зайцы?
– Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
– Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему?
– Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?
Повторное чтение произведения
– Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
– Как улетали журавли?
– Как вели себя другие звери?
– Кого встретил зайчонок во время путешествия?
– Как провел зайчонок зиму?
– Почему зайчонок остался в хатке бобров?
– Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются?
– Какие качества вы бы хотели взять у главных героев произведения?
Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор:
• мечтатель, фантазер
(мечтает улететь в теплые края);
• непослушный
(убежал из дома, ослушался маму);
• любознательный
(задает вопросы бобрам);
• терпеливый
(всю зиму жил в хатке у бобров);
• добрый
(помогал нянчить бобрят);
• заботливый
(кормит бобрят);
• смелый
(научился плавать);
• любящий
(скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).
Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор:
• трудолюбивые
(строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);
• запасливые
(готовят корм на зиму);
• гостеприимные
(приютили зайца);
• заботливые
(волнуются за бобрят);
• смелые
(выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);
• чистоплотные
(прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).
Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме
• Много спать – дела не знать.
• Дома и стены помогают.
• Всякий кулик свое болото хвалит.
• Чужая сторона – дремучий бор.
• В гостях хорошо, а дома лучше!
• Друзья познаются в беде.
Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила задуматься сказка?
Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.
Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка?
«Крепко-крепко», «возле матери», «в родном гнезде».
Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к слову «храбрый».
Смелый, отважный, мужественный
А как вы понимаете слово «отчаянный»?
Совершил необдуманный поступок
Рефлексия
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.