Презентация к уроку литературы по рассказу И. А. Бунина " Подснежник" ( 5 класс ).

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 03.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация была использована на уроке литературы по учебнику Меркина в 5 классе. Применялась стратегия "Чтение с остановками" , что нашло отражение и в презентации. Помимо работы с текстом ребята познакомились с дополнительным материалом о Масленице с использованием репродукций картин известных художников. В презентации есть и изображения смайликов для оценки учащимися своего настроения в начале и в конце урока и напоминание правил составления синквейна.
Иконка файла материала Бунин Подснежник.pptx
Подснежник Выглянул подснежник в полутьме лесной Маленький разведчик, посланный весной. Пусть еще над лесом властвуют снега, Пусть лежат под снегом сонные луга, Пусть на спящей речке неподвижен лед –  Раз пришел разведчик и весна придет. Екатерина Серова Екатерина Серова
Рассказ И. А.  Бунина  «Подснежник»
Его творчеством  писатели и поэты: Т. Манн,  восхищались многие  Р. Ролан, М. Горький,  А. Твардовский и другие. К. Паустовский,  Иван  Алексеевич  Бунин
Была когда­то Россия, был  снежный уездный городишко,  была масленица – и был  гимназистик Саша, которого  милая, чувствительная тётя  Варя, заменившая ему родную  мать, называла подснежником.      Была оттепель, стояли  тёплые и сырые дни, русские,  уездные, каких было уже много,  много в этом старом степном  городишке, и приехал к Саше  отец из деревни. О ком же идёт  речь в рассказе? В чём особенность выделенных слов? С какой целью автор их употребляет? О ком же идёт речь в рассказе?
Б. Кустодиев Масленица
Понедельник­ встреча
Вторник­  заигрыш
Среда ­ лакомка
Четверг ­ перелом
Пятница – тёщины вечёрки
Суббота – золовки ны посиде лки
Воскресенье – целовальник,  прощёное воскресенье
Опережающие  вопросы Каким вы себе  представляете отца Саши?  Опишите его.
Отец приехал из глухой, занесённой  сугробами усадьбы и, как всегда,  остановился на Елецком подворье, в грязных  и угарных номерах. Отец – человек большой и  краснолицый, курчавый и седеющий, сильный  и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в  романовском полушубке, очень тёплом и  очень вонючем, густо пахнущем овчиной и  мятой. Он всё время возбуждён городом и  праздником, всегда с блестящими от хмеля  глазами. Совпали ли ваши представления об отце с  авторским изображением героя? Назовите художественное средство, которое  использовано автором в выделенном  словосочетании Назовите художественное средство, которое использовано автором в выделенном словосочетании
А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику  не только в этих  мерзких номерах Елецкого подворья, но и во  всём уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный?  Нет, ничуть не особенный: разве не каждому даёт бог то  дивное, райское, что есть младенчество, детство,  отрочество? Как вы понимаете выделенные слова?
На нём новая длинная шинель, светло­серая, с белыми  серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными  пальмовыми веточками над козырьком: он ещё во всём новичок! И  до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, ­ к его  небесно­голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику,  к новизне и свежести всего его существа, его младенчески­ простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного  взгляда, ещё так недавно раскрывшегося на мир божий, и  непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного. Психологический портрет – это  описание внешности героя, с  указанием на черты его характера
Саша Отец Саше всего десять лет, и поистине подобен  он подснежнику небесно­голубым. У него  ясные глазки, чистое, нежное личико,  доверчивый, внимательный взгляд и  непорочный звук голоса. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые  дни в чужой семье. Отец человек большой и краснолицый,  курчавый и седеющий, сильный и моложавый.  Он ходит в длинных сапогах и в романовском  полушубке, очень теплом и очень вонючем,  густо пахнущем овчиной и мятой.  Он все время возбужден городом и  праздником, всегда с блестящими от хмеля  глазами.
Антитеза ­  противопоставление
Опережающие  вопросы Предположите, как будут  проводить время отец и  сын?
Размышляем о  прочитанном Что является для Саши, «живущем  на хлебах», праздником в скучной  обыденности?
Что ощутили главные герои  рассказа, выходя из дымного  трактира на воздух?
На какую деталь портрета мальчика  обращает внимание автор, когда отец  с сыном оказываются в трактире? И, однако, как незаметно летит этот  счастливый день, как блаженно и широко  раскрыты лазурные детские глаза!
Размышляем Как эти слова «…лазурные детские  глаза» связаны с названием  рассказа? Можно ли сказать, что  мальчик не должен быть  в трактире? Можно ли сказать, что мальчик не должен быть в трактире?
С чем связано «великое горе» Саши, которое  посетило его в понедельник? Какие слова говорит на  прощанье Сашеньке отец? Какие слова говорит на прощанье Сашеньке отец?
Домашнеее   задание : 1.Напишите ответ на вопрос: «Почему Бунин  назвал рассказ «Подснежник»? 2.Нарисуйте обложку к рассказу , отразив его   главную мысль и настроение.  Домашнеее  задание :1.Напишите ответ на вопрос: «Почему Бунин назвал рассказ «Подснежник»?2.Нарисуйте обложку к рассказу , отразив его  главную мысль и настроение.
Тема  (существительное) Признак  (прилагательное) Признак  (прилагательное)     Действие (глагол) Действие (глагол) Действие (глагол) Предложение, состоящее из нескольких слов ­    характеристика  темы  в целом. слово­резюме вывод