Данная презентация была использована на уроке литературы по учебнику Меркина в 5 классе. Применялась стратегия "Чтение с остановками" , что нашло отражение и в презентации. Помимо работы с текстом ребята познакомились с дополнительным материалом о Масленице с использованием репродукций картин известных художников. В презентации есть и изображения смайликов для оценки учащимися своего настроения в начале и в конце урока и напоминание правил составления синквейна.
Подснежник
Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик, посланный весной.
Пусть еще над лесом властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
Пусть на спящей речке неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет.
Екатерина
Серова
Екатерина Серова
Рассказ И. А.
Бунина
«Подснежник»
Его творчеством
писатели и поэты: Т. Манн,
восхищались многие
Р. Ролан, М. Горький,
А. Твардовский и другие.
К. Паустовский,
Иван
Алексеевич
Бунин
Была когдато Россия, был
снежный уездный городишко,
была масленица – и был
гимназистик Саша, которого
милая, чувствительная тётя
Варя, заменившая ему родную
мать, называла подснежником.
Была оттепель, стояли
тёплые и сырые дни, русские,
уездные, каких было уже много,
много в этом старом степном
городишке, и приехал к Саше
отец из деревни.
О ком же идёт
речь в рассказе?
В чём особенность выделенных слов?
С какой целью автор их употребляет?
О ком же идёт речь в рассказе?
Суббота
–
золовки
ны
посиде
лки
Воскресенье – целовальник,
прощёное воскресенье
Опережающие
вопросы
Каким вы себе
представляете отца Саши?
Опишите его.
Отец приехал из глухой, занесённой
сугробами усадьбы и, как всегда,
остановился на Елецком подворье, в грязных
и угарных номерах. Отец – человек большой и
краснолицый, курчавый и седеющий, сильный
и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в
романовском полушубке, очень тёплом и
очень вонючем, густо пахнущем овчиной и
мятой. Он всё время возбуждён городом и
праздником, всегда с блестящими от хмеля
глазами.
Совпали ли ваши представления об отце с
авторским изображением героя?
Назовите художественное средство, которое
использовано автором в выделенном
словосочетании
Назовите художественное средство, которое использовано автором в выделенном словосочетании
А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику
не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во
всём уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный?
Нет, ничуть не особенный: разве не каждому даёт бог то
дивное, райское, что есть младенчество, детство,
отрочество?
Как вы понимаете выделенные слова?
На нём новая длинная шинель, светлосерая, с белыми
серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными
пальмовыми веточками над козырьком: он ещё во всём новичок! И
до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, к его
небесноголубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику,
к новизне и свежести всего его существа, его младенчески
простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного
взгляда, ещё так недавно раскрывшегося на мир божий, и
непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного.
Психологический портрет – это
описание внешности героя, с
указанием на черты его характера
Саша
Отец
Саше всего десять лет, и поистине подобен
он подснежнику небесноголубым. У него
ясные глазки, чистое, нежное личико,
доверчивый, внимательный взгляд и
непорочный звук голоса.
Грусть, одиночество, скучные, одинаковые
дни в чужой семье.
Отец человек большой и краснолицый,
курчавый и седеющий, сильный и моложавый.
Он ходит в длинных сапогах и в романовском
полушубке, очень теплом и очень вонючем,
густо пахнущем овчиной и мятой.
Он все время возбужден городом и
праздником, всегда с блестящими от хмеля
глазами.
Антитеза
противопоставление
Опережающие
вопросы
Предположите, как будут
проводить время отец и
сын?
Размышляем о
прочитанном
Что является для Саши, «живущем
на хлебах», праздником в скучной
обыденности?
Что ощутили главные герои
рассказа, выходя из дымного
трактира на воздух?
На какую деталь портрета мальчика
обращает внимание автор, когда отец
с сыном оказываются в трактире?
И, однако, как незаметно летит этот
счастливый день, как блаженно и широко
раскрыты лазурные детские глаза!
Размышляем
Как эти слова «…лазурные детские
глаза» связаны с названием
рассказа?
Можно ли сказать, что
мальчик не должен быть
в трактире?
Можно ли сказать, что мальчик не должен быть в трактире?
С чем связано «великое горе» Саши, которое
посетило его в понедельник?
Какие слова говорит на
прощанье Сашеньке отец?
Какие слова говорит на прощанье Сашеньке отец?
Домашнеее
задание :
1.Напишите ответ на вопрос: «Почему Бунин
назвал рассказ «Подснежник»?
2.Нарисуйте обложку к рассказу , отразив его
главную мысль и настроение.
Домашнеее задание :1.Напишите ответ на вопрос: «Почему Бунин назвал рассказ «Подснежник»?2.Нарисуйте обложку к рассказу , отразив его главную мысль и настроение.
Тема
(существительное)
Признак
(прилагательное)
Признак
(прилагательное)
Действие
(глагол)
Действие
(глагол)
Действие
(глагол)
Предложение, состоящее из нескольких слов
характеристика темы в целом.
словорезюме
вывод