цель урока: формирование целостного видения мира искусства как отражения человеческой жизни, закономерностей его создания через метапредметный подход и междисциплинарные связи, развитие культурологической, ценностно-смысловой и коммуникативной компетенций. - понять художественную идею рассказа и поступки героев, выявить авторскую позицию и дать эстетическую оценку прочитанному;
- развивать навыки художественного анализа, ведения полемики, совершенствовать речевые умения;
- воспитывать в себе нравственные качества, задуматься о себе.
Задачи:
Образовательные: обобщение единичных знаний в систему, для этого формирование понимания художественной идеи Толстого о единстве социальной и нравственной справедливости, ответственности человека за все, что совершается в жизни, неучастие во зле;
Развивающие: развитие умений осуществлять логические операции (сопоставлять, анализировать, сравнивать); развитие речевых и коммуникативных умений;
Воспитательные: развитие умения совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллектива, умения работать в команде.
Тип урока: урок обобщения изученного
Форма урока: диалогический проблемный урок
Организационные формы: главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения.
Формы организации познавательной деятельности: групповая и фронтальная
Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация учителя, разработанные карточки-задания для групп, Ф. Шопен. Мазурка ХХ, репродукция картины В. Кандинского «Красное пятно» («Черное пятно»)
Презентация к уроку литературы в 8 классе
Василий Кандинский «Чёрное пятно»,1913г.
Эрмитаж, Санкт Петербург
Фредерик Шопен Мазурка XX
Силу применять легче, чем разум
У сильного всегда бессильный
виноват
Всякий человек в деле познаётся
Быть сильным – хорошо, быть умным –
вдвое лучше
Сила без ума – небольшое богатство
Цели урока:
Сформулируйте тему нашего урока
Вспомнить
Содержание произведения, жанр, композиция, идея
Узнать
Понять
Уметь (учиться,
научиться)
О контрасте, как о литературном приеме, какова идея
произведения
Какова роль контраста в раскрытии идеи рассказа
Анализировать произведение, исследовать
художественный текст; строить тексты,
аргументировать свои суждения,
работать в команде, слушать и слышать другого
1«А было то, что был я сильно влюблён. Это была самая моя
сильная любовь.»
2 «Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но
в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая,
стройная, грациозная и величественная, именно
величественная. Держалась она всегда необыкновенно
прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад
голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом,
несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то
царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не
ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных,
блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа. 3
был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.
Лицо у него было очень румяное, с белыми подвитыми
усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с
зачесанными вперед височками, и та же ласковая,
радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих
глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой,
небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-
военному грудью, с сильными плечами и длинными
стройными ногами. Он был воинский начальник типа
старого служаки николаевской выправки.
4 «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте».
1. Иван Васильевич,
рассказчик
2. Варенька
3. Полковник
4. Татарин,
наказываемый
5. Полковник
Композиция рассказа
Композиция рассказа
Используя модель, ответьте, в чем
Используя модель, ответьте, в чем
особенность композиции?
особенность композиции?
вступление
на балу
после
бала
заключение
Рассказ, таким образом, заключён в "раму".
Рассказ, таким образом, заключён в "раму".
Этот композиционный приём называется "рассказ в
"рассказ в
Этот композиционный приём называется
рассказчика
рассказчика
рассказе", потому что произведение написано
потому что произведение написано
рассказе",
писателем так, что о всех событиях мы узнаём от
писателем так, что о всех событиях мы узнаём от
Проанализируйте 1 и 2 части таблицы.
Что вы заметили?
I часть «На балу»
Залитая огнями бальная зала
1.
II часть «После бала»
Черный, грязный плац
2. Обаятельная Варенька
Истерзанный экзекуцией солдат
3.
4.
Веселые танцы
Избиение солдата шпицрутенами
Внешняя красота и благородство
полковника
Внутренняя непривлекательность,
даже безобразие героя
5. Чувство…
Чувство…
КОНТРАСТ приём, заключающийся в резко
выраженном противопоставлении
отдельных художественных форм
ради усиления их художественной
выразительности и выразительности
произведения в целом
В чем проявляется контраст ?
I часть «На балу»
Залитая огнями бальная зала
1.
II часть «После бала»
Черный, грязный плац
2. Обаятельная Варенька
Истерзанный экзекуцией солдат
3.
4.
Веселые танцы
Избиение солдата шпицрутенами
Внешняя красота и благородство
полковника
Внутренняя непривлекательность,
даже безобразие героя
5. Чувство…
Чувство…
На балу
Бал у предводителя (бал
чудесный, зала прекрасная,
буфет великолепный, музыка
замечательная)
Варенька (в белом платье,
белых перчатках, лицо –
сияющее, разрумянившееся с
ямочками, глаза – ласковые,
милые)
Полковник (Красивый, статный,
высокий, свежий, с белыми
усами, белыми бакенбардами,
с блестящими глазами,
радостной улыбкой)
Иван Васильевич (доволен,
счастлив, блажен, добр,
смотрит с восторженным
умилением, нежным чувством)
После бала
Описание улицы (пустынный
переулок, весенний мокрый
туман, ломовые с дровами на
санях, скользкая дорога)
Солдаты (что-то большое,
черное, черные люди, черные
мундиры)
Наказываемый (что-то пестрое,
мокрое, красное,
неестественное,
спотыкающийся, корчащийся
человек)
Полковник (высокий, шел
твердой походкой, румяное
лицо, белые усы и бакенбарды,
статная фигура, твердый шаг)
Иван Васильевич (физическая,
доходящая до тошноты тоска,
было стыдно, не знал куда
смотреть, как будто уличен в
самом постыдном поступке)
Музыка (неприятная,
Работа в парах
• Работа в тетрадях.
• - В тетрадях начертите таблицу и запишите
слова в нужный столбик.
• слева – каким полковник был на балу,
справа – после него (красивый; бил по
лицу испуганного малорослого,
слабосильного солдата; статный;
гневный голос; танцевал прекрасно;
нежно, мило обхватил дочь руками;
радостная улыбка; грозно и злобно
нахмурился; твёрдая, подрагивающая
походка).
Назовите нужные слова из данных:
• Самодержавие
• Власть
• Карьерные устремления
• Произвол
• Строй
• государство
Дополните недостающее звено в таблице
«По закону» (принятому
в обществе)
Полковник
Социальное
(общественное)
По закону божескому,
нравственному
Иван Васильевич
Нравственное
(общечеловеческое)
Какова идея рассказа?
В основе рассказа идея единства нравственной и социальной
справедливости. Неучастия во зле. Ответственности человека за
все, что случается в жизни
Почему люди поступают
так, а не иначе,
откуда в человеке берется
любовь и ненависть,
добро и зло,
как складывается
характер?
Н. Ге . Портрет Толстого
Групповая работа по заполнению
сердец героев ( их половины –
чувства героев на балу и после)
цветами:
• Красный –
любовь
• Чёрный –
ненависть
• Жёлтый -
безразличие
• Синий –
страх
• Голубой –
разочарован
ие
• Зелёный -
спокойствие
Домашнее задание
1. Сочинение – рассуждение «Почему
полковник никогда не порвёт со злом?»
( не менее трёх аргументов)- 1 вариант
2 вариант сами сформулируйте проблему
3. Составить проверочный тест
и аргументируйте ответ на неё
2. Придумать и нарисовать обложку к
рассказу
Домашнее задание.
1.Поразмышляйте над вопросом: Почему автор
своего героя ведёт на плац, где разворачивается
картина экзекуции солдата?
2.Работая над рассказом Л.Н. Толстой долго
думал над его заглавием. Появлялись варианты:
«Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец»,
«Отец и дочь», «А вы говорите...» и, наконец,
«После бала». Попробуйте вникнуть в логику
писателя: чем он обосновывает изменение
названия рассказа? Почему, по-вашему,
остановился на последнем?
1.Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После
Т е с т
бала»?
а) последовательность излагаемых событий
б) цикличность излагаемых событий
в) антитеза
г) ретроспектива
2.Каков тип композиции рассказа
а) рассказ в рассказе
б) повествование от первого лица
в) последовательное авторское изложение событий
3.С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждение
б) возмущение
в) восторг
г) пренебрежение
4.Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала
б) особое значение сцены расправы с солдатом
в) важность утра, следующего за балом
5.С помощью каких языковых средств автор противопоставляет
друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?
а) антитеза
б) подбор эпитетов
в) прямая авторская оценка
г) цветопись
д) звукопись
е) описание одного героя
ж) внутренний монолог
6.Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала,
оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
а) автор показывает двуличие героя
б) на балу надел «маску» добропорядочности
в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные
обязанности
г) искренне верит в необходимость жестокой расправы
7.Определите основную идею рассказа.
а) судьба человека зависит от случая
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых
процветает несправедливость
в) идея личной ответственности человека
г) осуждение деспотизма
а) замшевая перчатка
б) белые усы и бакенбарды
в) блестящие глаза и радостная улыбка
г) «домодельные» сапоги
9.Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием»
б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности
человека к бедам других людей
в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для
«изменения взглядов человека»
8.С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой
доказывает искренность чувства полковника к дочери?
10. Отметить импонирующее вам утверждение:
а) в рассказе автор протестует против николаевской
действительности
б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности
человека за происходящее
в) в рассказе автор призывает бороться с произволом
рассказа «После бала»?
Тест.
1) Какой художественный прием положен в основу композиции
А) последовательность излагаемых событий.
Б) цикличность излагаемых событий.
В) антитеза.
Г) ретроспектива.
2) С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
А) отчуждение.
Б) возмущение.
В) восторг.
Г) пренебрежение.
3) Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
А) важность судьбы героя после бала.
Б) особое значение сцены расправы с солдатом.
В) важность утра, следующего за балом.
4) С помощью каких языковых средств автор
противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции
солдата? (исключите лишнее)
А) антитеза.
Б) подвод эпитетов.
В) прямая авторская оценка.
Г) цветопись.
Д) звукопись.
Е) описание одного героя.
Ж) внутренний монолог.
5) Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала,
оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
А) автор показывает двуличие героя.
Б) на балу надел «маску» добропорядочности.
В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные
обязанности.
Г) искренне верит в необходимость жестокой расправы.
6) Определите основную идею рассказа.
А) судьба человека зависит от случая.
Б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых
процветает несправедливость.
В) идея личной ответственности человека.
Г) осуждение деспотизма.
Ответы
1) в.
2) в.
3) б.
4) в, ж.
5) в.
6) в.
Полковник
Наказываемый
Высокий военный в
и
шинели
фуражке
Оголённый по пояс человек, привязанный к
ружьям двух солдат. Спина его чтото
пёстрое, мокрое, красное, неестественное.
Шёл
твердой,
подражающей
походкой
Румяное лицо и
с
белые
бакенбардами.
усы
Дергаясь всем телом, шлёпая ногами по
талому снегу... подвигался ко мне, то
опрокидываясь назад и тогда унтер
офицеры, ведшие его за ружья, толкали его
вперёд, то падал наперёд и тогда унтер
офицеры... тянули его назад.
Сморщенное от страдания лицо
Твёрдым шагом
Спотыкающийся, корчащийся человек.
двигалась
высокая,
статная
фигура.
бал чудесный, зала
прекрасная, буфет
великолепный
Кадрили, вальсы, польки
добродушный старичок,
богачхлебосол,
жена его добродушная
в белом платье, в белых
перчатках, в белых
башмачках, у неё сияющее
разрумянившееся лицо и
ласковые милые глаза
Красивый, статный,
высокий, свежий, с белыми
усами, белыми
бакенбардами, с
блестящими глазами
Доволен, счастлив,
Бал-Бал-
экзекуци
экзекуци
яя
звуки
звуки
хозяева
хозяева
бала
бала
Вареньк
Вареньк
а-а-
наказуе
наказуе
мыймый
полковн
полковн
икик
Чтото большое, чёрное,
жёсткое, нехорошая музыка
Неприятная, визгливая
мелодия
Много чёрных людей, в
чёрных мундирах,
Оголённый по пояс, спина его
чтото пёстрое, мокрое,
красное, неестественное
Высокий военный, шёл
твёрдой подрагивающей
походкой
Иван
Иван
Было стыдно, опустил глаза,