Урок литературы в 10 классе по теме: «Эта короткая, короткая жизнь…» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).
Тип урока: обобщение знаний.
Продолжительность занятия: 1 урок (45 мин.)
Цели:
Образовательные:
изучить литературный тип «Обломов», причины его пассивности и раннего ухода из жизни;
сформулировать понятие «обломовщина».
Развивающие:
развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
совершенствовать связную речь учащихся, самостоятельность суждений.
Воспитательные:
на примере жизни и судьбы главного героя произведения выработать неприятие «обломовщины» как образа жизни; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
сформулировать проблемный вопрос урока;
найти ответ на поднятую проблему;
сделать выводы и связать их в монологическое высказывание.
Все этапы урока были нацелены на реализацию целей и задач занятия.
В начале урока был поставлен проблемный вопрос, и весь урок был построен как ответ на заявленную проблему.
Технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированного обучения.
Методы, используемые на уроке:
словесные;
наглядные;
частично – поисковые.
В конце урока учащиеся сформулировали понятие «обломовщина», ответили на проблемный вопрос урока, связали изучаемый материал с современной жизнью.
Тема урока
Тема:
«Эта короткая,
короткая
жизнь…»
(по роману
И.А.Гончарова
«Обломов»).
Писатели о романе
Пока останется хоть один русский – до
тех пор будут помнить «Обломова».
И.С.Тургенев
«Обломов» имеет успех не случайный,
не с треском, а здоровый, капитальный и
невременный в настоящей публике.
Л.Н.Толстой
Проблемный вопрос
Отчего так рано ушёл из жизни
Илья Ильич Обломов?
Задачи урока
• сформулировать проблемный вопрос
урока
• найти ответ на поднятую проблему
• сформировать понятие «обломовщина»
• сделать выводы и связать их в
монологическое высказывание
Эпиграф
Дайте человеку цель, ради которой
стоит жить, и он сможет выжить в
любой ситуации.
Иоганн Гёте
Факторы здоровья
• Физические нагрузки
• Правильное питание
• Отсутствие вредных привычек
• Полноценный сон
Детство Обломова
Ч р е з м е р н а я о п е к а
Родительская любовь
без требовательности
Перекармливание
Запугивание
«тёмными силами»
Внушение мечты
о жизни без забот
и трудов
Пример родительского
«ничегонеделания»
Детство Штольца
• Предоставление
свободного времени;
• требовательность
отца;
• воспитание привычки к
труду,
ответственности;
• музыкальное и
литературное развитие.
Учёба героя
о т с у т с т в и е
п о з н а в а т е л ь н ы х
и н т е р е с о в
нежелание
учиться
лень,
апатия
Бессистемные,
разрозненные знания
по изученным наукам
Служба Обломова
• Крах иллюзий о службе
как об удовольствии, о
начальнике как о
втором отце;
• разочарование
необходимостью
ежедневно посещать
службу;
• нежелание трудиться;
• боязнь деловой
документации.
Обломовка
• Слепая вера
управляющему
имением;
• боязнь поездки в
имение;
• страх
преобразований;
• «маниловские»
мечты об улучшении
положения.
В квартире на Гороховой
• Отсутствие
деятельности,
впечатлений;
• отсутствие
движения, свежего
воздуха;
• переедание,
«пересыпание»;
• ссоры с Захаром.
Что сгубило героя?
Об – ло – мов щина
Викторина
Какое музыкальное произведение
исполняет Ольга Ильинская для Обломова?
Беллини. Опера «Норма»
Беллини «Гаста дива»,
начало арии «Норма»
из оперы «Норма»
Викторина
Любимая одежда Обломова?
Викторина
Какие цветы дарит Обломов Ольге
Ильинской?
Домашнее задание
Выписать основные положения из
статьи Н.А.Добролюбова «Что такое
обломовщина?»