Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака" "Мы в ответе за тех,кого приручили"
Оценка 5
Карточки-задания +2
doc
русская литература
7 кл
13.01.2017
Урок воспитывает нравственный опыт учащихся, доброе отношение и милосердие к животным, умение сопереживать, способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, воображению, эмоциональности. На уроке учащиеся ищут и обрабатывают необходимую информацию из разных источников (художественный текст, словари). Также учатся анализировать, комментировать художественный текст
Ход урока.doc
Методы
обучения
Словесный, метод
мотивации
учебной
деятельности
План урока
Этап 1. Вхождение в
тему урока и
создание условий
для осознанного
восприятия нового
материала.
Организация начала
урока
(3минуты)
Ход урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Личностные УДД: внимание,
уважение к окружающим;
Коммуникативные УДД:
планирование учебного
сотрудничества с учителем,
сверстниками;
Регулятивные УДД:
саморегуляция
Психологический настрой детей на урок.
Здравствуйте! Меня зовут Диана
Александровна. Сегодня замечательное утро,
и у нас прекрасное настроение. Я рада видеть
ваши лица, ваши улыбки и думаю, что
сегодняшний день принесёт нам всем радость
общения друг с другом.
А можете вы мне сказать с какой целью вы
пришли на урок?
Может вы хотите получить «5» или новые
знания?
Запишите ваши цели в картах успеха,
которые лежат у вас на партах. Вы можете по
ходу урока заполнять их.
Что нужно сделать, чтобы добиться цели?
(читать, отвечать, пересказывать, писать)
Оценивание
готовности к
уроку.
Самоорганизация
на учебную
деятельность
Целеполагание
Работа с картами
успеха
Определяют план
урока
Этап 2. Мотивация к
учебной
деятельности
Проблемный,
метод
фронтальной
познавательные УУД: поиск
и выделение необходимой
информации;
(Мотивация и эмоции — 1 из ключевых
моментов урока по ФГОС)
А сейчас мы ненадолго погрузимся в мир организации
учащихся
Определение темы
урока
(5 минут)
коммуникативные УУД:
умение с достаточной
полнотой выражать мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
личностные УУД:
нравственноэтическая
ориентация;
регулятивные УУД:
целеполагание
музыки. Послушайте музыкальный отрывок из
произведения великого польского
композитора Фредерика Шопена(. Звучит
очень грустная, печальная, тревожная и
жалобная музыка .
СЛАЙД 1 закрыт, только музыка (40 сек)
Если бы вы были художниками, то каким
цветом нарисовали бы картину к этой
мелодии?
Какое произведение изобразительного
искусства соответствует этой музыке?
Почему вы так думаете? картины
(выбирают)( СЛАЙД 23)
Слушают музыку
Рассматривают
картины
Знаете ли вы художественные произведения
о собаках? … Да, вы дома читали рассказ
«Кусака». (СЛАЙД 4)
Отвечают на
вопросы.
А подходит ли музыка к рассказу? Почему?
(собака страдала, и музыка тоже, недаром
произведение называется «Душа плачет»)
Каким цветом мы бы раскрасили этот
рассказ? (Темным)
А сейчас послушайте стихотворение
Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге». Его
выразительно прочитает …
Во время чтения стихотворения закройте
глаза и нарисуйте в своем воображении
Чтение учащимся
Слушают
стихотворение картины, которые вы увидите при чтении.
Расскажите о возникших во время
прослушивания образах.
Выберите подходящие выражения цвета.
Какие стихотворные строки вызвали эти
образы? (СЛАЙД 5, зачитывают)
Как бы вы проиллюстрировали данное
стихотворение?
. Что общего в рассказе «Кусака» и в
стихотворении?
Созвучны ли музыкальное произведение,
произведение изобразительного искусства и
художественные произведения?
Вывод: Да. Можно сказать, что мы чувствуем
настроение этих произведений.
Можно ли их объединить одной темой?
Какой тогда может быть тема урока?
(СЛАЙД 6)
– Какое высказывание больше подходит к
сегодняшнему уроку?
Да, темой нашего урока будут слова
французского писателя и профессионального
лётчика Антуана де СентЭкзюпери «Мы в
Формулируют
предполагаемую
тему урока Словесный,
познавательный,
эвристический
Этап 3. Организация
и самоорганизация
учащихся в ходе
дальнейшего
усвоения материала.
Организация
обратной связи.
1. Аналитическая
работа с текстом.
3 минут
2. Групповая работа
познавательные УУД: поиск
и выделение необходимой
информации, осознанное
построение речевого
высказывания в устной
форме, умение доказывать и
анализировать;
коммуникативные УУД:
планирование учебного
сотрудничества со
сверстниками, умение полно
выражать мысли в
соответствии с задачами
урока; соблюдение правил
общения.
личностные УУД: умение
находить ответ на вопрос
регулятивные УУД:
получение конкретного
результата.
ответе за тех, кого приручили» ( СЛАЙД 7)
Какой отклик в вашей душе оставило
прочитанное произведение «Кусака»?
Отвечают на
вопросы учителя.
Почему действие рассказа начинается
именно зимой?
А сейчас обсудите в группах задания и
ответьте на вопросы.
1 группа Как относились к Кусаке ребята,
взрослые, дворовые собаки?(1часть)
Расскажите. Чем можно объяснить такое
отношение? Почему Кусака, несмотря на то,
что её обижали, продолжала показываться на
улице?
2 группа — Кратко расскажите о случае с
пропойцеммужиком? Почему он пнул
собаку? Какую роль этот случай сыграл в
жизни Кусаки?(СЛАЙД8)
Вывод: И снова замкнутый круг: одни
обижают от хорошего настроения, чтобы
повеселиться, другие от плохого настроения,
чтобы выместить обиду и злобу
3 группа — Расскажите, приносит ли весна
перемены в жизнь Кусаки? С чем связаны эти
перемены? Изменилась ли внешность собаки?
Найдите описание собаки.
ПРОВЕРКА
Работа в группах
(Каждой группе
даны разные
задания по
тексту)
Оценивается
правильность и
быстрота.
Отвечает один из
членов команды
(представление
результатов
работы в группе). 3. Работа с
литературоведчески
ми понятиями
Учащиеся читают
выборочно
Учащиеся
отвечают
Обратимся к 3 части.
Почему в некрасивую собаку бросали камни,
а в Кусаку с почерневшей лоснящейся
шерстью никому не приходило в голову
бросить камнем? Люди изменились?
Интересно, что в первой главе о
внешности собаки сказано только 2 слова:
грязная и некрасивая. А здесь, в 3 главе, дано
как бы двойное описание: что было и что есть.
ПРОЧИТАЙТЕ
Обратите внимание на заключение,
сделанное автором в конце описания
Кусаки.
Вопрос всем
Почему в некрасивую грязную собаку
бросали палки и камни, весело улюлюкали,
пронзительно свистали, а в Кусаку с
почерневшей лоснящейся шерстью, важно
осматривающую улицу, никому не приходило
в голову бросить камнем? Неужели люди
вдруг изменились, стали добрее?
Выходит, что голодная, грязная и жалкая
Кусака почемуто вызывала у людей не
желание покормить и пожалеть её, а сделать
ещё более несчастной, увидеть страх в её
глазах. А когда Кусака “стала лосниться” и взгляд приобрёл важность, людям дразнить её
стало просто неинтересно.
Кусака изменилась, благодаря приехавшим
“очень добрым дачникам”, как говорит о них
автор. А вас ничего не настораживает в
поведении этих “добрых людей”? Как они
поступили?
Перечитать эпизод со слов: “И все
собирались…” (СЛАЙД 9)
Что за странная мольба в глазах у Кусаки?
Почему никто из “очень добрых дачников”
не замечает этой мольбы?
«.. Дачники были очень добрыми людьми…».
Как вы считаете, это сказано серьёзно или с
иронией?
«Нам думается, что писатель искренне
называет дачников добрыми людьми. Они,
не зная тяжёлого прошлого Кусаки,
может быть, и сами не догадывались,
какую роль сыграли в её жизни. Но их
доброта поверхностна, она не переходит в
ответственность за того, кого приручили».
А что такое ирония?
Чем надо воспользоваться, чтобы узнать
значение слова «ирония»? (СЛАЙД 10)
Учащиеся ищут
значение слова в
словарях Но, может быть, хотя бы Леля, которая
«ввела Кусаку в счастливый круг
отдыхающих и веселящихся людей”, не такая,
как все. Может быть, хотя бы она искренно
любит Кусаку?
Учащиеся
отвечают на
вопросы
Был ли у Лели выбор, могла она хотя бы
попытаться найти выход из ситуации?
Любила ли она Кусаку?
Гл.4. Но это чудо, счастье, в которое боялась
поверить Кусака, продолжалось недолго.
Почему не берут в город собаку? Может
быть, действительно, негде держать? –
(дворняжку негде, а породистой место
найдется).
На протяжении всего разговора Леля готова
была заплакать, но не заплакала. Почему?
Кто ударил больнее: мужик или Леля? Как
вы думает?
Давайте прочитаем с вами 5 главу со слов:
«Наступила ночь…». В этой главе воплощена
вся душевная боль Кусаки. (СЛАЙД 1112)
Что звучит в словах “Собака выла”?
(Безысходность).
Почему выла собака? (раньше болело тело, а
Чтение 5 главы Этап 4.
Закрепление
полученных знаний
Выступление
перед аудиторией
Обобщение
теперь душа. Опять одна! Все вернулось к
прежнему).
Что вызывает ужас у Л. Андреева в истории
Кусаки? (равнодушие взрослых порождает
равнодушие, бессердечие детей).
Какие чувства у вас вызывает эта часть?
(грусть, печаль, желание заплакать, жалость)
А сейчас я хочу предложить каждому из вас
выполнить небольшую творческую работу.
Напишите минисочинение: «Обращение
животных к людям» или «Обращение детей к
взрослым людям».
ТЕМЫ НА ДОСКЕ
(Обращение животных к людям пишем на
обратной стороне шаблона)
Кто хочет прочитать свое минисочинение?
Чтение работ(57), а затем прикрепляют свои
работы на выбранный плакат. (СЛАЙД 14)
Вывод: История с Кусакой не
исключительная. Подобное происходит
каждый день, и мы так привыкли, что порой
просто равнодушно проходим мимо.
Мы все, ребята, в ответе за тех, КОГО
ПРИРУЧИЛИ
Скажите, а в жизни приходилось ли вам
Учащиеся
выбирают тему
пишут мини
сочинения под
музыку(СЛАЙД
13)
Публичные
выступления
учащихся
личностные УУД:
формирование эстетических
потребностей и фантазии;
нравственноэтическая
ориентация.
Регулятивные УУД:
адекватное восприятие
предложения учителя и
одноклассников;
Познавательные УУД:
умение осуществлять
сравнение,
Коммуникативные УУД:
умение строить
монологические
высказывания; проявление
активности в решении
познавательных задач Этап 5. Подведение
итогов урока
Самоанализ
1.Самооценка
2.Рефлексия
Метод контроля,
познавательно
рефлексивный
регулятивные УУД:
рефлексия,
коммуникативные УУД:
умение достаточно полно
выражать мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Учащиеся
отвечают на
вопросы
Самооценка
работы на уроке.
Заполнение
«карты успеха»
видеть бездомных животных, приходилось ли
сталкиваться с ситуациями, когда люди
обижали животных?
(Да, меньшие братья нам преданно служат от
века. Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг
человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке
друг? (Э. Асадов) СЛАЙД 15
Видите ли вы выход из ситуации с Кусакой?
Анализ работы учащихся
Заполните до конца карту успеха. Добились
ли вы своей цели? (35 чел.)
РЕФЛЕКСИЯ продолжите любую фразу
(СЛАЙД 16)
Урок заставил меня задуматься о том, что …
Урок помог мне понять, что…
Я сегодня всех благодарю за теплый
доверительный разговор, за добрые, умные
мысли, за творческое отношение к работе. На
память об уроке я хочу подарить вам
наклейки с изображением братьев наших
меньшихсобак.
Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака" "Мы в ответе за тех,кого приручили"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака" "Мы в ответе за тех,кого приручили"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака" "Мы в ответе за тех,кого приручили"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака" "Мы в ответе за тех,кого приручили"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака" "Мы в ответе за тех,кого приручили"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака" "Мы в ответе за тех,кого приручили"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака" "Мы в ответе за тех,кого приручили"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака" "Мы в ответе за тех,кого приручили"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака" "Мы в ответе за тех,кого приручили"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака" "Мы в ответе за тех,кого приручили"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.