Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака" "Мы в ответе за тех,кого приручили"

  • Карточки-задания
  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • doc
  • 13.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок воспитывает нравственный опыт учащихся, доброе отношение и милосердие к животным, умение сопереживать, способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, воображению, эмоциональности. На уроке учащиеся ищут и обрабатывают необходимую информацию из разных источников (художественный текст, словари). Также учатся анализировать, комментировать художественный текст
Иконка файла материала Ход урока.doc
Методы обучения Словесный, метод  мотивации  учебной  деятельности План урока Этап 1. Вхождение в  тему урока и  создание условий  для осознанного  восприятия нового  материала. Организация начала  урока (3минуты) Ход урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся Личностные УДД: внимание,  уважение к окружающим; Коммуникативные УДД:  планирование учебного  сотрудничества с учителем,  сверстниками; Регулятивные УДД:  саморегуляция Психологический настрой детей на урок. Здравствуйте! Меня зовут Диана  Александровна. Сегодня замечательное утро,  и у нас прекрасное настроение. Я рада видеть  ваши лица, ваши улыбки и думаю, что  сегодняшний день принесёт нам всем радость  общения друг с другом. ­А можете вы мне сказать с какой целью вы  пришли на урок?  ­ Может вы хотите получить «5» или новые  знания? ­Запишите ваши цели в картах успеха,  которые лежат у вас на партах. Вы можете по  ходу урока заполнять их.  ­Что нужно сделать, чтобы добиться цели? (читать, отвечать, пересказывать,  писать) Оценивание  готовности к  уроку. Самоорганизация  на учебную  деятельность Целеполагание Работа с картами  успеха Определяют план  урока Этап 2. Мотивация к учебной  деятельности Проблемный,  метод  фронтальной  познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой  информации;  (Мотивация и эмоции — 1 из ключевых  моментов урока по ФГОС) А сейчас мы ненадолго погрузимся в мирорганизации  учащихся Определение темы  урока  (5 минут) коммуникативные УУД:  умение с достаточной  полнотой выражать мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации;  личностные УУД:  нравственно­этическая  ориентация; регулятивные УУД:  целеполагание музыки. Послушайте музыкальный отрывок из произведения великого польского  композитора Фредерика Шопена(. Звучит  очень грустная, печальная, тревожная и  жалобная музыка . СЛАЙД 1 закрыт, только музыка­ (40 сек) ­ Если бы вы были художниками, то каким  цветом нарисовали бы картину к этой  мелодии? ­ Какое произведение изобразительного  искусства соответствует этой музыке?  Почему вы так думаете? ­ картины  (выбирают)( СЛАЙД  2­3) Слушают музыку Рассматривают  картины  ­ Знаете ли вы художественные произведения  о собаках? … Да, вы дома читали рассказ  «Кусака». (СЛАЙД 4) Отвечают на  вопросы. ­А подходит ли музыка к рассказу? Почему?  (собака страдала, и музыка тоже, недаром  произведение называется «Душа плачет») ­Каким цветом мы бы раскрасили этот  рассказ? (Темным)  А сейчас послушайте стихотворение  Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге». Его  выразительно прочитает …  Во время чтения стихотворения закройте  глаза и нарисуйте в своем воображении  Чтение учащимся   Слушают  стихотворениекартины, которые вы увидите при чтении.   Расскажите о возникших во время  прослушивания образах.  ­Выберите подходящие выражения цвета.  ­­Какие стихотворные строки вызвали эти  образы? (СЛАЙД 5, зачитывают)  Как бы вы проиллюстрировали данное  стихотворение? ­. Что общего в рассказе «Кусака» и в  стихотворении? ­ Созвучны ли музыкальное произведение,  произведение изобразительного искусства и  художественные произведения?  Вывод: Да. Можно сказать, что мы чувствуем  настроение этих произведений. ­ Можно ли их объединить одной темой? ­ Какой тогда может быть тема урока?  (СЛАЙД  6) – Какое высказывание больше подходит к  сегодняшнему уроку? ­Да, темой нашего урока будут слова  французского писателя и профессионального  лётчика Антуана де Сент­Экзюпери «Мы в  Формулируют  предполагаемую  тему урокаСловесный,  познавательный,  эвристический Этап 3. Организация  и самоорганизация  учащихся в ходе  дальнейшего  усвоения материала.  Организация  обратной связи. 1. Аналитическая  работа с текстом. 3 минут 2. Групповая работа познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой  информации, осознанное  построение речевого  высказывания в устной  форме, умение доказывать и  анализировать; коммуникативные УУД:  планирование учебного  сотрудничества со  сверстниками, умение полно  выражать мысли в  соответствии с задачами  урока; соблюдение правил  общения. личностные УУД: умение  находить ответ на вопрос  регулятивные УУД:  получение конкретного  результата. ответе за тех, кого приручили» ( СЛАЙД 7) ­Какой отклик в вашей душе оставило  прочитанное произведение «Кусака»? Отвечают на  вопросы учителя. ­ Почему действие рассказа начинается  именно зимой? ­А сейчас обсудите в группах задания и  ответьте на вопросы.  1 группа ­­ Как относились к Кусаке ребята,  взрослые, дворовые собаки?(1часть)­  Расскажите. Чем можно объяснить такое  отношение? Почему Кусака, несмотря на то,  что её обижали, продолжала показываться на  улице? 2 группа — Кратко расскажите о случае с  пропойцем­мужиком? Почему он  пнул  собаку? Какую роль этот случай сыграл в  жизни Кусаки?(СЛАЙД­8) Вывод: И снова замкнутый круг: одни  обижают от хорошего настроения, чтобы  повеселиться, другие от плохого настроения,  чтобы выместить обиду и злобу 3 группа — Расскажите, приносит ли весна  перемены в жизнь Кусаки? С чем связаны эти  перемены? Изменилась ли внешность собаки?  Найдите описание собаки. ПРОВЕРКА Работа в группах  (Каждой группе  даны разные  задания по  тексту) Оценивается  правильность и  быстрота. Отвечает один из  членов команды (представление  результатов  работы в группе).3. Работа с  литературоведчески ми понятиями Учащиеся читают выборочно Учащиеся  отвечают Обратимся к 3 части. ­Почему в некрасивую собаку бросали камни,  а в Кусаку с почерневшей лоснящейся  шерстью никому не приходило в голову  бросить камнем? Люди изменились?            Интересно, что в первой главе о  внешности собаки сказано только 2 слова:  грязная и некрасивая. А здесь, в 3 главе, дано как бы двойное описание: что было и что есть. ­ ПРОЧИТАЙТЕ ­ Обратите внимание на заключение,  сделанное автором в конце описания  Кусаки. Вопрос всем­  ­ Почему в некрасивую грязную собаку  бросали палки и камни, весело улюлюкали,  пронзительно свистали, а в Кусаку с  почерневшей лоснящейся шерстью, важно  осматривающую улицу, никому не приходило  в голову бросить камнем? Неужели люди  вдруг изменились, стали добрее?  ­ Выходит, что голодная, грязная и жалкая  Кусака почему­то вызывала у людей не  желание покормить и пожалеть её, а сделать  ещё более несчастной, увидеть страх в её  глазах. А когда Кусака “стала лосниться” ивзгляд приобрёл важность, людям дразнить её  стало просто неинтересно. ­ Кусака изменилась, благодаря приехавшим  “очень добрым дачникам”, как говорит о них  автор. А вас ничего не настораживает в  поведении этих “добрых людей”? Как они  поступили? Перечитать эпизод со слов: “И все  собирались…”  (СЛАЙД 9) ­ Что за странная мольба в глазах у Кусаки? ­ Почему никто из “очень добрых дачников”  не замечает этой мольбы?  ­ «.. Дачники были очень добрыми людьми…». Как  вы считаете, это сказано серьёзно или с  иронией?  ­ «Нам думается, что писатель искренне  называет дачников добрыми людьми. Они,  не зная тяжёлого прошлого Кусаки,  может быть, и сами не догадывались,  какую роль сыграли в её жизни. Но их  доброта поверхностна, она не переходит в  ответственность за того, кого приручили».  ­ А что такое ирония?    ­Чем надо воспользоваться, чтобы узнать  значение слова «ирония»? (СЛАЙД 10) Учащиеся ищут  значение слова в  словарях­ Но, может быть, хотя бы Леля, которая  «ввела  Кусаку в счастливый круг  отдыхающих и веселящихся людей”, не такая,  как все. Может быть, хотя бы она искренно  любит Кусаку? Учащиеся  отвечают на  вопросы ­ Был ли у Лели выбор, могла она хотя бы  попытаться найти выход из ситуации?    ­Любила ли она Кусаку? Гл.4. Но это чудо, счастье, в которое боялась  поверить Кусака, продолжалось недолго.  ­ Почему не берут в город собаку? Может  быть, действительно, негде держать? –  (дворняжку негде, а породистой место  найдется).  ­На протяжении всего разговора Леля готова  была заплакать, но не заплакала. Почему?  ­ Кто ударил больнее: мужик или Леля? Как  вы думает?  ­ Давайте прочитаем с вами 5 главу со слов:  «Наступила ночь…». В этой главе воплощена  вся душевная боль Кусаки. (СЛАЙД 11­12) ­ Что звучит в словах “Собака выла”?  (Безысходность). ­ Почему выла собака?  (раньше болело тело, а Чтение 5 главыЭтап 4.  Закрепление  полученных знаний Выступление  перед аудиторией Обобщение теперь душа. Опять одна! Все вернулось к  прежнему).  ­ Что вызывает ужас у Л. Андреева в истории  Кусаки? (равнодушие взрослых порождает  равнодушие, бессердечие детей).  ­Какие чувства у вас вызывает эта часть?  (грусть, печаль, желание заплакать, жалость) ­А сейчас я хочу предложить каждому из вас  выполнить небольшую творческую работу.  Напишите мини­сочинение: «Обращение  животных к людям» или «Обращение детей к  взрослым людям».  ТЕМЫ НА ДОСКЕ  (Обращение животных к людям пишем на  обратной стороне шаблона) ­Кто хочет прочитать свое мини­сочинение?  Чтение работ(5­7), а затем прикрепляют свои  работы на выбранный плакат. (СЛАЙД 14) Вывод:  История с Кусакой  не  исключительная. Подобное происходит  каждый день, и мы так привыкли, что порой  просто равнодушно проходим мимо. Мы все, ребята, в ответе за тех, КОГО ПРИРУЧИЛИ ­ Скажите, а в жизни приходилось ли вам  Учащиеся  выбирают тему  пишут мини­ сочинения под  музыку(СЛАЙД  13) Публичные  выступления  учащихся личностные УУД:  формирование эстетических  потребностей и фантазии;  нравственно­этическая  ориентация.  Регулятивные УУД:  адекватное восприятие  предложения учителя и  одноклассников; Познавательные УУД:  умение осуществлять  сравнение,  Коммуникативные УУД:  умение строить  монологические  высказывания; проявление  активности в решении  познавательных задачЭтап 5. Подведение итогов урока Самоанализ 1.Самооценка 2.Рефлексия Метод контроля, познавательно­ рефлексивный регулятивные УУД:  рефлексия,  коммуникативные УУД:  умение достаточно полно  выражать мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Учащиеся  отвечают на  вопросы Самооценка  работы на уроке.  Заполнение  «карты успеха» видеть бездомных животных, приходилось ли  сталкиваться с ситуациями, когда люди  обижали животных? (Да, меньшие братья нам преданно служат от  века. Однако жестокого сколько ещё вокруг?  Мы часто твердим, что собака – друг  человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг? (Э. Асадов) СЛАЙД 15 ­Видите ли вы выход из ситуации с Кусакой?  Анализ работы учащихся ­ Заполните до конца карту успеха. Добились  ли вы своей цели? (3­5 чел.) РЕФЛЕКСИЯ продолжите любую фразу  (СЛАЙД 16) Урок заставил меня задуматься о том, что … Урок помог мне понять, что… Я сегодня всех благодарю за теплый  доверительный разговор, за добрые, умные  мысли, за творческое отношение к работе. На  память об уроке я хочу подарить вам  наклейки с изображением братьев наших  меньших­собак.