Презентация к уроку литературы в 8 классе на тему "Мцыри как романтический герой"

  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • ppt
  • 05.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация подготовлена к уроку литературы в 8 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри". В презентации использованы методы анализа образного и сюжетного анализа художественного произведения. Презентация подходит для проведения уроков в обычном классе общеобразовательной школы. Содержит гиперссылки, иллюстративный материал картин М.Ю. Лермонтова.
Иконка файла материала Мцыри.ppt
Конспект  открытого урока  по литературе для 8 класса на тему:  «Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Мцыри как романтический герой»       Подготовила: учитель русского языка Подготовила: учитель русского языка и литературы и литературы Предмет :литература Предмет :литература Класс: 8 класс Класс: 8 класс МБОУСОШ № 34 им. Героя Советского Союза Н.Д. МБОУСОШ № 34 им. Героя Советского Союза Н.Д. Захарова Захарова Прокопченко Светлана Викторовна Прокопченко Светлана Викторовна Тула- 2014 Тула- 2014
Содержание урока Содержание урока Тема урока  Тема урока Цель урока  Цель урока Задачи урока  Задачи урока Характеристики романтического героя  Характеристики романтического героя Анализ композиции поэмы  Анализ композиции поэмы Переломные этапы в судьбе героя  Переломные этапы в судьбе героя Вопросный план анализа этапа жизни героя  Вопросный план анализа этапа жизни героя Анализ первого этапа жизни героя  Анализ первого этапа жизни героя Анализ ключевых событий второго этапа жизни героя  Анализ ключевых событий второго этапа жизни героя Анализ третьего этапа жизни героя  Анализ третьего этапа жизни героя Итог урока  Итог урока Домашнее задание  Домашнее задание Рефлексия  Рефлексия Список литературы  Список литературы
Тема урока: Тема урока: «Поэма «Поэма «Мцыри». «Мцыри». (1839 год) (1839 год) Мцыри как Мцыри как герой». герой». романтический романтический Содержание
Цель урока: Цель урока: Содержание
Задачи урока Задачи урока    Образовательная: раскрыть идейное содержание раскрыть идейное содержание Образовательная: поэмы; посредством ана лиза текста поэмы, работы с поэмы; посредством ана лиза текста поэмы, работы с иллюстрациями, с му зыкальными отрывками дать иллюстрациями, с му зыкальными отрывками дать возможность учащим ся глубже понять характер возможность учащим ся глубже понять характер романтического героя; выявить структурные романтического героя; выявить структурные особенности произведения. особенности произведения. Развивающая: развивать умение анализировать, развивать умение анализировать, Развивающая: синтезировать, обобщать; навыки выразительного синтезировать, обобщать; навыки выразительного чтения, анализа ключевых эпизодов проихведения, чтения, анализа ключевых эпизодов проихведения, интегрированного анализа произведений разных интегрированного анализа произведений разных видов искусств. видов искусств. Воспитательная: формирование нравственной по формирование нравственной по Воспитательная: зиции учащихся, собственного обоснованного мнения зиции учащихся, собственного обоснованного мнения и отношения к герою. и отношения к герою. Содержание
Характеристики  Характеристики  романтического героя   романтического героя Сильные чувства, богатый Сильные чувства, богатый духовный мир духовный мир Острая реакция на мир Острая реакция на мир Живет по своим законам Живет по своим законам ОдинокОдинок Беспокойный Беспокойный Страстный Страстный Неукротимый Неукротимый Содержание
Романтический герой – Романтический герой – Исключительный Исключительный Исключительные Исключительные обстоятельства обстоятельства герой герой Характеристики Характеристики героя героя Особенности Особенности жизненных жизненных обстоятельств обстоятельств Содержание
1. В ущелье там бежал поток,  1. В ущелье там бежал поток,  Он шумен был, но неглубок,  Он шумен был, но неглубок,  К нему на золотой песок, К нему на золотой песок, Играть я в полдень уходил… Играть я в полдень уходил… 2. Я думал – это страшный  2. Я думал – это страшный  сон…сон…     Вдруг дальний колокола звон Вдруг дальний колокола звон          Раздался снова в тишине –  Раздался снова в тишине –           И тут все ясно стало мне… И тут все ясно стало мне…      3. В то утро был небесный свод 3. В то утро был небесный свод Так чист, что ангела полет Так чист, что ангела полет Прилежный взор следить бы  Прилежный взор следить бы  мог;мог; Я в нем глазами и душой Я в нем глазами и душой Тонул, пока полдневный зной  Тонул, пока полдневный зной  мои мечты не разогнал…. мои мечты не разогнал…. А) Возвращение А) Возвращение в монастырь в монастырь Б)Долгожданные Б)Долгожданные три дня жизни на три дня жизни на воле воле В) Жизнь В) Жизнь в монастыре, в монастыре, воспоминания воспоминания о доме о доме Содержание
Переломные этапы в судьбе  Переломные этапы в судьбе  героя   героя Плен – жизнь в монастыре,  Плен – жизнь в монастыре, воспоминания о доме (главы воспоминания о доме (главы 3-7 – первая группа) 3-7 – первая группа) Долгожданные три дня жизни  Долгожданные три дня жизни на воле (главы: 8, 12, 13 – на воле (главы: 8, 12, 13 – вторая группа; 14, 17, 18 – вторая группа; 14, 17, 18 – третья группа) третья группа) Возвращение в монастырь, в  Возвращение в монастырь, в плен (главы 21, 22, 23). плен (главы 21, 22, 23). Содержание
Вопросный план анализа  Вопросный план анализа  этапа жизни героя  этапа жизни героя  Какие события происходят с  Какие события происходят с героем? героем? Охарактеризуйте эмоциональное  Охарактеризуйте эмоциональное состояние героя. состояние героя. 3) Какую роль играет образы  3) Какую роль играет образы природы в повествовании Мцыри? природы в повествовании Мцыри? 4)Назовите основные  4)Назовите основные художественно-выразительные художественно-выразительные средства, помогающие Мцыри средства, помогающие Мцыри выразить свои чувства. выразить свои чувства. Содержание
Анализ первого этапа жизни  Анализ первого этапа жизни  героя   героя   Плен – жизнь  Плен – жизнь в монастыре, в монастыре, воспоминания воспоминания о доме о доме (главы 3-7)  (главы 3-7) Содержание
Индивидуальное сообщение Индивидуальное сообщение «Образы Кавказа в живописи  «Образы Кавказа в живописи
«Военно-Грузинская дорога «Военно-Грузинская дорога близ Мцхета» близ Мцхета»
Храм Джвари, монастырь 6 – го века  Храм Джвари, монастырь 6 – го века  ­прообраз монастыря, где жил Мцыри ­прообраз монастыря, где жил Мцыри
Воспоминание о Кавказе  Воспоминание о Кавказе
«Башня в Сиони»  «Башня в Сиони» (1837-38г). (1837-38г).
Вопросный план анализа  Вопросный план анализа  этапа жизни героя  этапа жизни героя  Какие события происходят с  Какие события происходят с героем? героем? Охарактеризуйте эмоциональное  Охарактеризуйте эмоциональное состояние героя. состояние героя. 3) Какую роль играет образы  3) Какую роль играет образы природы в повествовании Мцыри? природы в повествовании Мцыри? 4)Назовите основные  4)Назовите основные художественно-выразительные художественно-выразительные средства, помогающие Мцыри средства, помогающие Мцыри выразить свои чувства. выразить свои чувства.
Итог анализа первого этапа  Итог анализа первого этапа  жизни героя  жизни героя  Исключительный Исключительный герой герой  Одинокий; Одинокий;  Взволнованный; Взволнованный;  Тоскующий о Тоскующий о Родине. Родине. Исключительные Исключительные обстоятельства обстоятельства  Жизнь вдали от Жизнь вдали от Родины; Родины;  Монастырский Монастырский плен. плен.
Анализ ключевых событий  Анализ ключевых событий  второго этапа жизни героя  второго этапа жизни героя  Долгожданные  Долгожданные три дня жизни три дня жизни на воле (главы: на воле (главы: 8, 12, 13 – 8, 12, 13 – вторая группа; вторая группа; 14, 17, 18 – 14, 17, 18 – третья группа) третья группа) Содержание
Вопросный план анализа  Вопросный план анализа  этапа жизни героя  этапа жизни героя  Какие события происходят с  Какие события происходят с героем? героем? Охарактеризуйте эмоциональное  Охарактеризуйте эмоциональное состояние героя. состояние героя. 3) Какую роль играет образы  3) Какую роль играет образы природы в повествовании Мцыри? природы в повествовании Мцыри? 4)Назовите основные  4)Назовите основные художественно-выразительные художественно-выразительные средства, помогающие Мцыри средства, помогающие Мцыри выразить свои чувства. выразить свои чувства.
Долгожданные три дня жизни на воле Иллюстрация Марии Николаевны Иллюстрация Марии Николаевны Орловой­Мочаловой Орловой­Мочаловой Иллюстрация В.А.Полякова Иллюстрация В.А.Полякова
Бой Мцыри с барсом  Бой Мцыри с барсом  Барс Барс Мцыри Мцыри И был я страшен в этот миг; И был я страшен в этот миг; Как барс пустынный зол и дик, Как барс пустынный зол и дик, Я пламенел, визжал, как он; Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам был я рожден Как будто сам был я рожден В семействе барсов и волков В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов. Под свежим пологом лесов. Надежный стук мой, как топор, Надежный стук мой, как топор, Широкий лоб его рассек… Широкий лоб его рассек… Он застонал, как человек, Он застонал, как человек, И опрокинулся. Но вновь, И опрокинулся. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной, Густой, широкою волной, Бой закипел, смертельный бой! Бой закипел, смертельный бой!
Итог анализа второго этапа  Итог анализа второго этапа  жизни героя    жизни героя  Исключительный Исключительный герой герой  Сильный; Сильный;  Смелый; Смелый;  Страстный; Страстный;  Счастливый. Счастливый. Исключительные Исключительные обстоятельства обстоятельства  Один в мире Один в мире дикой природы; дикой природы; осуществлению осуществлению  Близок к Близок к мечты; мечты;  Сражается с Сражается с дикий животным и дикий животным и побеждает его. побеждает его.
Анализ третьего этапа жизни  Анализ третьего этапа жизни  героя   героя   Возвращение в монастырь, в плен  Возвращение в монастырь, в плен (главы 21, 22, 23).  (главы 21, 22, 23). Содержание
Итог анализа третьего этапа  Итог анализа третьего этапа  жизни героя    жизни героя  Исключительные Исключительные обстоятельства обстоятельства  Вновь в плену, в Вновь в плену, в монастыре, там, где монастыре, там, где больше не может больше не может существовать. существовать. Исключительный Исключительный герой герой  Непримиримый со Непримиримый со своей судьбой; своей судьбой;  Счастливый от Счастливый от того, что испытал того, что испытал сладость свободы. сладость свободы.
Итог урока  Итог урока  Мцыри называем романтическим  Мцыри называем романтическим героем, потому что… героем, потому что…  Характеризуя Мцыри как Характеризуя Мцыри как романтического героя нужно романтического героя нужно отметить… отметить…  Исключительность Мцыри в том, Исключительность Мцыри в том, что это герой…. что это герой…. Содержание
Итог урока  Итог урока  Двуплановость образа Мцыри отражена в  Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего мира, в монастырской двуплановости внешнего мира, в монастырской тюрьме и в кавказской природе, в двуплановости тюрьме и в кавказской природе, в двуплановости поэтической структуры, где стихотворение поэтической структуры, где стихотворение выражает внутренний мир Мцыри, а выражает внутренний мир Мцыри, а сюжет — внешнюю обусловленность его судьбы. сюжет — внешнюю обусловленность его судьбы. В.И. Коровин В.И. Коровин  МцыриМцыри — высокий мятежный герой, ищущий пути — высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви. Д.Е. Максимов бытия, свободы, борьбы и любви. Д.Е. Максимов Мцыри – любимый идеал нашего поэта, отражение  Мцыри – любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии его собственной личности, во всем, что ни в поэзии его собственной личности, во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью". В.Г. Белинский поражает его собственной мощью". В.Г. Белинский
Домашнее задание  Домашнее задание  Сопоставить этапы жизни героя с  Сопоставить этапы жизни героя с основными элементами основными элементами композиции художественного композиции художественного произведения. Составить произведения. Составить цитатный план основных цитатный план основных элементов композиции поэмы. элементов композиции поэмы. Содержание
Рефлексия урока Рефлексия урока Урок был полезен для меня тем,  Урок был полезен для меня тем, что…. что…. Мне понравилось (не  Мне понравилось (не понравилось), как прошел урок, понравилось), как прошел урок, потому что… потому что… Больше всего мне понравилось на  Больше всего мне понравилось на уроке… уроке… Содержание
Книги: Книги: УМК Литература. 8 кл. Учеб.­ хрестоматия для общеобразоват.   УМК Литература. 8 кл. Учеб.­ хрестоматия для общеобразоват.  учреждений. В 2 ч. / Авт.­сост. В.Я.Коровина и др.­ М.: Просвещение,  учреждений. В 2 ч. / Авт.­сост. В.Я.Коровина и др.­ М.: Просвещение,  2013. 2013. Литература. 8 класс. Методические советы. Коровина В.Я. ­ М.:   Литература. 8 класс. Методические советы. Коровина В.Я. ­ М.:  «Просвещение», 2006. «Просвещение», 2006. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе.   Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе.  8 класс Коровина В.Я. ­ М.: «Просвещение», 2006 г. 8 класс Коровина В.Я. ­ М.: «Просвещение», 2006 г. Беляева Н.В., Еремина О.А. Уроки литературы в  8 классе. Пособие для   Беляева Н.В., Еремина О.А. Уроки литературы в  8 классе. Пособие для  учителей. ­ М: «Просвещение», 2011.  учителей. ­ М: «Просвещение», 2011.  Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для   Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для  учащихся.Редакторы­составители: Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. издание  учащихся.Редакторы­составители: Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. издание  второе, доработанное. ­ М: «Просвещение», 1985.  второе, доработанное. ­ М: «Просвещение», 1985.  Список литературы  Список литературы  Электронные ресурсы: Электронные ресурсы: http://tak­to­ent.net/load/225 http://tak­to­ent.net/load/225 http://www.myshared.ru/slide/204632/ http://www.myshared.ru/slide/204632/ http://lermontov.niv.ru/     http://lermontov.niv.ru/ http://www.slovesnik.ru/   http://www.slovesnik.ru/ Содержание