Цель урока: сформировать у учащихся представление о простейших статистических характеристиках и их использовании при анализе данных, полученных в результате исследования.
Средства обучения: мультимедийный проектор, доска, мел, транспортир, циркуль.
Учебник: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.: ил.
Тип урока: введение нового материала.Презентация к уроку математики по теме «Среднее арифметическое, размах, мода» (7 класс) с использованием регионального компонента.
Задачи урока:
Учебно-познавательные:
• Ввести понятие статистических характеристик: среднего арифметического, размаха, моды; расширить знания о родном поселке, районе; закрепить умения применять полученные знания на практике.
ТИХОМИРОВА Е.А. УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ БОУ СОШ №53,
П. НАЙДОРФ, ДИНСКОГО РАЙОНА, КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Презентация
по теме: «Среднее арифметическое,
размах, мода» 7 класс.
Описатель
ная
статистика
Наибольшее и наименьшее
значение.
Размах , мода
Обозначения и формулы
Свойства среднего
арифметического
1
Наибольшее и
наименьшее значение.
Пример
Петя и Вася поспорили, кто лучше
прыгает в длину с места. Чтобы
избежать случайности, они решили,
что будут прыгать по очереди 5 раз.
Результаты своих прыжков в
сантиметрах они записали в
таблицу.
Пример 1
Результаты прыжков в
длину с места, см
Номер прыжка
Петя
Вася
1
2
3
4
5
190
205
195
210
200
185
200
215
190
190
Определение
Разность между наибольшим и
наименьшим числом
называется размахом набора
Таблица 2. Урожайность семечковых культур по
чисел.
отделениям за 2010 год в ЗАО «Виктория – 92»
отделени
е
ц\га
1е
139,1
2е
161,9
3е
404,6
Размах показывает,
насколько велико
рассеивание значений в
числовом наборе.
При изучении учебной нагрузки
учащихся выделили группу из 12
семиклассников. Их попросили
отметить в определенный день
время (в минутах), затраченное на
выполнение домашнего задания по
алгебре. Получили такие данные:
23, 18, 25, 20, 25, 25, 32, 37, 34, 26,
23
25
27
34, 25.
27 – среднее значение
324
12
12
28
25
20
34
26
34
25
32
37
25
Наибольшее значение – 37; наименьшее значение – 18;
Размах ряда равен 37 – 18 = 19
анализе
о
сведений
семиклассниками
При
времени,
затраченном
на
выполнение домашнего задания по алгебре,
нас могут интересовать не только среднее
арифметическое и размах полученного ряда
данных, но и другие показатели. Интересно,
например, знать, какой расход времени
является типичным для выделенной группы
учащихся, то есть какое число встречается
в ряду данных чаще всего. Нетрудно
заметить, что таким числом является число
Модой ряда чисел называется
25. Говорят, что число 25
– мода
число, чаще других
рассматриваемого ряда.
встречающееся в данном ряду.
Ряд чисел может иметь более одной
моды или не иметь моды совсем.
Рассмотрим еще пример. Пусть,
проведя учет деревьев, обрезанных
за смену рабочим бригады в ЗАО
«Виктория – 92», получили такой ряд
данных:
36, 35, 35, 36, 37, 37, 36, 37, 38, 36,
Найдем для него среднее арифметическое,
36, 36, 39, 39, 37, 39, 38, 38, 36, 39,
размах и моду. Для этого удобно
36.
предварительно составить из полученных
данных упорядоченный ряд чисел, т. е. такой
ряд, в котором каждое последующее число не
меньше (или не больше) предыдущего.
Получим:
439
35, 35, 36, 36, 36, 36, 36, 36, 36, 36, 37, 37, 37,
Размах ряда равен . Мода
37, 38, 38, 38, 39, 39, 39, 39.
данного ряда равна 36, так как число 36
Вычислим среднее арифметическое:
чаще всего встречается в этом ряду.
37
4
21
4
776
21
235
338
836
37
39
35
Например, в ряду чисел
47, 46, 50, 52, 47, 52,
49, 45, 43, 53
две моды – это числа 47 и 52,
а в ряду чисел 69, 68, 66, 80, 67, 65,
71, 74, 63, 73, 72
Моду ряда данных обычно находят тогда,
моды нет.
когда хотят выявить некоторый типичный
показатель. Например, если изучаются
данные о размерах мужских сорочек,
проданных в определенный день в
универмаге, то удобно воспользоваться
таким показателем, как мода, который
характеризует размер, пользующийся
наибольшим спросом. Находить в этом
случае среднее арифметическое не имеет
смысла. Мода является наиболее
приемлемым показателем при выявлении,
за
смену
Итак, среднее количество деревьев,
обрезаемых
рабочим
составляет примерно 37 деталей;
различие в в количестве обрезаемых
деревьев не превосходит 4 деревьев;
типичной является обрезка равная 36
деревьям.
Упражне
ния
№1. Найдите наибольшее и
наименьшее значение, размах,
среднее значение, медиану и моду
набора чисел:
а) 12, 7, 25, 3, 19, 15;
б) 17, 19, 5, 41, 47, 13, 19.
Упражне
ния№2. В таблице 7 приведены данные
итогов уборки плодово-ягодной
продукции ЗАО «Виктория – 92»
2009 год
2010 год
отделение
1е
2е
116,92
188,57
Урожайность
яблок, ц\га
Урожайность
сливы и алычи,
ц\га
Урожайность
земляники, ц\га
3е
313
1е
139,1
2е
161,9
3е
404,6
43,26
74,17
51,6
187,0
94,48
178,1
59,6
По таблице найдите наименьшее, наибольшее значение и размах:
а) Урожайности яблок в 2009 2010 гг.;
б) Урожайности сливы и алычи в 2009 2010 гг.;
в) Урожайности земляники в 2009 2010 гг.