Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Оценка 4.6

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
МХК
10 кл—11 кл
14.02.2017
Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Данная презентация по теме "Музыкальная культура барокко" содержит материал о стиле барокко в итальянской опере, о новых средствах и формах в музыке, об опере, как ведущим жанре музыки барокко,. Далее учащиеся узнают о лучших операх К. Монтеверди, Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха, произведениях Дмитрия Степановича Бортнянского.
Музыкальная культура барокко.ppt

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
МОУ «Никольская СОШ №9» Дружинина Т.Ю.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Один из меломанов начала XVIIв. с  возмущением писал: «Музыкантам хочется изобретать нечто новое. И  вот новое искусство докатилось до безудержной  распущенности. Отклонившись от путей,  намеченных нашими отцами, молодые  композиторы создают искаженные произведения,  в которых нет никаких достоинств, кроме  новизны…»

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Музыкальная культура XVII-начала XVIII в.  Развивалась в рамках барочного стиля,  создавшего новые принципы, отличавшиеся от  музыки Возрождения. На смену плавной  гармонии, уравновешенности и оптимизму  пришли трагическое мироощущение, пристальное  внимание композиторов к чувствам и эмоциям  человека.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
На смену хоровой полифонии Возрождения  приходит мелодичное одноголосие – гомофония,  способная передать малейшие волнения  человеческой души. Неустойчивые   диссонирующие созвучия, неожиданные переходы,  контрасты, виртуозные пассажи в пении,  одновременное звучание множества  инструментов, использование танцевальных  ритмов – все это определяло суть барочной  музыки. Новый музыкальный стиль проникает  даже в церковную музыку (в органные мессы  Баха, оратории Генделя).

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Первый композитор барокко – Клаудио  Монтеверди (1567­1643). Он считал, что музыка  должна не столько развлекать, сколько  передавать богатство внутреннего мира человека,  заставлять его думать, переживать, искать ответы  на сложные жизненные вопросы. В оперной  музыке он создал «взволнованный стиль»  (concitato), передающий драматизм и  напряженность действия, глубину чувств и  переживаний.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
«Мелодические лабиринты Монтеверди своими  линиями – то изломанными и извилистыми, то  как будто закрученными в узелки или  выписывающими зигзаги, ­ напоминают вычурные  узоры архитектурных фасадов XVIIв., где  лепестки цветов, гирлянды винограда и  обнаженные амуры сплетены в пышном барочном  орнаменте…»

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
«Орфей» (1607), «Ариадна» (1608), «Коронация  Поппеи» (1642) созданы на мифологические и  исторические темы. Оркестровая музыка не  только сопровождает певческий голос, гибко  следуя за поэтическим словом, но и сама  становится полноправным участником событий.  В 1637 г. В Венеции по инициативе Монтеверди  открыт первый в мире публичный оперный театр,  через несколько лет такие театры открываются в  Лондоне, Гамбурге,        Париже, Праге и Вене.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Это автор 465 концертов и 40 опер, блестящий  скрипач­виртуоз, поражавший публику полной  неожиданностей и контрастов манерой  исполнения.  В основе созданного им «большого  концерта» лежало противопоставление одного  или группы солирующих музыкальных  инструментов всему оркестру.  Одно из лучших произведений Вивальди –  «Времена года» (1725).

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Русский композитор и музыкальный критик  А.Н. Серов писал: «Если в области музыки есть  что­либо, к чему надобно подходить…с любовью  в сердце, со страхом и верою, так это именно –  творения великого Баха». Его органные мессы, хоралы, оратории,  кантаты и пассионы («страсти») отражали  сложное земное бытие и божественный мир  совершенной гармонии.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Это органное произведение из 78 номеров,  исполнявшееся в течение четырёх часов. В нем  должны были участвовать два четырехголосных  хора с солистами, оркестр из 34 музыкантов.  Музыка «Страстей» вызывала самые различные  эмоции у слушателей: от возвышенной скорби до  искреннего переживания, раздумья и  просветленного торжества жизни. Скорбная  мелодия сопровождалась рыданиями скрипки, а  партии хоров передавали крики разъяренной  толпы, требующей казни Христа.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Строгим ревнителям церкви музыка не  понравилась. Лишь в 1829 г. , спустя сто лет  после её создания, двадцатилетний немецкий  композитор Ф. Мендельсон (1809­1847)  осуществит её исполнение в Лейпциге: «Переполненный зал казался храмом, среди  присутствующих царило торжественное  благоговение; только изредка раздавались  непроизвольные изъявления глубоко  взволнованного чувства» (из воспоминаний  композитора).

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Барочный характер музыки нашел воплощение  в полифоническом искусстве Баха, вершиной  которого являлись фуги (лат. Fuga – бег) –  многоголосные произведения, в основе которых  лежит одна музыкальная тема, звучащая  последовательно в разных голосах.  Происхождение этого слова не случайно:  звучащие голоса действительно как будто  «догоняют» друг друга и приходят к согласию  лишь в конце.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Сборник фуг и прелюдий «Хорошо  темперированный клавир» (1722,1744) –  непревзойденный образец полифонической  музыки, учебник и настольная книга для  исполнителей. Бетховен называл его своей  «музыкальной Библией», для Шумана она была  «лучшей грамматикой». Бах часто любил  импровизировать за клавесином на темы  популярных песен, сочиняя изящные сюиты,  состоящие из немецких, французских, испанских  и английских танцев.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Около 30 кантат (вокально­инструментальных  произведений для солистов хора и оркестра)  принадлежит великому композитору.  В «Крестьянской кантате» звучат народно­ песенные мелодии. «Кофейная кантата» – это  остроумная жанровая сценка, в которой  ворчливый отец запрещает дочери пить кофе –  модный в то время напиток. Но изобретательная  и находчивая дочь ловко обходит все его  запреты.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Светлы старинные соборы. В одном из них по вечерам Сиял и пел орган, который Был сам похож на божий храм. И там, воспряв из тьмы и праха, Крылами белыми шурша, В слезах провеивала Баха Миротворящая душа. Все лица превращались в лики, Все будни тлели вдалеке, И Бах не в лунном парике, А в звездном звоне плыл по Риге…

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Оратория –итал. oratorio, лат. оro – говорю,  молю – крупное музыкальное произведение  светского содержания для хора, солистов­певцов  и оркестра, предназначенное для концертного  исполнения. Генделем созданы 32 оратории на  библейские, мифологические и светские сюжеты.  Лучшие из них – «Мессия» (1741­1742),  «Самсон» (1743), «Иосиф» (1744), «Иуда  Маккавей» (1746), «Иисус Навин» (1747),  «Соломон»(1748).

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Известно, что в конце жизни Бах  потерял зрение.  Последние свои  сочинения он диктовал своим ученикам…  За шесть лет до смерти, как и Бах, Гендель  тоже полностью теряет зрение. В  последние годы он изредка пишет музыку,  принимает участие в концертах,  импровизируя или играя по памяти.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Музыкальная культура русского барокко  развивалась с середины XVII  до середины XVIII в. Её становление в России проходило  одновременно с другими видами искусства:  архитектурой (московское, или нарышкинское,  барокко), иконописью (школа С. Ушакова) и  литературой (поэзия Симеона Полоцкого).  Испытав влияние западноевропейской традиции,  русская музыка барокко сохранила черты  древнерусского знаменного распева, его сурово­ сдержанный, величавый стиль.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
В основу русской барочной музыки легло  партесное (многоголосное) пение, получившее  яркое воплощение в так называемых партесных  концертах.  Дилецкий отмечал, что в основе  таких концертов лежит «борение гласов», то есть  противопоставление голосов солистов общему  хору. Создавались композиции на 4,8,12 и даже  48 голосов! «Мусикия, ­ писал Дилецкий, ­ иже  сердца человеческие возбуждает или до  увеселения, или до жалости».

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
В.П. Титов (1650­1715) – автор духовных хоровых  концертов на 12 голосов. Он был в числе первых  композиторов, прославивших воинскую доблесть и  реформаторскую деятельность Петра  I. В XVIII в. стиль барокко воплотился в музыке к  оперным и балетным спектаклям, а также в  искусстве колокольных звонов. В народной среде  особенно популярны были песенные жанры барокко  – канты (песнопения светского содержания) и  псалмы (музыкально­поэтические переложения  псалмов библейского пророка Давида).

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
Писал музыку с псалмам. Вершиной творческих  исканий Березовского стал и поныне знаменитый  концерт «Не отверже мене во время старости» на  текст 70­го псалма Давида: Не отвергни меня во время старости; Когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня… Да постыдятся и исчезнут враждующие против души  моей; Да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне  зла.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.

Презентация к уроку МХК, тема: Музыкальная культура барокко.
В историю русской музыки он вошел прежде всего  как автор 35 хоровых духовных композиций для  четырехголосного хора, десяти концертов для двух  хоров. Одно из лучших произведений­ концерт №32  «Скажи ми, Господи, кончину мою…», созданный на  слова 38­го псалма Давида: Скажи ми, Господи, Кончину мою и число дней моих, Дабы я знал, какой век мой… Услышь, Господи, молитву мою; Не будь безмолвен к слезам моим…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017