Презентация к уроку МХК, тема: Реалистическая живопись Голландии.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 14.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация по теме "Реалистическая живопись Голландии" содержит следующий учебный материал: Франс Халс и его одиночный и групповой портрет, бытовой жанр в живописи Голландии (малые голландцы - Питер де Хох, Герард Терборх), натюрморты Питера Класа, Виллема Хеды, и, конечно, творчество Рембрандта – вершину реализма в живописи.
Иконка файла материала Реалистическая живопись Голландии.ppt
Реалистическая живопись Голландии. МОУ «Никольская СОШ №9» Дружинина Т.Ю.
Рембрандт Харменс ван Рейн: «Учись прежде всего следовать богатой  природе и отображать то, что найдёшь в ней.  Небо, земля, море, животные, добрые и злые  люди – всё служит для нашего упражнения.  Равнины, холмы, ручьи и деревья дают  достаточно работы художнику. Города,  рынки, церкви и тысячи природных богатств  взывают к нам и говорят: иди, жаждущий  знания, созерцай и воспроизводи нас».
Франс Халс. Портрет молодого человека с перчаткой. 1660-е гг.
Групповые портреты. Традиции группового  портрета, сложившиеся на  севере страны, восходили ещё к  XY в. Позднее стали заказывать  большие полотна, на которых  изображались собрания общин  и объединений.
Франс Халс. Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия. 1616 г. Харлем.
Один из современников Халса писал: «Халс, обладая… особой,  необычной манерой письма,  превосходит всех остальных, так как в  его живописи заложена такая острота  и жизненность, такая сила, что он во  многих произведениях, кажется, самое  природу вызывает на соревнование».
В. Эльснер. «Портреты Халса».Твоею дивной волей живописца Подарен этим людям долгий век. Румяны щеки, не ослабли мышцы, Не изменились очертанья век. Стрелки пируют. Синдики решают, Каким налогом обложить товар, И уважение почти внушает Невозмутимый тучный пивовар. А эти бюргеры, купцы, старухи, Что выставлены Халсом напоказ, Они ведь притворяются, что глухи, И видят всё, глядя в упор на нас.
Бытовой жанр в живописи Голландии. «Заслуга голландцев состояла в том, что  они первыми создали новый, более  камерный тип жанровой композиции, выбрав  для этого небольшой, так называемый  кабинетный, формат. Такой формат,  рассчитанный на особый принцип  рассматривания и вживания в картину,  оказался наиболее эффективным для сцен  реального быта…» (Е.И. Ротенберг).
Малые голландцы. Художников, писавших картины  небольшого формата, называют  малыми голландцами. Это Ян Стен  (1626­1679), Питер де Хох (1629­1684),  Герард Терборх (1617­1681), Вилем  Хеда, Питер Клас и др.
Питер де Хох. Хозяйка и служанка. 1657 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Герард Терборх. Бокал лимонада. 1660 г. Санкт-Петербург.
Женские образы в живописи Терборха. «…Пожалуй, никто из голландских  живописцев не умел с такой  естественностью, как Терборх, передавать  специфику жеста женщины, когда она шьёт,  держит бокал вина либо лютню или моет  руки; и не только жест, а и движение тела,  поворот головы, взгляд, направленный или  на соответствующий предмет, или, так  сказать, внутрь себя» (Б.Р. Виппер).
Натюрморт (фр. «мертвая природа») Питер Клас.   Завтрак. 1646 г. Москва.
«Тихая жизнь вещей». Голландцы натюрморт называют  «неподвижная жизнь», что гораздо точнее  передает сущность этого жанра.  «Бесчисленные «Завтраки» с красными, как  кумач, омарами, лоснящимися окороками,  тучными ягодными пирогами, золотистыми  лимонами…с бокалами…с разлившимся  вином, скомпонованные в единое  органическое целое, изображают именно то,  что требовалось от художника» (Л.Д.  Любимов).
Виллем Хеда – «прерванные завтраки». Виллем Хеда. Ветчина и серебряная  посуда. 1649 г. Москва.
Пейзаж. Якоб Рейсдал. Болото. 1665-1669 гг.
Творчество Рембрандта – вершина реализма. «Правда – самое прекрасное и  редкое качество» (Э. Делакруа) – стала  сутью творчества величайшего  голландского художника Рембрандта  Харменса ван Рейна (1606­1669 гг). Он  оставил потомкам около восьмисот  картин и портретов, трёхсот офортов и  двух тысяч рисунков.
Искусство светотени. «Светотенью пользовались и другие, но  никто так постоянно и искусно, как  Рембрандт. Эта форма, таинственная по  преимуществу, наиболее сокровенная,  богатая умолчаниями…Светотень стала…той  естественной поэтической атмосферой, в  которой неизменно обитал гений  Рембрандта» (Эжен Фромантен,  французский художник и писатель XIX в.)
И. Репин о Рембрандте: « С особым счастьем купался  он в прозрачных тенях своего  воздуха, который неразлучен с  ними всегда, как дивная музыка  оркестра, его дрожащих и  двигающихся во всех глубинах  согласованных звуков».
Рембрандт ван Рейн. Автопортрет в юности. 1629 г. Флоренция.
Автопортрет с Саскией на коленях. 1635-1636 гг. Рембрандт ван Рейн. Дрезден.
Рембранд ван Рейн. Портрет старушки. 1654 г.
Мифологические сюжеты. Рембрандт. Даная.
Рембрандт. Флора.
Библейские сюжеты. Рембрандт. Возвращение блудного сына.
Моисей.
Рембрандт. Ослепление Самсона.
Тщательно следуя природе,  голландские мастера сумели открыть  красоту зримого мира в самых  разнообразных его проявлениях. Их  произведения до сих пор сохраняют  живой трепет реальной жизни,  передают красочное богатство  окружающего мира.