Презентация к уроку МХК, тема: Театральное искусство XVII-XVIII веков.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 14.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация по теме "Театральное искусство XVII-XVIII веков" содержит материал о Западноевропейском театре барокко, его целях и задачах, излюбленных сюжетах, героях пьес. Учащиеся познакомятся с испанским драматургом Педро Кальдероном,Пьером Корнелем, Жаном Расиным, Жан Батист Поклен Мольером, Пьером Огюстеном Бомарше, а так же с руским драматическим театром и Федором Волковым.
Иконка файла материала Театральное искусство XYII-XYIII веков.ppt
МОУ «Никольская СОШ №9» Дружинина Т.Ю.
В разных странах процесс возникновения и развития театра имел свои отличительные особенности. В послешекспировской Англии ему предшествовал маньеризм, воплотивший на сцене идеи непостоянства мира и суетности жизни. Театр Франции практически не соприкоснулся с барокко. В Испании и Германии барокко нашло яркое и образное воплощение.
Идти в театр не для того ты должен, Чтоб ужасов там всяких насмотреться… По-моему, тот получеловек Иль человек с ущербом, кто в театр Идёт за тем, чтоб там ума набраться, - Для этого театр не создан вовсе…
Его главное назначение – поразить воображение, удивить, ошеломить зрителей. Мир, враждебный человеку, представлен в пьесах как скопище насилия и зла, в нем нарушены законы природы, распались естественные человеческие связи. Всё суета сует. В жестокой игре страстей и амбиций все решает случай, а потому надо не упустить свой шанс. Интриги, кровавые злодейства, ужасы, неожиданные финалы – отличительная особенность развития действия.
Сложные, запутанные сюжеты авантюрного характера призваны были держать зрителя в постоянном напряжении. Он порой не мог разобраться, где доброе и злое, высокое и низкое, трагическое и комическое, белое и черное. Кто из героев мужчина, а кто женщина?.. Жестокое преступление оборачивалось благородным поступком, любовная страсть сменялась ненавистью. Во почему излюбленным жанром театра барокко стала трагикомедия.
Ради достижения своих корыстных целей они не останавливаются ни перед чем: плетут интриги, совершают злодейства, шагают по трупам, попадают в ловушки. Они говорят одно, а делают другое, часто меняют свои симпатии на антипатии. Если у Шекспира один герой мог противостоять целому миру, то теперь он либо жертва насилия, либо сам творит зло. Вдушах героев никогда не происходит катарсис.
В этой аллегорической пьесе он предложил взглянуть на свое время сквозь призму классической формулы «жизнь – игра». Каждый, живущий на земле, разыгрывает свою роль перед Богом, а в качестве сценической площадки выступает весь мир. Кальдерон провозглашает идею мгновенности жизни. Человек всего лишь жалкая игрушка в руках судьбы. Что же остается ему в жизни?
Страдать и покоряться… Все его существование на земле представляется кошмарным сном. …Так сдержим же свирепость, И честолюбье укротим, И обуздаем наше буйство, - Ведь мы, быть может, только спим. Да, только спим… так говорит Сехисмундо – главный герой пьесы «Жизнь есть сон» (1636).
«Это самая величественная драматическая концепция, какую я когда-либо видел или читал. В ней царит дикая энергия, глубокое и мрачное презрение к жизни, удивительная смелость мысли рядом с фанатизмом непреклонного фанатика». Театр барокко – это зрелищность происходящего на сцене, виртуозная игра актеров, это сложная машинерия, позволяющая осуществлять движение не только влево или вправо, но и сверху вниз.
Театр барокко – это торжество живописи, использование постоянно меняющихся перспективных декораций. Таким образом, у актёров появилась возможность играть, используя все сценическое пространство. Новшеством стало применение различных световых эффектов (восхода или захода солнца, быстрого затемнения сцены, изображение пожаров, молний).Пьесы разыгрывались не только на театральных подмостках, но и во дворцах. Король и придворные могли созерцать спектакль, плавая в гондолах по глади озёр, ужиная, обмениваясь мнениями об увиденном.
До XVIIв. во Франции публика по- прежнему отдавала предпочтение средневековым фарсам и итальянской комедии. И только в это время были сформулированы основные принципы классической драмы. Вот как их определил теоретик искусства классицизма Никола Буало (1636-1711): 1.Строгое следование лучшим образцам античной драмы. 2.Соблюдение закона трех единств: места, времени и действия.
3. Верность природе, правдоподобие. 4. Постоянство характеристики героев. 5. Строгое деление на жанры. Трагедия призвана очищать людские нравы страхом и страданием. Комедия призвана исправлять нравы посредством осмеяния героев. 6. Неожиданная поучительная развязка действия. Любая пьеса должна внушить зрителю мысль, что порок справедливо наказан, а добродетель торжествует.
Он был одним из первых, кто нарушил принципы классицизма в драматургии: «Я охотно следую правилам; но вместо того чтобы подчиняться им рабски, я их расширяю или сужаю согласно требованиям моего сюжета, и я без зазрения совести нарушаю те, которые касаются длительности времени действия…знать правила и владеть секретом, как их надо практически применять в нашем театре, - это две совершенно разные науки».
Известно, что по указанию кардинала Ришелье (1585-1642) академики театра в течение шести (!) месяцев рассматривали пьесу Корнеля «Сид» (1637) – лучшее творение драматурга. Их приговор был бескомпромиссен: Корнель нарушил все правила классической драмы. Действие в ней длилось 36 часов, протекало в разных местах города, высокопарный стих постоянно нарушался разговорными интонациями, завязка трагедии (пощечина) оказалась недостойной высокого жанра трагедии.
Это мастер «галантной трагедии». Судьба его была трудной, интриги и соперничество мешали развитию таланта. Следуя принципам Корнеля, Расин обрел свой собственный стиль. Слава пришла к нему, когда в Париже была поставлена его трагедия «Андромаха»(1667 г.). Он создал много ярких женских образов.Влюбленные, страдающие героини его пьес («Федра», «Береника», «Ифигения в Авлиде») проходили много жизненных испытаний.Он первым во Франции «осмелился посмотреть в лицо страсти…»
Буало: Сумел ты с пользой поучать И правду весело вещать. Всем у тебя мораль готова. Прекрасно все, разумно в ней, И часто шутовское слово Ученой лекции ценней. «Стансы Мольеру»
«Тартюф» (1664), «Дон Жуан» (1665), талантливый актер. «Мизантроп» (1666), «Скупой» (1668), «Мещанин во дворянстве» (1670) составляют лучшее, что написано великим комедиографом. Он высмеивал лицемерие и религиозное ханжество духовенства, распутство и безнравственность, неискренность, интриги, неверность, пустословие, коварство и мелочность. Мольер прославился и как
Кто всегда уныл, ревнив и мрачен, Того дебют в любви частенько неудачен! Как приятно знать, что ты что-то узнал!
Он был сторонником классической трагедии Корнеля и Расина. Вольтер писал для театральной сцены в течении 60 лет. В центре его трагедий («Эдип», «Брут», «Заира», «Магомет») лежит конфликт между чувством и долгом. Свою главную задачу он видел в воспитании идеалов добра и справедливости.
Его знаменитая трилогия о цирюльнике Фигаро – «Севильский цирюльник» (1775), «Женитьба Фигаро» (1784) и «Преступная мать» (1792) имела необычайный успех у французской публики. Главный герой, украденный в детстве разбойниками, приложил немало усилий для того, чтобы проложить себе дорогу в жизни. На сюжеты пьес Бомарше Моцарт (1786) и Дж. Россини (1816) написали оперные произведения.
Рождение – 1672 г., когда царю Алексею Михайловичу – большому любителю пышных зрелищ и развлечений – был представлен первый спектакль придворного театра. На сцене «комедийной хоромины» в селе Преображенском под Москвой был поставлен спектакль на библейскую тему – «Эсфирь». В течении10 часов «игрецы»рассказывали о красавице Эсфири, спасшей свой народ от истребления (с использованием «дурацкой персоны»).
В 1703 г. в новой столице по указу Петра I был открыт первый общественный театр. Петр повелел в течение месяца написать и поставить пьесу в честь взятия русскими войсками Шлиссельбургской крепости. В начале XVIII в. Кроме публичного театра широкую популярность приобрели школьные театры, открывавшиеся при различных учебных заведениях (напр, театр Славяно-греко-римской академии).
Это одно из интереснейших и значительных явлений российской культуры. В наиболее известных драмах «Лодка» и «Царь Максимилиан», существовавших в десятках вариантах, рассказывалось о мужественных подвигах и благородных поступках вольнолюбивых атаманов, храбрых воинов, непокорных царских сыновей. Представления носили условный характер, не было ни сцены, ни декораций, ни реквизита.
Это была труппа актеров из Ярославля под руководством Федора Волкова. Успех этой труппы вскоре стал известен императрице Елизавете Петровне. Она приказала доставить актеров в Царское Село. На следующий день они сыграли спектакль по драме А.П. Сумарокова «Хорев». За этим последовал указ о создании «Русского для представления трагедий и комедий театра». Его директором был назначен поэт и драматург Сумароков.
По его мнению, театр, воздействуя на разум и чувства, призван был нравственно воспитывать зрителей. Достичь этого можно было при соблюдении трех единств: действия, времени и места. Трагедии Сумарокова: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Дмитрий Самозванец».
Это один из ведущих актеров первого русского театра. Его талантливая игра вдохновила Сумарокова на такие строки: Ты вел меня с собой из страха в упованье, Из ярости в любовь и из любви в стенанье; Ты к сердцу новые дороги находил… Трудными были первые шаги русского театра. Екатерина II (1729-1796), вступившая на русский престол в 1762 г. не жаловала трагедий, им она предпочитала веселые маскарады и комедии.
Граф Н.П. Шереметев в подмосковных имениях Кусково и Останкино создал свои театры. Для него было написано 116 драм, опер и балетов. Особенно блистала на этой сцене дочь кусковского кузнеца Прасковья Ивановна Ковалева (сценическое имя Жемчугова, 1768-1803).
Мне чудится, возле обители старой Витает любимая тень. К ней сердцем стремлюсь, Но она ускользает, Печально венчая мой день. (умерла 23февраля 1803 г. в возрасте 35 лет)