Презентация к уроку-памяти "Распутин Валентин Григорьевич"
Оценка 4.9

Презентация к уроку-памяти "Распутин Валентин Григорьевич"

Оценка 4.9
Презентации учебные
docx
русская литература
9 кл—11 кл
24.04.2017
Презентация к уроку-памяти "Распутин Валентин Григорьевич"
Публикация является частью публикации:
Активные методы и приемы работы с обучающимися на уроках литературы.docx

 

Министерство образования РФ

Августовская педагогическая конференция

Секция учителей русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СООБЩЕНИЕ

 

« Активные методы и приемы работы с обучающимися на уроках литературы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: Бадашкеева Ирина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ново-Идинская СОШ»,

1 кв. категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Бохан

 

2016г.

 

 

 

Что такое интересный урок? Каким он должен быть? 
     По мнению учащихся, интересный урок должен давать интересный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность. Хороший урок — это спокойная атмосфера, чтобы не выходить с занятия со вздохом: «Слава богу, окончилось!» Это интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Каждый урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Учитель должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве. 
       Многие наши школьники вряд ли назовут чтение среди своих любимых занятий. Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Можно, если рассматривать художественное произведение не как набор фактов и явлений, происходящих в определенную эпоху, а как многогранный мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью, жестом закреплена определенная знаковость. 
    Важную роль в любом уроке играют  
активные методы и приемы обучения (АМПО)– это система методов и приемов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМПО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

     Какими же должны быть активные методы и приемы на уроках литературы? Многие учителя ответят: «Это урок с применением ИКТ». Мультимедийные уроки все больше и больше привлекают учителей-предметников.

    Бесспорно, использование ИКТ экономит время на уроке, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, любознательность обучающихся, формирует элементы информационной культуры учащихся, прививает навыки рациональной работы с компьютерными программами, позволяет учителю идти в ногу со временем.

    Но мы, учителя литературы, должны особенно осторожно относиться к применению ИКТ на своих уроках. Ведь задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. ИКТ должны быть хорошими помощниками учителю литературы, а не подменять его. Какие бы новации не вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик.

    Понятна увлеченность учителей «нетрадиционными формами урока», появление уроков-мастерских, уроков-конференций, уроков-презентаций, уроков в форме творческой лаборатории, уроков-концертов и др.

    Независимо от того, в какой парадигме работает учитель (традиционной, развивающей, личностно ориентированной), он обязательно начинает урок. Начало урока - один из его важнейших моментов - требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы.  

                                 Потенциально важным является и выбор определения темы-заголовка урока.

1. Заголовок – метафора

2. Заголовок - вопрос «За что наказан Демон?» (По поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»)

3. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы «Образ Луки из пьесы М. Горького «на дне». «Святой» или «лукавый»?

4. Самостоятельный выбор наиболее подходящего названия из предложенных вариантов.

5. В заголовке можно расставлять знаки препинания, выражая тем самым собственное отношение к проблеме.

      Мне очень нравится работать с эпиграфом на уроках литературы. Так, для урока «Художественный мир А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова» использую высказывания В. Брюсова, Д.С. Мережковского, В.Г. Белинского.

     Задание: выберите и запишите в тетрадь тот эпиграф, который наиболее полно отражает тему сегодняшнего урока. Аргументируйте свой ответ. (Прием «Осмысление эпиграфа»). Путь Пушкина – это общий путь русской литературы, а не личный… (В Брюсов) Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием. (Д.С. Мережковский) Лермонтов – поэт совсем другой эпохи…его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического нашего общества. (В.Г. Белинский)

      Внимание учителей все больше и больше привлекают активные методы и приемы обучения.

1. Опорные схемы.

2. Диалог.

3. Мозговой штурм.

4. Игровые моменты.

5. Интригующее анонсирование темы.

6. Сравнение и аналогия

7. Использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия и др.

     Поподробнее остановлюсь на игровом аспекте урока.

    Игровые приемы, несомненно, имеют развивающее значение, бесспорно, активизируют учебный процесс. «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса», - утверждает Шалва Амонашвили.

     На уроке литературы игровые моменты пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.

     Примерные вопросы игрового характера:

1. А.П. Чехов назвал прозу И.А. Бунина «концентрированным бульоном». Каков рецепт этого «бульона»?

2. Придумайте алгоритм, помогающий отличать стихи Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.

3. «Накройте праздничный стол» блюдами, которые упоминались в художественных произведениях.

     Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления.

    Остановлюсь на этих приемах на примере работы с произведением А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

     Приём «Инсерт» заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами, имеющими следующее функциональное назначение: «+» - «узнал новое» «~» - «уже знал» «-» - «думал иначе» «?» - «есть вопросы» Как вы воспринимаете монолог Онегина? Текст можно промаркировать с позиции: + Я согласен с героем. Это соотносится с моими нравственными убеждениями. Онегин очень искренен, способен оценить «души доверчивой признанья». - Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было другое решение. Онегин ошибается, когда говорит: «Но я не создан для блаженства;// Ему чужда душа моя…» Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви. ? Мне трудно определиться в этом вопросе. Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою».

      Теперь перейдем к следующему приёму, который называется «кластер».

    Прием «Кластер» - это приём, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда». При этом между всеми «гроздьями» должна быть чёткая логическая связь. В любом «кластере» есть отправная точка, вокруг которой мы будем разветвлять «гроздь». Нашей отправной точкой являются герои романа «Евгений Онегин». Первых «ягод» будет четыре по числу основных героев романа. Последующие «гроздья» содержат характеристики героев с учетом их сюжетных взаимосвязей. Данный приём помогает учащимся структурировать основные характеристики персонажей изучаемого произведения.

     На завершающей стадии урока можно применить след. методы: синквейн, фишбоун, трехчастный дневник, эссе.

       «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:

1. Существительное.

2. Прилагательных два (допускаются причастия).

3. Глаголов три (допускаются пояснения).

4. Предложение из четырех слов.

5. Существительное (вывод, обобщение).

     Пример 1:

1.Онегин.

2.Скучающий, «лишний».

3.Отвергает, убивает, влюбляется.

4.Онегин отвергает любовь Татьяны.

5.Пессимист.

    Пример 2:

1.Татьяна.

2. Скромная, влюблённая.

3.Любит, страдает, мечтает.

4.Выходит замуж за нелюбимого человека.

5.Идеал (поэта).

     Стратегия «фишбоун» позволяет учащимся выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев произведения. В данном случае эта стратегия помогает более ярко раскрыть образ Евгения Онегина.

    «Фишбоун» - «скелет рыбы». Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке. В голове рыбы ставится «толстый вопрос». Верхние плавники – это аргументы или причины. Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы. В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос». В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «Могла ли иначе сложиться судьба Евгения Онегина?».

    Аргумент 1: «Скука». Факт 1: «Онегин скучал и в Петербурге, и в деревне, все радости жизни ему рано наскучили».

   Аргумент 2: «Душевные метания». Факт 2: «Онегин искал смысл жизни, его душа не знала покоя».

    Аргумент 3: «Любовь». Факт 3: «Онегина полюбила Татьяна, но он не ответил на её любовь, а когда полюбил, то было уже слишком поздно».

   Аргумент 4: «Убийство». Факт 4: «Онегин убивает на дуэли Ленского, совершая при этом огромную жизненную ошибку».

   Аргумент 5: «Лишний человек». Факт 5: «Онегин – это тип молодого дворянина начала XIX века, разочарованного в жизни» Вывод: «Судьба Онегина могла бы сложиться иначе, если бы он принял любовь Татьяны и отказался от поединка с другом. Но разочарование в жизни свело на нет все его положительные устремления. Онегина можно считать глубоко несчастным и одиноким человеком».

     В процессе анализа текста можно ввести элемент «перекрестной дискуссии».

      «Защита героя». - Я хочу оправдать моего героя, его поступки. Попробуйте предложить юношам встать на защиту Татьяны, а девушкам - Евгения. Это может выглядеть так.

   Татьяна - решительная - у нее открытое, чистое сердце - искренняя, чувственная - не способна предать, - была бы верной женой…

   Онегин - эгоист, причиняет Татьяне боль - не желает понять душу влюбленной девушки - не дает шанс ни ей, ни себе - обрекает себя на одиночество

   Онегин - честный, открытый, благородный человек - не способен лгать - не любит ее, ведь сердцу не прикажешь…

 

   Татьяна - живет в своем придуманном мире - создала себе образ некого идеального мужчину - слишком откровенная, не способна сдерживать свои эмоции…

     Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.

     Данные технологические приемы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.

    Считаю применение этих приемов на уроке очень эффективным, позволяющим сохранить активность ученика и сделать чтение или слушание осмысленным.

    Следующий прием - кейс-метод, обеспечивающий максимальную мыслительную деятельность.

     Кейс-метод - техника обучения, использующая анализ реальных ситуаций.

    Технология метода:

  1. Знакомство с материалом
  2. Выделение нужной информации
  3. Обсуждение в группах возможных альтернативных решений
  4. Принятие решения
  5. Презентация решений группами
  6. Сравнение и анализ принятых решений, подведение итогов 

      

 

 

Метод проектов.

 В основе метода проектов лежит: 
• развитие познавательных навыков учащихся, 
• развитие критического и творческого мышления, 
• формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, 
• формирование умений ориентироваться в информационном пространстве

    Читательские конференции, интеллектуальные игры тоже, безусловно, способствуют развитию творческих способностей, нестандартного мышления учащихся.

     Используя различные методы, приемы на уроках литературы учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

В начале урока уместны методы:

1.       Цепочка, Приветствие: участники здороваются друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом. Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки.

2.      Поздоровайся локтями: поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями, что способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися.

3.      Первое впечатление: по ходу перемещений по классу ученики пишут друг у друга на спине на карточках характеристику, краткое описание своего первого впечатления о человеке, что позволяет создать положительную атмосферу мероприятия и позитивного настроя на восприятие темы.

Очень хорош метод Комплименты, который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Учитель спрашивает детей, как они себя чувствуют, и просит их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. Интерпретация цветов дана на слайде, например: orange – happy, glad (довольный, радостный) и т.д. После этого учитель говорит, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент.

Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления.

Метод Ассоциаций позволяет задействовать образное мышление,

память: учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли.

Метод  Мозаика. На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока

Метод Головоломка способствует развитию умения выдвигать гипотезы Развитие умения критически оценивать факты, лежащие на поверхности, искать зацепки для решения поставленной задачи.

Метод Голоса предлагает учащимся догадаться, чьи голоса звучат на записи, с целью определения темы урока.

Метод Иллюстрация: модератор заранее скачивает фильм. После просмотра фильма и обсуждения в парах возможного варианта ответа, участники формулируют тему урока и цели.

Целеполагание, учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями обучающихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы.

Такие методы, как Список покупок, Дерево ожиданий, Дерево желаний, Лицензия на приобретение знаний, Море волнуется, Разноцветные листы позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать различные методы, остановимся на некоторых из них.

Метод Фруктовый сад - универсальный метод. Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано Яблоня, второе – Лимонное дерево. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их.

После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Метод Крылья и зубы. Участникам объясняется, что начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидание – что-то легкое, опасение – злое, коварное. Представить: ожидание – птички, опасение – крокодилы. В творческой обстановке выяснить ожидания и опасения группы.

Метод Цветик - семицветик. Учитель раздает заранее приготовленные лепестки и просит учащихся написать на лепестках то, что они хотят узнать на уроке. На доску приклеиваются лепестки с надписями, но надписи должны быть на обратной стороне.

Метод Прогноз. Учитель предлагает ученикам сделать свой прогноз на конец урока, предположить, как они будут себя чувствовать, что они будут знать или не знать, что они будут уметь или не уметь делать. Для этого учащиеся выбирают варианты, данные в таблице, или дополняют таблицу своими вариантами. Далее учитель опрашивает детей, которые желают поделиться своими ожиданиями и опасениями.

- интерактивная лекция

Метод « Спайдерграмма призвана помочь учащимся систематизировать свои знания по теме. На доске или плакате учитель рисует круг в центре, которого пишется главное слово. От данного слова отходят стрелки с такими же кругами, в которых пишутся слова, связанные с данной темой. Учащиеся диктуют слова сами. Данный метод помогает вспомнить и систематизировать изученный учениками материал, и подготовить учащихся к дальнейшей проработке темы.

Метод Ульи. Участники разбиваются на группы по 3-6 чел. в каждой. В группах обсуждается один или два заданных вопроса. Заранее известно, что ответы на вопросы будут затем сообщены всем участникам. С этой целью ученики пишут ответы на карточки или на большом листе, позднее они будут представлены для общего обсуждения.

Метод Инфо-угадайка. Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в центре которого указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

 -групповая работа обучающихся

При применении методов Создай свой круг, Найди похожих участники делятся на группы по интересам, а также в соответствии с фразами - утверждениями. Можно предложить японскую машинку. Все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина): 1) хлопают перед собой в ладоши, 2) двумя руками хлопают по коленям — правая по правому, левая — по левому, 3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, желательно щелкая при этом пальцами, 4) то же самое делают левой; далее повторяют 1) — опять хлопок перед собой, 2)… и т. д. Выходят из игры дети, которые не успевают попадать в такт машинке, которая все убыстряет ход. И так, пока не будут сформированы группы.

Метод Турне Ученики группами распределяются по трем пунктам и по команде или по сигналу отправления переходят от одного места ко второму и третьему в заданном направлении, предварительно разделившись на 3 группы, рассчитавшись на 1-й, 2-й, 3-й. В течение 5-ти минут каждая группа имеет возможность выполнить предлагаемые там задания, получая стикеры-ступени определенного цвета соответственно своему вкладу в решение задачи и прикрепляя их к своей линии - пути к вершине пирамиды.

Метод Радиопередача Учащимся предлагается представить себя известными исследователями, которые открыли новое животное. В группах учащиеся создают необычное животное из частей тела разных животных, придумывают ему название, далее составляют радиопередачу о новом животном.

Хорош метод Выставка плакатов, где идет представление работы малых групп. Краткие тезисы, рисунки, символы, использование цветных изображений повышает внимание зрителей.

Метод Дерево желаний. Учащимся предлагается вновь обратиться к своим яблокам, на которых они писали в начале урока свои ожидания и опасения. Учащиеся снимают те яблоки, на которых ожидания и опасения не сбылись. Если дерево здоровое с зелёными яблоками – цели урока достигнуты. Если присутствуют жёлтые яблоки – на уроке получилось не всё.

Метод Крылья и зубы. Модератор предлагает ребятам снова обратиться к своим птичкам и крокодилам, где они писали в начале занятия, чего они ждут и чего опасаются. Участники подходят и снимают несбывшиеся страхи и нереализованные ожидания. Модератор анализирует, что получилось. Остались птички – урок прошел хорошо, ожидания ребят оправдались. Остались крокодилы или несколько крокодилов, обсуждается, над чем еще нужно поработать. Модератор еще раз получает психологический портрет группы, что позволит ему корректировать работу с отдельными учащимися.

Метод Лестница успеха. На завершающей стадии урока учитель предлагает учащимся оценить свое участие в уроке, степень удовлетворенности общением, которое состоялось на уроке, своим вкладом в работу всей группы, в итог урока с помощью Лестницы успеха. Учащиеся проходят к ватману с Лестницей и приклеивают смайлик там, где считают нужным. Полученная картина обсуждается учителем и учащимися: сколько учащихся позиционировали себя на верхней ступеньке, сколько на второй, сколько на третьей.

Метод Светофор. Обучающиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, отражает их оценку урока: зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно. Затем приклеивает ее на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая картину урока.

Методы Смайлик, Вместе мы построим дом, Наш урожай позволяют оценить собственную работу на уроке, вклад в общее дело по достижению поставленной совместной цели в начале урока, оправдались ли опасения или ожидания, которые были у них в начале урока, понравился ли урок.

Метод Физкультминутка позволит повысить уровень энергичности в группе, прийти в бодрое настроение. Учащиеся выходят из-за парт, становятся вкруг и под музыку поют песенку. Те, у кого настроение хорошее после урока - формируют один круг, те, у кого грустное – в другой. Учитель спрашивает после песенки тех ребят, у кого настроение грустное, изменилось ли оно у них.

Вот такие методы и приемы наиболее эффективны на уроках литературы.


 

Министерство образования РФ Августовская педагогическая конференция

Министерство образования РФ Августовская педагогическая конференция

Что такое интересный урок? Каким он должен быть?

Что такое интересный урок? Каким он должен быть?

Понятна увлеченность учителей «нетрадиционными формами урока», появление уроков-мастерских, уроков-конференций, уроков-презентаций, уроков в форме творческой лаборатории, уроков-концертов и др

Понятна увлеченность учителей «нетрадиционными формами урока», появление уроков-мастерских, уроков-конференций, уроков-презентаций, уроков в форме творческой лаборатории, уроков-концертов и др

Остановлюсь на этих приемах на примере работы с произведением

Остановлюсь на этих приемах на примере работы с произведением

В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «

В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «

В основе метода проектов лежит: • развитие познавательных навыков учащихся, • развитие критического и творческого мышления, • формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, • формирование…

В основе метода проектов лежит: • развитие познавательных навыков учащихся, • развитие критического и творческого мышления, • формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, • формирование…

Метод ≪ Головоломка ≫ способствует развитию умения выдвигать гипотезы

Метод ≪ Головоломка ≫ способствует развитию умения выдвигать гипотезы

Метод ≪ Цветик - семицветик ≫

Метод ≪ Цветик - семицветик ≫

Метод ≪ Радиопередача ≫ Учащимся предлагается представить себя известными исследователями, которые открыли новое животное

Метод ≪ Радиопередача ≫ Учащимся предлагается представить себя известными исследователями, которые открыли новое животное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017