Презентация к уроку по произведению И.А. Бунина "Лапти".

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иван Бунин Лапти Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть... Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: — Ну что, барыня, как? Не полегчало? — Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит... — Лапти? Что за лапти такие? — А господь его знает. Бредит, весь огнем горит... Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо: — Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. — Как добывать? — В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело. — Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти. ---------------------------------- Еще подумал. — Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то... И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. -------------------------------- Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: — Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь: — Господи, помоги! Господи, защити! А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно. ------------------------------------------- Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек... Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье... За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузы
Иконка файла материала Презентация к уроку.pptx

Иван Алексеевич Бунин

«Смерть ради жизни»
(по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Ассоциации

Благотворительность

Милосердие

Сострадание

«Смерть ради жизни»
(по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

познакомиться с рассказом «Лапти» И. Бунина, произвести его анализ и подумать над выражением «смерть ради жизни»

Цель урока:

помощь

эмоциональная

радостная

грустная

информационно-итоговая

1 отрывок
5 мин.

3. Желтая – радостная:
- Кем был Нефед в доме?
- Как представляете себе Нефеда (словесное рисование). Подберите и запишите ключевые слова.
- Как барыня относилась к Нефеду? Выпишите в тетрадь слова из текста.

1. Черная – грустная:
- Какое настроение вызывает у вас музыкальное сопровождение чтения?
- Какое событие произошло в семье?
- Какими эпитетами (прилагательными) описана вьюга? Внесите их в рабочую тетрадь.

2. Красная – эмоциональная:
- Какие чувства испытывает мать больного ребенка? Найдите в тексте доказательства и выпишите их в тетрадь.
- Какие чувства испытывает Нефед к ребенку?

4. Зеленая – информационно-итоговая:
- Что такое лапти? Как вы думаете, почему мальчик просит красные лапти?  
У кого мог мальчик видеть их?
- Что такое фуксин?
- Почему Нефед хочет выполнить просьбу больного мальчика, ведь его никто не просил об этом?
Какой вывод можно сделать по
1 отрывку?

2 отрывок
5 мин.

4. Желтая – радостная:
- Что положительного несет поступок Нефеда для матери мальчика?
- Какие качества характера помогли Нефеду решиться на этот поступок?

3. Черная – грустная:
- Как вы думаете, поход за лаптями чем мог закончиться для Нефеда?
- Найдите в отрывке текста описание погоды. Какой исход события предвещает природа?

2. Красная – эмоциональная:
- Как вы думаете, какие чувства испытывает Нефед, готовясь идти за лаптями? Докажите материалом из текста.
- О чем говорит строение предложения: - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

1, 5. Зеленая – информационно-итоговая:
- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?
- Что взял с собой Нефёд? Для чего? Версию ответа запишите в тетрадь.
- Можно ли сказать, что Нефед совершил самоотверженный поступок, решив добыть лапти для больного мальчика? Подберите синонимы к слову «ПОСТУПОК» и запишите их в тетрадь.

3 отрывок
5 мин.

2. Желтая – радостная:
- Как вы думаете, ребята, барыня надеялась, что Нефед вернется или нет?

5. Черная – грустная:
- Как автор показывает, что в доме в отсутствии Нефёда было неуютно? Зачитайте из текста.
- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?

3. Красная – эмоциональная:
- Опишите состояние бедной матери в минуты ожидания?
- Что она делает в минуты просьб сына?

4. Зеленая – информационно-итоговая:
- Что означает слово «обыденкой»?
- Как вы понимаете слова «Бог донёс»?

1

4 отрывок
5 мин.

3. Желтая – радостная:
- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?
- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?
- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?

1.Черная – грустная:
- Что узнаем мы о судьбе Нефеда в этом отрывке?

2. Красная – эмоциональная:
- Какие эмоции переполняли вас во время прочтения этой части текста?
- Вы ожидали такого финала?

4. Зеленая – информационно-итоговая:
- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?
-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

«Смерть ради жизни»

Идея

Тема

Актуальность сегодня

Жанр

Чему учит произведение

Ключевые слова

Герои

Кластер
И.А. Бунин «Лапти»

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

русский язык


живой, удивительный



учит, объясняет, творит


Берегите наш родной язык!



познание

Люди живы любовью: любовь к себе - начало смерти, любовь к Богу и людям - начало жизни.
Л.Н.Толстой.

Домашнее задание

Ответьте письменно на вопросы:

Что значит любить людей?

Нужны ли в жизни подвиги?

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…