Презентация предназначена для использования на уроке при литературы в 9 классе при подготовке к сочинению "Судьба поколения 30-х годов в творчестве М.Ю.Лермонтова". Для анализа предлагаются стихотворения Михаила Лермонтова "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Дума", "Бородино". Предлагается план сочинения на заданную тему.Презентация к уроку по творчеству Лермонтова в 9 классе
Дома:
•
•
1)
2)
3)
4)
5)
Закончить сочинение;
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»:
«Бэла» (выборочный пересказ с элементами
анализа на тему «Печорин в представлении
Максима Максимыча»)
«Максим Максимыч» (художественный
пересказ портрета Печорина)
«Тамань» (аналитически сжатый пересказ)
«Княжна Мери» (выборочный пересказ на
тему «Прав ли Печорин в истории с
Грушницким?»)
«Фаталист» (сжатый пересказ; ответить
словами текста на вопрос: сделался ли
Печорин фаталистом?)
Судьба
М.Ю.Лермонтова
поколения
1830х годов
в лирике
Печально я гляжу на наше поколенье…
М.Ю.Лермонтов.
в лирике М.Ю.Лермонтова
• Историко
• Узко литературный
контекст
Судьба поколения
1830х годов
культурная
перспектива
• Общий
романтический
конфликт мечты и
реальности
• Расцвет творчества
М.Ю.Лермонтова
приходится на эпоху
«безвременья», что
ощущается поэтом
как личная трагедия.
Судьба поколения
1830х годов
в лирике М.Ю.Лермонтова
• «Дума» (1838)
• «Как часто, пестрою
толпою окружен…»
(1840)
«Как часто, пестрою толпою окружен…» (1е января)
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц
городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
И если какнибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь
мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный
господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и
страстей,
Как свежий островок безвредно
средь морей
Цветет на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту
мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость
их
И дерзко бросить им в глаза
железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
«Как часто, пестрою толпою окружен…»
(1840)
• Творческая история стихотворения доныне
является предметом не утихающих споров
между исследователями. Стихотворение
имеет эпиграф «1е января», указывающий
на его связь с новогодним балом. По
традиционной версии П. Висковатого, это
был маскарад в Дворянском собрании, где
Лермонтов якобы нарушил этикет: он
дерзко ответил «двум сестрам» (дочерям
императора Николая I Ольге и Марии) в
голубом и розовом домино, задевшим его
«словом»; положение этих «сестер» в
обществе было известно (намек на
принадлежность их к царской фамилии).
Обратить внимание на поведение
Лермонтова в этот момент оказалось
неудобным: «это значило бы предавать
гласности то, что прошло незамеченным для
большинства публики. Но когда в
«Отечественных записках» появилось
стихотворение «Первое января», многие
выражения в нем показались
непозволительными» (Висковатый).
Мария и Ольга
(дочери императора
Николая I)
• И. С. Тургенев в «Литературных и
житейских воспоминаниях»
утверждал, что сам видел Лермонтова
в маскараде Дворянского собрания
«под новый 1840 год», и привел в этой
связи пренебрежительные строки о
бальных красавицах из стих. «Как
часто...».
•
В настоящее время установлено, что в
Дворянском собрании не было
новогоднего маскарада. Это как будто
бы превращает сообщение
Висковатого в легенду.
Высказывалось предположение, что
выходка Лермонтова все же имела
место, но задолго до его новогоднего
стихотворения и относилась она не к
царским дочерям, как это считалось
раньше, а к императрице Александре
Фёдоровне; именно к янвярю и
февралю 1839 года относятся ее
посещения маскарадов в Дворянском
собрании. В эти же дни она
интересовалась ненапечатанными
стихами Лермонтова.
Императрица
Александра Фёдоровна
• Возможно, что глухие рассказы
о маскарадных происшествиях в
1839 года и впечатления от
новогоднего стихотворения
1840 года слились в памяти
современников в один эпизод.
По другому предположению,
стихотворение относилось к
маскараду в ночь с 1го на 2е
января 1840 года в Большом
Каменном театре, где
присутствовали император и
наследник. Реальные основы
версии о биографическом
источнике стихотворения
подлежат дальнейшей
проверке. Не вызывает, однако,
сомнений, что опубликование
стихотворения в
«Отечественных Записках»
повлекло за собой новые
гонения на Лермонтова.
«Дума» (1838)
• Составить цитатную характеристику поколения
1830х г.г.
«Дума» (1838)
Составить цитатную характеристику поколения 1830х г.г.
• «Богаты… ошибками отцов»;
• «К добру и злу постыдно равнодушны»;
• «Перед опасностью… малодушны»;
• «Перед властию… рабы»;
• «Иссушили ум наукою бесплодной»;
• «И ненавидим мы, и любим мы
случайно».
Сочинение.
Идейная взаимосвязь стихотворений
М. Ю. Лермонтова «Бородино» (1837) и
«Дума» (1838).
План.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Раздумья М.Ю.Лермонтова о судьбах своего поколения –
сквозная тема в лирике М.Ю.Лермонтова.
В стихотворениях «Дума» и «Бородино» выражена общая
мысль – упрек поколению 30х годов 19 века.
Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812
года в стремительной схватке с врагом; позорное малодушие
поколения 1830х годов перед опасностью.
Единодушие и сплоченность героев 1812 г.; полная
разобщенность поколения1830х годов.
Герои 1812 года навсегда останутся в памяти народной;
поколение 1830х годов «потомок оскорбит презрительным
стихом».
Гражданская направленность стихотворений «Бородино» и
«Дума»: эти два стихотворения выразили жалобу
М.Ю.Лермонтова «на настоящее поколение, дремлющее в
бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному
славы и великих дел» (В.Г.Белинский).
Дома:
•
•
1)
2)
3)
4)
5)
Закончить сочинение;
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»:
«Бэла» (выборочный пересказ с элементами
анализа на тему «Печорин в представлении
Максима Максимыча»)
«Максим Максимыч» (художественный
пересказ портрета Печорина)
«Тамань» (аналитически сжатый пересказ)
«Княжна Мери» (выборочный пересказ на
тему «Прав ли Печорин в истории с
Грушницким?»)
«Фаталист» (сжатый пересказ; ответить
словами текста на вопрос: сделался ли
Печорин фаталистом?)
Ресурсы:
• http://www.sbornikstihov.ru/lermontov177.
html