Презентация к уроку по теме "Подготовка к сочинению "Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова" (9 класс, литература)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 04.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация предназначена для использования на уроке при литературы в 9 классе при подготовке к сочинению "Судьба поколения 30-х годов в творчестве М.Ю.Лермонтова". Для анализа предлагаются стихотворения Михаила Лермонтова "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Дума", "Бородино". Предлагается план сочинения на заданную тему.Презентация к уроку по творчеству Лермонтова в 9 классе
Иконка файла материала подг к соч_судьба поколения 30-х гг в лирике Лермонтова.ppt
Дома: • • 1) 2) 3) 4) 5) Закончить сочинение; М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»:  «Бэла» (выборочный пересказ с элементами  анализа на тему «Печорин в представлении  Максима Максимыча») «Максим Максимыч» (художественный  пересказ портрета Печорина) «Тамань» (аналитически сжатый пересказ) «Княжна Мери» (выборочный пересказ на  тему «Прав ли Печорин в истории с  Грушницким?») «Фаталист» (сжатый пересказ; ответить  словами текста на вопрос: сделался ли  Печорин фаталистом?)
Судьба  М.Ю.Лермонтова поколения  1830­х годов  в лирике  Печально я гляжу на наше поколенье… М.Ю.Лермонтов.
в лирике М.Ю.Лермонтова • Историко­ • Узко литературный  контекст Судьба поколения  1830­х годов  культурная  перспектива • Общий  романтический  конфликт мечты и  реальности • Расцвет творчества  М.Ю.Лермонтова  приходится на эпоху  «безвременья», что  ощущается поэтом  как личная трагедия.
Судьба поколения  1830­х годов  в лирике М.Ю.Лермонтова • «Дума» (1838) • «Как часто, пестрою  толпою окружен…»  (1840)
«Как часто, пестрою толпою окружен…» (1­е января) Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,       При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей,       Приличьем стянутые маски, Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц  городских       Давно бестрепетные руки, — Наружно погружась в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту,       Погибших лет святые звуки. И если как­нибудь на миг удастся мне Забыться, — памятью к недавней старине       Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком; и кругом Родные всё места: высокий барский дом       И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают       Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы       Шумят под робкими шагами. И странная тоска теснит уж грудь  мою: Я думаю об ней, я плачу и люблю,       Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня       За рощей первое сиянье. Так царства дивного всесильный  господин — Я долгие часы просиживал один,       И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и  страстей, Как свежий островок безвредно  средь морей       Цветет на влажной их пустыне. Когда ж, опомнившись, обман я узнаю, И шум толпы людской спугнет мечту  мою,       На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить веселость  их И дерзко бросить им в глаза  железный стих, Облитый горечью и злостью!..
«Как часто, пестрою толпою окружен…»  (1840) • Творческая история стихотворения доныне  является предметом не утихающих споров  между исследователями. Стихотворение  имеет эпиграф «1­е января», указывающий  на его связь с новогодним балом. По  традиционной версии П. Висковатого, это  был маскарад в Дворянском собрании, где  Лермонтов якобы нарушил этикет: он  дерзко ответил «двум сестрам» (дочерям  императора Николая I ­ Ольге и Марии) в  голубом и розовом домино, задевшим его  «словом»; положение этих «сестер» в  обществе было известно (намек на  принадлежность их к царской фамилии).  Обратить внимание на поведение  Лермонтова в этот момент оказалось  неудобным: «это значило бы предавать  гласности то, что прошло незамеченным для  большинства публики. Но когда в  «Отечественных записках» появилось  стихотворение «Первое января», многие  выражения в нем показались  непозволительными» (Висковатый).  Мария и Ольга  (дочери императора  Николая I)
• И. С. Тургенев в «Литературных и  житейских воспоминаниях»  утверждал, что сам видел Лермонтова  в маскараде Дворянского собрания  «под новый 1840 год», и привел в этой  связи пренебрежительные строки о  бальных красавицах из стих. «Как  часто...». • В настоящее время установлено, что в  Дворянском собрании не было  новогоднего маскарада. Это как будто  бы превращает сообщение  Висковатого в легенду.  Высказывалось предположение, что  выходка Лермонтова все же имела  место, но задолго до его новогоднего  стихотворения и относилась она не к  царским дочерям, как это считалось  раньше, а к императрице Александре  Фёдоровне; именно к янвярю и  февралю 1839 года относятся ее  посещения маскарадов в Дворянском  собрании. В эти же дни она  интересовалась ненапечатанными  стихами Лермонтова. Императрица  Александра Фёдоровна
• Возможно, что глухие рассказы  о маскарадных происшествиях в  1839 года и впечатления от  новогоднего стихотворения  1840 года слились в памяти  современников в один эпизод.  По другому предположению,  стихотворение относилось к  маскараду в ночь с 1­го на 2­е  января 1840 года в Большом  Каменном театре, где  присутствовали император и  наследник. Реальные основы  версии о биографическом  источнике стихотворения  подлежат дальнейшей  проверке. Не вызывает, однако,  сомнений, что опубликование  стихотворения в  «Отечественных Записках»  повлекло за собой новые  гонения на Лермонтова.
«Дума» (1838) • Составить цитатную характеристику поколения  1830­х г.г.
«Дума» (1838) Составить цитатную характеристику поколения 1830­х г.г. • «Богаты… ошибками отцов»; • «К добру и злу постыдно равнодушны»; • «Перед опасностью… малодушны»; • «Перед властию… рабы»; • «Иссушили ум наукою бесплодной»;  • «И ненавидим мы, и любим мы  случайно».
Сочинение. Идейная взаимосвязь стихотворений  М. Ю. Лермонтова «Бородино» (1837) и  «Дума» (1838).
План. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздумья М.Ю.Лермонтова о судьбах своего поколения –  сквозная тема в лирике М.Ю.Лермонтова. В стихотворениях «Дума» и «Бородино» выражена общая  мысль – упрек поколению 30­х годов 19 века. Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812  года в стремительной схватке с врагом; позорное малодушие  поколения 1830­х годов перед опасностью. Единодушие и сплоченность героев 1812 г.; полная  разобщенность поколения1830­х годов. Герои 1812 года навсегда останутся в памяти народной;  поколение 1830­х годов «потомок оскорбит презрительным  стихом». Гражданская направленность стихотворений «Бородино» и  «Дума»: эти два стихотворения выразили жалобу  М.Ю.Лермонтова «на настоящее поколение, дремлющее в  бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному  славы и великих дел» (В.Г.Белинский).
Дома: • • 1) 2) 3) 4) 5) Закончить сочинение; М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»:  «Бэла» (выборочный пересказ с элементами  анализа на тему «Печорин в представлении  Максима Максимыча») «Максим Максимыч» (художественный  пересказ портрета Печорина) «Тамань» (аналитически сжатый пересказ) «Княжна Мери» (выборочный пересказ на  тему «Прав ли Печорин в истории с  Грушницким?») «Фаталист» (сжатый пересказ; ответить  словами текста на вопрос: сделался ли  Печорин фаталистом?)
Ресурсы:  • http://www.sbornik­stihov.ru/lermontov177. html