Презентация к уроку "Понятие о СПП"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 30.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация подготовлена к первому уроку по теме "СПП" в 9 классе.урок состоит из нескольких этапов. 1этап -подготовка к ОГЭ : тренировочные упражнения по замене словосочетаний синонимичными с другим видом связи.2 этап - объяснение нового материала начинается самостоятельной работы учащихся . спрезентация к уроку в 9 классе "Понятие о СПП"
Иконка файла материала понятие о СПП.ppt
Готовимся к ГИА Готовимся к ГИА  Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.   с предлогом:  1. бессонная ночь –  2. подземный переход  3. алгебраическая задача –  4. школьный портфель  5. плюшевый медвежонок -  6. приморский парк -   7. клетчатый шарф –   8. полосатый костюм  без предлога:  1. полковое знамя –  2. солнечная энергия  3. лесной запах –  4. учительский стол -   5. конское ржание -  5. бабушкиных очков
2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ 1. жалостно посмотрел –  2. смело спрыгнул –  3. устало шагал –  4. осторожно слез –  5. спокойно делал –  6. беззаботно жил -  7. бесшумно едет -  8. бесстрашно бросился 9. бездушно пел –  10.удивленно спросил 
3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ ПРИМЫКАНИЕ напряжением –  .1. говорил с тревогой –   2. ждал с 3. охранял с заботой 4. глядел со смущением –  5. уезжал со спокойствием - 6. отзывался 7. сделал с аккуратностью – 8. плакал 9. поступил без жалости -  10.говорил с гордостью –  без звука -  с уверенностью
Запишите предложение, которое не Запишите предложение, которое не является СПП: является СПП: 1. Река ёщё (не) зам…рзла и её свинцовые 1. Река ёщё (не) зам…рзла и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных волны грустно чернели в однообразных берегах п…крытых снегом. берегах п…крытых снегом. 2.Василиса Егоровна ушла хлопотать об … 2.Василиса Егоровна ушла хлопотать об … беде но разговор у коменданта прод… беде но разговор у коменданта прод… лжался. лжался. 3.Начинало см…ркат…ся когда Гринёв 3.Начинало см…ркат…ся когда Гринёв
ПРОВЕРИМ! 3.Начинало смеркаться , когда 3.Начинало смеркаться , когда Гринёв подошёл к дому Гринёв подошёл к дому коменданта . коменданта . ..
Семнадцатое ноября  ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЕН НОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ сложноподчиненн ом предложении Понятие о
ПОВТОРИМ! ПОВТОРИМ!  Из предложения выпишите все словосочетания, укажите их  структурную схему, вид связи и определите их грамматическое  значение. Осеннее солнце несмело на город                         осеннее  солнце – прил. + сущ.; согласование, определительное  печальный взглянуло. значение  взглянуло несмело – глагол. + нар.; примыкание,   обстоятельственное значение  взглянуло на город– глагол. + сущ. в вин. п.; управление,  дополнительное значение  город печальный – сущ.+ прил.; согласование, определительное  значение
АССОЦИАЦИИ АССОЦИАЦИИ                        Вспомните и назовите основные  виды сложных предложений.                        Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное.                            Какое из них вы могли бы ассоциативно сравнить со  словосочетанием? Какие ассоциации возникают у вас при  сопоставлении этих синтаксических единиц?                        В сложноподчиненном предложении так же, как и в  словосочетании, 1. связь подчинительная; 2. одна часть главная, другая зависит от нее; 3. связь между частями устанавливается по вопросу.    [      [              [      [                      ]],    (                   ) ,    (                   )           ]],    (                   ) ,    (                   )
]],(,(подчин. союз, союзное  подчин. союз, союзное    [      [            слово             )) слово                           Главная часть (главное предложение)           Придаточная часть (придаточное  предложение)
Продолжим игру в ассоциации.  Сопоставляя СПП со  словосочетаниями, попробуйте определить значение  придаточных частей СПП.                         1. Это была книга, которую я помнил с детства.                        какая? [Это была книга], (которую я помнил с детства).                        2. Летом я отдыхал в деревне, где живет моя бабушка.                        какой?                        [Летом я отдыхал в деревне], (где живет моя бабушка).                        3.  Было это еще в ту пору, когда люди читать не умели.                        какую?                          [Было это еще в ту пору], (когда люди читать не умели).
Что объединяет придаточные в этих предложениях?                        Все эти придаточные отвечают на вопрос КАКОЙ? и относятся к  существительному, которое находится в главной части, т. к.  значение всех этих придаточных ­ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ     В СПП бывают:  придаточные ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ.                         какой?   [      [              сущсущ  ]],(,(союзное слово                     союзное слово                    ))
Определить значение придаточных частей  следующих СПП.                         1. Я и не думала, что все это вас так взволнует.                        о чем?                            [Я и не думала], (что все это вас так взволнует).                        2. Легко себе представить, что я чувствовал.                         что?                         [Легко себе представить], (что я чувствовал).                        3.  Никто  не видел, как это произошло.                         чего?                               [Никто  не видел], (как это произошло).
Что объединяет придаточные в этих предложениях?                        Все эти придаточные отвечают на вопросы косвенных падежей  и, если соотнести их с зависимым словом в  словосочетанииили с второстепенным членом предложения,  то их значение – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  (или   ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ)  В СПП бывают:  придаточные ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ придаточные ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ                        ?? косв. падежей              ]],(,(союз, союзное слово                       [[              союз, союзное слово                    ))
Есть в русском языке еще один вид придаточных, включающий в  себя самое большое количество разнообразных придаточных.  Можете ли вы выдвинуть гипотезу о названии этого вида  придаточных?                        Придаточные обстоятельственные.                         На какие вопросы будут отвечать эти придаточные?                        На вопросы обстоятельств: ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?  ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? и др.
Проверим гипотезу Проверим гипотезу Определить значение придаточных частей  следующих СПП.                         1. Я это сделаю, когда вернусь домой.                         когда?                         [Я это сделаю], (когда вернусь домой). – прид. обст. времени                           2.  Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный                         куда? ум.                          [Дорогою свободной иди], (куда влечет  тебя свободный ум).­                                                                             прид. обст. места                           3. Цветы завяли, потому что в вазе не осталось воды.                        почему?                           [Цветы завяли], (потому что в вазе не осталось воды). _                                                   прид. обст. причины
Самостоятельная работа Самостоятельная работа                        Задание: Составить схемы сложноподчиненных предложений,  определить вид придаточных в них.                         1.Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под  свежим дыханием осени.  2. В сложной биографии Андерсена трудно установить то время,  когда он начал писать свои прелестные сказки.  3. Аркадий Николаевич любил, чтобы у него елка выходила на  славу.  4. Хорошо бродить в поле, когда колосится рожь.  5. Окна завесили шторами, чтобы свет не беспокоил больного.  6. Кто знает, что такое старость?
Домашнее задание: Домашнее задание: § 18, упр. 85: отметить в предложениях главную и прид. Части, указать значение придаточного предложения.
Подготовка к ГИА Подготовка к ГИА столика,(2)  на  котором  № 1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями  сложноподчиненного предложения. Как  теперь  вижу  я  перед  собой  длинную  фигуру  в  ваточном  халате  и  в  красной  шапочке,(1)  из­под  которой  виднеются  редкие  седые  волосы.  Он  сидит  подле  с  парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной  руке  он  держит  книгу,(4)  другая  покоится  на  ручке  кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем  на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая  табакерка,(7)  зеленый  футляр  для  очков,(8)щипцы  на  лоточке.  Все  это  так  чинно,(9)  аккуратно  лежит  на  своем  месте,(10)  что  по  одному  этому  порядку  можно  заключить,(11)  что  у  Карла  Иваныча  совесть  чиста  и  душа покойна. (Л.Н.Толстой. Детство) стоит  кружок
Подготовка к ГИА Подготовка к ГИА лайковых  немного  перчатках,(1)  В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями  сложноподчиненного предложения.  Она  была  в  белом  платье  с  розовым  поясом  и  в  белых  не  доходивших до худых,(2) острых локтей,(3) и в белых  атласных  башмачках.  Мазурку  отбили  у  меня:  препротивный  инженер  Анисимов  ­  я  до  сих  пор  не  могу простить это ему ­ пригласил ее,(4) только что  она  вошла,(5)  а  я  заезжал  к  парикмахеру  и  за  перчатками и опоздал. Мазурку я танцевал не с ней, (6)  а  с  одной  немочкой,(7)  за  которой  я  немножко  ухаживал прежде. (Л.Н.Толстой. После бала)