Презентация к уроку русского языка во 2 классе была создана для открытого урока на конкурс. в ней содержаться материалы как для урока русского языка, так и окружающего мира. В ходе урока, по ходу выполнения заданий, дети проводят исследование появления фразеологизмов и делают проекты.
Использование
Использование
фразеологизмов
фразеологизмов
и окружающему миру
и окружающему миру
(От языческой до христианской Руси )
(От языческой до христианской Руси )
Урок- исследование по русскому языку
Урок- исследование по русскому языку
Забродина С.А.
Забродина С.А.
МБОУ СОШ № 19
МБОУ СОШ № 19
Сергиев Посад
Сергиев Посад
Цель урока:
Применение полученных знаний и
умений в собственной речевой практике .
Задачи :
Обучающая:
Расширить знания обучающихся о
русском языке и истории России.
Развивающая:
Развитие речевой и мыслительной
деятельности.
Обогащение активного словаря учащихся.
Воспитательная:
Создание условий для развития речевой
культуры учащихся; правил речевого этикета.
Активизация познавательной
деятельности учащихся в процессе
знакомства с теоретической информацией.
РУССКИЙ ЯЗЫК
БОГАТ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ
Светлая
голова
Ума
палата
Голова
на
плечах
Семи
пядей во
лбу
Кладезь
премудрост
и
Душа в душу
Как снег на голову
Ломать голову
Сбиться с ног
Ни жив ни мёртв
усиленно думать
Зелёная улица
устать
сильно напуган
дружно
свободный путь
неожиданно
словом, средство
выразительности языка
Фразеологизм – это устойчивое
неделимое сочетание слов , которое
можно заменить синонимом, одним
Фразеологизмы
Phrasis – «выражение»
Logos – «учение»
Проблема
Украшают ли фразеологизмы
нашу речь? Нужны ли они?
Как изменялись
фразеологизмы в истории Руси
от язычества до христианства?
Минутка
Минутка
чистописания
чистописания
Фр Фр //////фа фа //////фыфы//////
Сколько в…ды ут…кло
Сколько в…ды ут…кло
Спустя рук…ва
Спустя рук…ва
ЧЧ……рная кошка проб…жала
рная кошка проб…жала
ПутПут……водная зв…зда
водная зв…зда
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Прослушать и сравнить тексты.
Глупые сороки.
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались,
думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны
любят сыр, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что
вороны увидели сыр. Вот одна кружится, потом другая,
третья. Сейчас незаметно украдут.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом
лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки
спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. Когда
сороки увидели пропажу, лиса была уже далеко.
Так и надо сорокам! Нечего было от сыра
отвлекаться да спорить!
СРАВНИТЕ…
Глупые сороки.
Нашли сороки в лесу кусок сыру.
Не помня себя от радости стали совет
держать, где его припрятать, чтобы
вороны не нашли. Вороны - известные
любительницы сыра, об этом еще Крылов
писал. Уже видно, что вороны нюхом
почуяли находку. Вот одна кружится,
потом другая, третья. Того и гляди
украдут средь бела дня из-под носа.
сыр под кустом лежал. Откуда ни
возьмись появилась лиса. Съела сыр под
шумок и ушла как ни в чем не бывало..
Удалилась подальше от греха.. Когда
хватились сороки а, лисы и след простыл.
Поделом сорокам! Не надо было
ворон считать!
Спорили сороки, стрекотали, а
Откуда берутся фразеологизмы?
Исконно русские:
Спустя рукава.
Куролесить.
Жив, курилка, жив,
не умер ! Дойти до
ручки.
Старославянские:
После дождичка в
четверг. Пускать
красного петуха . Как
зеницу око , не от
мира сего.
Библейские :
Нести свой крест
,трудиться в поте
лица своего,
путеводная звезда ,
ангельское терпение
Нестор-
летописец
написал
«Повесть
временных
лет». Именно из
таких
литературных
памятников мы
узнали многое
о жизни своих
предков-
славян.
Русь языческая. Жертвоприношение Перуну.
Издревле Русь была языческой. Славяне поклонялись
многим богам, лесным и водяным духам. Свои первые
знания о других верах они получали от заморских купцов
и проповедников, в военных и торговых походах.
«Повесть временных лет» об
идолопоклонстве у славян
Славяне-язычники воздвигали идолов,
около которых не только приносили
жертвы, но давали клятвы,
устраивали ритуальные пиршества.
Р
Л
Г
1.
2.
3.
4.
1.Языческий бог огня, бог
грозы у древних славян.
2.Древнее холодное
оружие.
3.Деревянные или
каменные изображения
языческих богов.
4.Люди, которые
верили, что богов
много.
1.
с
е
2.
к
Р
П е
Л
и
г
3. и
4. я
н
р
р
у
а
о
д
з ы ч
л ы
н
и
к
и
Отгадай слово
РЕНЕЩИКЕ
ГУСРКОСО
АНДОРА
КРЕЩЕНИЕ
РУССКОГО
НАРОДА
Крещение
Крещение
РусиРуси
Св. князь
Св. князь
Владимир
Владимир
«Красное
«Красное
Годы
Солнышко»
правления
Солнышко»
(980 – 1015)
… и не знали – на небе
или на земле мы: ибо
нет на земле такого
зрелища и красоты
такой
Название веры:
Язычество
Христианство
Сколько богов?
многобожие
Главный ритуал жертвоприно
шение
идолам
один Бог
крещение
иконам
Какому образу
поклонялись?
Роль данной
веры
Для
государства
междоусобицы
объединение
племен
Непутевый
человек.
Спустя рукава.
Куролесить
Святые
Кирилл и
Мефодий,
создатели
славянской
азбуки
Выводы:
Фразеологизмы отражают
национальную самобытность языка.
Во фразеологии запечатлен богатый
исторический опыт народа.
Изучение фразеологии повышает
культуру речи и общую культуру
человека.
Правильное и уместное использование
фразеологизмов придает речи особую
выразительность, меткость, образность.
Спасибо за работу!!!!
Мы сегодня не переливали из
пустого в порожнее, а работали не
покладая рук. И в классе не было
ни одного, кто бы смотрел на
работу одноклассников
сквозь пальцы.
Молодцы!
Список использованных источников информации.
1. Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», «Наука»,1989 г.
2. А.О.Ишимова «История России в рассказах для детей», «Астрель», 1999 г.
3. «История России. От древних славян до Петра Великого» Энциклопедия для детей,
«Аванта +», 1995 г.
4. В.П.Бутромеев «Российский великокняжеский и царский дом», «ОлмаПресс», 2004 г.
5. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», Электронное издание,
OOO «Кирилл и Мефодий», 2006г.
6. «История России и её соседей», Электронное издание, «Аванта+» 2002 г.
Автор : Забродина Светлана Альфредовна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 19
Сергиев Посад