Просмотрите текст бегло, вспомните название произведения
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними.
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку — охотничье блюдо! Но без соли какой же вкус! Васютка через силу глотал пресное мясо.Потом вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов, раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся
Трансформация текста
1. Определите, в каком времени употреблены глаголы в тексте ( какая морфема является тому доказательством)
Работа в группах:
1 группа трансформирует 1 абзац в настоящее время
2 группа трансформирует 2 абзац в будущее время
3 группа трансформирует глаголы 3 абзаца в инфинитив
Мена наклонений (Употребите глаголы в повелительном наклонении)
1 группа: обломал, сорвал, искрошил, пополз, вспыхнул, посветлело, подбросил, зашарахались, отступила, налетело.
2 группа: наломал, приволок, выворотил, вздохнул, подумал, сгрёб, присыпал, закрыл, подбросил, вытащил.
3 группа: раскопал, глотал, вспомнил, взял, вывернул, раздавил, улыбнулся, шёл, ковырять, берёт.
Самопроверка по ключу
1 группа: обломай, сорви, искроши, поползи, вспыхни, посветлей, подбрось, зашарахайся, отступи, налети.
2 группа: наломай, приволоки, вывороти, вздохни, подумай, сгреби, присыпь, закрой, подбрось, вытащи.
3 группа: раскопай, глотай, вспомни, возьми, выверни, раздави, улыбнись, иди, ковыряй, бери.
Самопроверка
лишний глагол в строке:
1.Обломал, сорвал, искрошил (II спр.)
2.Запастись,потрошить(невозв.),улыбнуться
3.Вспомнил, вывернул, проглотит( буд. вр.)
4.Пополз, кладу( наст. вр.), подбросил
5. Зашарахались ( мн. ч. ), испугался, спрятался.
6. Ползу, присыпаю, налетело ( 3 лицо)
Проверка игры « Видовая перестрелка»
Глаголы несовершенного вида | Глаголы совершенного вида |
Ломал | Сломал, изломал, выломал |
Рвал | Сорвал, вырвал, изорвал |
Крошил | Искрошил, накрошил, выкрошил |
Бросил | Подбросил, выбросил, сбросил |
Летело | Налетело, слетело, вылетело |
Думал | Подумал, придумал, выдумал |
Грёб | Сгрёб, выгреб, нагрёб |
Сыпал | Присыпал, насыпал, засыпал |
Бросил | Подбросил, выбросил, забросил |
Шёл | Пошёл, вышел, ушёл |
Результат
Что на уроке наиболее удалось
Над чем стоило бы ещё поработать
Какой вид работы понравился больше
Оцените себя :
Принимал активное участие во всех видах классной работы- «5»
Принимал участие в большей части предложенных видов классной работы- «4»
Принимал участие в некоторых видах классной работы- «3»
Не принимал участие ни в одном виде классной работы- «2»
Домашнее задание (на выбор)
Написать сочинение « Один в лесу», над одним из глаголов указать морфологические признаки.
Записать текст, выделить синтаксическую роль глаголов и указать их морфологические признаки.
Записать 10 глаголов, определить их морфологические признаки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.