С помощью этой презентации можно эффективно распределить время на уроке, разнообразить виды работ, добавить занимательные моменты, что немаловажно, учитывая возраст учащихся (6 класс).
Орфографическое чтение, диктант, самопроверка, взаимопроверка, анализ языкового явления, лингвистические уравнения, языковой разбор - все эти виды деятельности осуществляются на уроке при помощи данной презентации.Очень детям понравилась физкультминутка. Я ее проводила под песнку Маши про диковинных зверей. Физкультминутка стала своеоразным мостиком к анализу сложных слов и способах их образования.конспект
Способы словообразования
имен существительных
Урок наблюдений,
размышлений и
творческих находок
Цели урока
• Углубить
знания
существительных
о
способах
образования
имен
• Развивать умения определения способов словообразования и
самостоятельного образования существительных с учетом
значения суффиксов и префиксов через речевую и образную
мыслительную деятельность
• Способствовать активному формированию коммуникативных
умений, обогащая и активизируя словарный запас школьников
• Воспитывать интерес к слову, русскому языку
Орфографическая разминка
Дивишься
драгоценности нашего
языка: что ни звук, то
подарок. В нём разум и
душа русского народа.
Надо беречь наш
прекрасный язык от
порчи.
Орфографическая разминка
Дивишься
драгоценности нашего
языка: что ни звук, то
подарок. В нём разум и
душа русского народа.
Надо беречь наш
прекрасный язык от
порчи.
Словообразовательный разбор (анализ)
— это определение способа образования
слова, т.е. выяснение, от чего и с
помощью чего происходит образование
конкретного слова. При
словообразовательном разборе слова
обычно устанавливается
последовательность присоединения
суффиксов и приставок к исходному
слову в процессе его образования.
ПЛАН СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
РАЗБОРА
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Указать основу слова и определить, является
ли оно производным.
3. Для производного слова подобрать
производящее слово
4. Указать основу в производящем слове.
5. Указать словообразовательные приставки,
суффиксы, постфиксы (если они есть).
6. Указать способ образования слова
Вспомнить всё!
П
н
р
с
о
е
н
у
-
ы
ф
ф
й
ф
и
к
и
с
к
а
с
л
а
ь
л
ь
префиксальн
ый
Сложение
слов
суф фиксаль
ный
б е с с у ф ф и к с н ы
й
С
л
о
о
с
н
ж
о
в
е
н
о
с
н
о
в
С
л
о
ж
е
н
и
е
и
е ч
а
с
т
е
й
Словообразовательный разбор
Дивишься
драгоценности нашего
языка: что ни звук, то
подарок. В нём разум и
душа русского народа.
Надо беречь наш
прекрасный язык от
порчи.
1. Поставить слово в начальную
форму.
2. Указать основу слова и
определить, является ли оно
производным.
3. Для производного слова
подобрать производящее слово
4. Указать основу в
производящем слове.
5. Указать
словообразовательные
приставки, суффиксы,
постфиксы (если они есть).
6. Указать способ образования
слова
Проверь языковое чутьё
Лингвистические уравнения
приставка
прилагатель
ное
+
+
существител
ьное
суффикс
-ость
=
=
пристав
ка
+
существитель
ное
+
суффи
кс
=
глагол
_
-
суффикс
=
?
?
?
?
Суффиксыстроители
Названия
детёнышей
животных,
птиц
Названия
лиц по их
деятельност
и
Названия
лиц
-ёныш,
-онок, -ёнок,
-ят
-ач, -тель,
-ёр, -чик,
-щик, -ист
-есс, -ис, -к
Уменьшительно
сть, нежность,
Суффиксы для настроения
-ок, -ек, ёк,
-оньк, еньк,
-ушк, -юшк,
-ечк, -ышк,
-ищ, -юг, -ин
Оттенок
ласка
-к, -ан, -ян,
-ишк,
увеличительнос
ти, усиления
Пренебрежение
, презрение,
незначительнос
грубость,
ть, ирония
Домашнее задание
Повторить способы
словообразования
Подобрать 6 имен
существительных ,
иллюстрирующих разные способы
словообразования; выполнить их
словообразовательный разбор
или придумать небольшой
рассказ на тему «Профессии
будущего» (4-5 предложений),
включив не менее 8 слов –
названий профессий