Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Оценка 5
Презентации учебные
pptx
МХК
10 кл
18.02.2017
презентация выполнена учеником 10 класса. в ней раскрыто творчество русских живописцев Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия.
Андрей Рублёв (1360 — 17 октября 1428) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.
Феофан Грек (1340 — 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
Дионисий ( 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.
Великие живописцы Древней Руси.pptx
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Великие живописцы
Древней Руси
Выполнил: Сурцев Петр 10 Б класс
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Андрей Рублёв
Андрей Рублёв (1360 — 17
октября 1428) — наиболее
известный и почитаемый
мастер московской школы
иконописи, книжной и
монументальной живописи
XV века. Канонизирован
Русской православной
церковью в лике
преподобных святых.
Андрей Рублёв расписывает Спасский
собор Андроникова монастыря
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Спас
Спас Рублева произведение,
оказавшее огромное влияние на
современников художника, и на все
последующие поколения русских
людей. Он жив, открыт,
величествен, и одновременно в нем
ощущается мягкость соответственно
славянскому типу, он имеет
некрупные черты лица,
обрамленного русой шелковистой
бородкой. Цветовую гамму
составляют золотистые, разных
оттенков охры лика, темноватая
легкая лазурь гиматия (на одежде).
Выражение лица в сочетании с
цветовой гаммой создает
впечатление мудрого спокойствия.
Живопись на поверхности доски
сохранилась плохо, осталась только
часть с изображением лица Спаса.
Но все уцелевшее так великолепно,
что это произведение, бесспорно,
является одним из шедевров
древнерусского искусства.
Спас
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Произведения Андрея
Рублева принадлежат к
высшим достижениям
русского и мирового
духовного искусства,
воплотившего возвышенное
понимание духовной
красоты и нравственной
силы человека Св. Руси.
Эти качества присущи
иконам Звенигородского
чина (Спас, Апостол Павел
(находится в Русском
музее), Архангел Михаил,
все рубеж XIVXV вв.), где
лаконичные плавные
контуры, широкая манера
письма близки приемам
монументальной живописи.
Апостол Павел
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
ТроицеСергиев монастырь
В 1425—27 годах Рублёв, как
свидетельствуют летописи,
совместно с Даниилом Чёрным и
другими мастерами расписал
Троицкий собор Троице
Сергиева монастыря и создал
иконы его иконостаса.
Сохранились иконы,
считающиеся по большей части
работой артели; они выполнены
в различных манерах и
неравноценны по
художественным качествам.
Вероятно, именно в этот
иконостас входила икона
«Святая Троица» — его
единственно безусловная
сохранившаяся работа в жанре
иконописи. Традиционный
библейский сюжет Рублёв
наполнил глубоким богословским
содержанием.
ТроицеСергиев монастырь
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Спас в силах
«Спас в силах» дан
символически, как бы на фоне
вселенной: синезеленый овал
означает небо с небесными
силами — ангелами; большой
красный квадрат — землю с
четырьмя углами, странами
света: Восток, Запад, Север и
Юг. На углах нанесены
рисунком символы
евангелистов: ангел
соответствует Матфею, орел —
Иоанну, лев — Марку, телец —
Луке. Полно жизни светящееся
прозрачными бликами лицо
Спаса, написанное нежно,
легко. Движение головы и шеи
естественно и говорит о том,
как умело художник пишет
человеческий образ.
Спас в силах
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Троица
В к. XIV н. XV в. Рублев создал свой
шедевр икону Троица (находится в
Государственной Третьяковской
галерее, на сюжет "гостеприимство
Авраама". Отойдя от традиционных
канонов, поместил в центре
композиции единственную чашу
(символизирующую жертвенную
смерть), а ее очертания повторил в
контурах боковых ангелов.
Центральный (символизирующий
Христа) ангел занял место жертвы
и выделен выразительным
контрастом пятен темновишневого
и голубого цветов, оркестрованным
изысканным сочетанием золотистых
охр с нежным голубцом и зеленью.
Вписанная в круг композиция
пронизана глубокими круговыми
ритмами, подчиняющими себе все
линии контуров, согласованность
которых производит почти
музыкальный эффект.
Троица
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Рождество Христово
Рождество Христово.
Благовещенский собор
Московского кремля
Рождество Христово
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Архангел Михаил
Архангел Михаил, 1408.
Цикл икон деисусного чина
иконостаса Успенского
собора во Владимире
Архангел Михаил
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Богоматерь
Богоматерь, 1408, Цикл
икон деисусного чина
иконостаса Успенского
собора во Владимире
Богоматерь
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Феофан Грек
Феофан Грек (1340 — 1410)
— великий русский и
византийский иконописец,
миниатюрист и мастер
монументальных фресковых
росписей.
Феофан Грек Приехал в
Новгород уже зрелым,
сложившимся мастером из
Византии. Он был последним
представителем византийского
искусства. Он был очень умен,
образован, славился как
мудрец и философ. До
приезда в Новгород он
расписал уже около 40
церквей.
Феофан Грек и Семён Чёрный
расписывают церковь Рождества
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Богоматерь Донская
Богоматерь Донская 1392г.,
Третьяковская галерея Она была
почитаемым образом Успенского собора
Коломны, построенного накануне
Куликовской битвы. Иван IV Грозный
высоко чтил эту икону, заступницу русских
воинов в Куликовской битве.
Прославленная чудесами, она была
перенесена по царскому указу в
Благовещенский собор Московского
Кремля. Младенец сидит с согнутыми
обнаженными ниже колен ножками.
Обращает на себя внимание своеобразный
жест правой руки Марии, не направленной
с молитвой к Сыну, но замершей у груди,
чтобы поддержать ступни его ножек.
Выражение мягкой задумчивости на лике
Богородицы, смотрящей поверх Сына,
характерно для икон типа «Умиление»,
подчеркивавших не сиюминутный, а
сокральновневременной характер
общения Пресвятой Девы Марии и
Младенца.
Богоматерь Донская
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Богоматерь
Богоматерь. 1405
Цикл деталей икон
деисусного чина
иконостаса
Благовещенского
собора Московского
Кремля
Богоматерь
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Апостол Пётр
Апостол Пётр. 1405.
Цикл деталей икон
деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора
Московского Кремля
Апостол Пётр
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Успение Богоматери
Успение Богоматери, XIV
век Государственная
Третьяковская Галерея
Успение Богоматери
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Начало новгородского периода
Фрески Феофана Грека на стенах
этого монастыря стали его первой
упомянутой в документах работой на
Руси. Они, даже сохраненные,
находясь в очень неплохом
состоянии, дошли до нашего времени,
и относятся к ряду величайших
шедевров средневекового искусства.
В наилучшем состоянии находится
роспись купола и стен, где
располагались хоры Троицкого
придела. все фрески этого
монастыря выполнены в безусловно
новой манере – легко и широкими,
свободными мазками, цветовая гамма
сдержана, даже скупа, главное
внимание уделено лицам святых. В
манере письма Феофана Грека
ощущается его особая философия
Церковь Спаса Преображения на
Ильине улице XIV в.
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
В зеркале купола написано
колоссальное оплечное
изображение Христа
Вседержителя. Он в сиреневосером
гиматии с оранжевыми складками и
в красном хитоне. Большой нимб
окружает главу Христа, которая
является, естественно, наиболее
выразительной частью этой фрески.
Христос представлен в виде
грозного божества. Он гневно
взирает на расстилающуюся внизу
землю. Персты правой руки как бы
сжаты, в левой он держит закрытую
книгу, которая, согласно
«Откровению Иоанна Богослова»,
будет раскрыта в день Страшного
суда. Надпись, опоясывающая
изображение Христа, гласит: «... с
небес призрел Господь на землю,
чтобы услышать стон узников,
разрешить сынов смерти, дабы
возвещали на Сионе имя
Господне...».
Изображение Христа Вседержителя
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Благовещенский собор Московского Кремля
По свидетельству
летописи,
Благовещенский собор
Кремля был одним из
трех храмов Москвы,
расписанных
Феофаном Греком.
Благовещенский собор Московского
Кремля
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Дионисий
Дионисий ( 1440—1502)
— ведущий московский
иконописец (изограф)
конца XV — начала XVI
веков. Считается
продолжателем традиций
Андрея Рублёва.
Сошествие во ад
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Спас в силах
Икона «Спас в силах»
Дионисия висит в
Третьяковской галерее в
одном зале с иконой «Спас в
силах» Андрея Рублева.
Композиция иконы работы
Дионисия почти повторяет
Рублевскую, но все же не
полностью: изменено
положение ступни правой
ноги, пропорции фигуры и
окружающей ее «славы»,
несколько сжатой
обрамлением ковчега.
Спас в силах
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Уверение Фомы
Икона «Уверение Фомы» 1500 г.
основывается на сюжете из Нового
Завета: Фома, один из двенадцати
апостолов, отсутствовал при
первом явлении Христа по Его
Воскресении хочет увериться в
этом, «прикоснуться» к чуду. Не
отворив дверей, явившись
чудесным образом, Христос
потребовал от Фомы дотронуться
до ран, оставленных на его теле
копьями. В ответ Фома
провозгласил свое исповедание
веры: «Господь мой и Бог мой!».
Благоговение, страх, восхищение –
все передано в жесте и позе Фомы.
Его рука потянулась за рукой
Христа, а силуэт спины как бы
продолжает линию, начало которой
– абрис согнутой руки Христа.
Уверение Фомы
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Сошествие во ад
Икона «Сошествие во ад».
Сюжеты сошествия в ад и
Воскресения тесно связаны, и
в этой иконе они представлены
оба. В окружении небесных
сил, попирая ногами
скрещенные врата ада и будто
паря над его черной
разверстой бездной, стоит
Христос. Он изводит обеими
руками из открытых гробниц
Адама и Еву. Стоит Он на
кресте – символе
мученичества и победы,
скорби и радости
одновременно. Свет
побеждает тьму, эта тема
развивается в иконе очень
подробно, так, что икона
изобилует надписями,
именующими все темные силы.
Сошествие во ад
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Иконы Петра и Алексия
Особой известностью
пользуются две парные
житийные иконы Дионисия,
изображающие митрополитов
Петра и Алексия, выполненные
для Успенского собора в
Московском Кремле.
Митрополиты представлены в
парадных облачениях, в полный
рост, положения их фигур и
жесты почти симметричны
фигура митрополита Петра
лишь слегка сдвинута влево, а
митрополита Алексия вправо.
Величественная осанка,
красочные одежды, с
преобладающим белым цветом,
усиливают торжественность и
монументальность образов.
Икона «Митрополит Алексий»
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Краски дионисия
Существует легенда о том, что
художник сам изготовлял свои
краски. Он якобы растирал
разноцветную гальку, собранную
на берегах Бородавского озера,
возле которого расположен
монастырь. Легенда возникла,
видимо, потому, что холодная
красочная палитра фресок
Ферапонтова монастыря нежно
голубые, зелёные, бирюзовые и
розовые тона в сочетании с
золотистоохристыми оттенками
необыкновенно созвучна
молчаливой и скромной красоте
северного пейзажа. В цветовой
гамме росписей словно отразилась
игра воды на закате солнца. В
действительности же, как
установили реставраторы, все
краски Дионисия были
привозными и, более того,
сложносоставными.
Ферапонтова монастыря
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Распятие
Для ПавловоОбнорского монастыря
Дионисий написал "Распятие", которое
помещалось в иконостасе собора.
Центр иконной доски, подчеркивая ее
вертикаль, занимало изображение
креста, на котором распят Спаситель.
Поникшая голова, словно венчик
увядшего цветка, раскинутые, как
стебли, руки и пластично изогнутое
тело создают торжественно печальное
настроение. Безмолвно застывшие
фигуры предстоящих Марии, Иоанна и
пришедших с ними женщин и воина
составляют симметрично
расположенные по сторонам креста
скорбные группы. Им вторят фигуры
ангелов в верхнем регистре и
помещенные еще выше, над
перекладиной креста, изображения
Солнца и Луны, символизирующие
космическое значение события. Ангелы,
следящие за бегом небесных светил,
уводят их с небосклона.
Распятие
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Богоматерь Одигитрия
Яркая праздничность и
парадность его произведений,
изысканность их колорита
отвечали требованиям
времени: Московская Русь
переживала период своего
расцвета. В 1482 г. Дионисий
написал для Вознесенского
монастыря Московского
Кремля икону "Богоматерь
Одигитрия". Излюбленный
мастером светлозолотистый
фон, пурпурный мафорий
(одеяние) Богоматери, ее
торжественная поза и
славословящие ангелы
создали общий
величественный строй образа.
Богоматерь Одигитрия
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Рождества Богородицы
Самая ранняя из
известных работ —
росписи собора
Рождества
Богородицы в
Пафнутьевом
Боровском монастыре
(1467—1477)
Рождества Богородицы
Презентация к уроку "Великие живописцы Руси", МХК, 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.