ПУТИ И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ СЕМЬИ И ДЕТСВА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Чусовитина Е.А.
МКУ «Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних
«Радуга» г. Ленинск Кузнецкий, Кемеровская область, Россия
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Семья основа первичной социализации личности. Именно с семьи
начинается процесс индивидуального усвоения ребёнком общественных
норм и культурных ценностей. Семейные условия, включая социальное
положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования
родителей, в большей мере предопределяют жизненный путь ребенка. Вне
семьи невозможно полноценно воспитать ребёнка, но не всегда условия
воспитания в семье способствуют его благоприятному развитию. Кризисные
явления социального, материального и духовнонравственного порядка
приводят к внутрисемейной разобщённости, конфликтам, нестабильности
семейнобрачных отношений, снижению родительского авторитета,
жестокому обращению с детьми, педагогической некомпетентности и порой
несостоятельности. В современном обществе открыто
немало институтов,
обеспечивающих поддержку семьям, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
Одним из таких институтов МКУ «Социальнореабилитационный центр для
несовершеннолетних «Радуга» города Ленинска – Кузнецкого и открытое в
2010 году на его базе отделение дневного пребывания (ОДП), где
ежедневно проходят реабилитацию 20 детей дошкольного и младшего
школьного возраста из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В данной статье я представлю опыт работы отделения по
профилактике социальной безопасности семьи и детства.
Специалистами отделения разработан и успешно реализуется
комплекс мер по раннему устранению причин неблагополучия семей
группы «риска» малообеспеченных, многодетных, неполных и приемных.
Социальная защита семьи заключается в том, чтобы на межведомственной
основе решать проблемы, которые препятствуют выполнению семье её
функций. С этой целью в практику работы отделения прочно закрепилось
осуществление социального партнерства со специалистами учреждений
системы профилактики семейного неблагополучия: социальной защиты
населения, управления образования,
здравоохранения, социальными
педагогами школ, детских садов и поликлиник. Реализация этого принципа
позволяет оказывать своевременную и адресную помощь семье: справочно
консультативную помощь по вопросам трудоустройства и оформления
социальных льгот и выплат, оформление и восстановление документов,
содействие в оформлении детей в детские сады, оказание материальной
помощи в виде детской одежды и обуви.
Надо отметить, что общение педагогов отделения с родителями
воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. И семья, и социальное – реабилитационное учреждение посвоему передают ребенку
социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают
оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную
трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного
потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.
Современным родителям приходится нелегко изза нехватки времени,
занятости, недостаточности компетентности в вопросах воспитания.
Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое
давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье
места. Эту ситуацию можно исправить за счет включения семьи в
центра.
воспитательнообразовательное
пространство
Мы считаем, положительных результатов в решении этой проблемы можно
достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии
развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к
планированию и организации совместной деятельности, в которой родители
не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее
эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на
современном этапе является проектная деятельность. Специалистами ОДП
в системе ведется работа по пропаганде семейного благополучия и
саморазвития семьи через реализацию следующих проектов:
проект «Четыре Сыночка и Лапочка Дочка!», ориентированный на
оказание комплексной социальной помощи многодетным семьям,
находящимся в трудной жизненной ситуации. В 2015 году проект стал
победителем в Межрегиональном конкурсе социальных проектов
«Комфортная среда обитания» при поддержке Фонда «СУЭК
РЕГИОНАМ» и «Новая Евразия» и получил грант в размере 100 тысяч
рублей. На данные средства было приобретено оборудование для сенсорной комнаты, что позволяет снимать психологическое напряжение не только у
наших воспитанников, но и их родителей.
проект «Улицы Победы», направленный на гражданскопатриотическое
воспитание, занял 1 место в Международном конкурсе «Лучший
педагогический проект». В ходе реализации данного проекта большая роль
отводится совместной деятельности воспитанников, педагогов и родителей
(совместный трудовой десант в сквере героя ВОВ Зинаиды Туснолобовой,
оформление выставки ко Дню Победы «Мы правнуки героев войны»,
совместная экскурсия на аллею героев, участие в акции памяти
«Бессмертный полк» и т.д.);
проект «Жить здорово!», направленный на популяризацию здорового
образа жизни и любви к спорту. Ежегодно проводится спортивный
праздник, в котором активное участие принимают семьи наших
воспитанников, организуем для родителей кинолектории о важности спорта
в жизни ребенка и совместного спортивного досуга, проводим выставки
рисунков «Спорт в моей семье»;
проект «Пусть всегда будет мама!» направлен на воспитание уважения и
любви к маме. Родители принимают участие в конкурсе «Моя мама
рукодельница», дети рисуют портреты своих мам, подготавливают номера
художественной самодеятельности. Итогом данного проекта является
большой праздник, в котором принимают участие дети, родители и
педагоги.
проект «Школа правовой культуры» направлен на оказание справочно
консультативной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной
ситуации;
проект «Большие права маленького ребенка» ориентирован на правовое
просвещение детей и их родителей. Главной целью перечисленных выше проектов является психолого
педагогическое просвещение родителей с целью гармонизации детско
родительских отношений, вовлечение детей и родителей в совместную
деятельность, научить проводить совместный досуг.
Помимо совместных праздников, акций, экскурсий с
родителями
проводится как индивидуальная, так и групповая работа в различных
формах: родительские собрания, семинары, круглые столы, тренинги,
Систематически обновляется и
деловые игры,
кинолектории.
распространяется среди родителей информационный материал в виде
памяток, буклетов, рекомендаций.
Применяя в своей работе метод проектов, мы убедились, что в
процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей
поновому, как союзников. Показывая себя ребенку с лучшей стороны,
демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают
ребенку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей –
прекрасный фундамент для развития личности. Кроме того, реализация
данных проектов показала, что атмосфера, которая возникает в процессе
общения детей и родителей в нашем отделении переносится в домашнюю
обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей.
Важнейшим показателем результативности работы и деятельности
ОДП в целом является положительная динамика личностного развития
ребенка и детскородительских отношений, повышение воспитательного
потенциала семей. Сравнительный анализ работы на основе диагностики
показывает положительные результаты в реализации разработанных
проектов. Отмечается повышение уровня познавательных процессов и
коммуникативных навыков у 75 % воспитанников, родительской
компетенции у 69 % родителей, семейной адаптивности 77 %. Наблюдается тенденция снижения уровня тревожности у 89 % семей,
агрессивности всех видов – 62 %, социального неблагополучия 68 %.
Деятельность коллектива отделения дневного пребывания направлена
на удовлетворение прав и потребностей детей и их родителей,
нуждающихся в социальной помощи, а значит на профилактику социальной
безопасности семьи и детства.
Заявка для участия в конференции
Фамилия, имя, отчество (полностью) Чусовитина Елена Александровна
Место работы (полностью)
МКУ «Социально
реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Радуга» г.
Ленинск Кузнецкий, Кемеровская
область, Россия
воспитатель
89043704073
elena.chusovitina@yandex.ru
должность (полностью)
Контактный телефон
Email
Согласен с публикацией статьи на
сайте
Согласен с публикацией статьи на
сайте осознаниеко.рф Да / нет
Да
Презентация к внеклассному занятию по патриотическому воспитанию "Моя Родина Россия"
Презентация к внеклассному занятию по патриотическому воспитанию "Моя Родина Россия"
Презентация к внеклассному занятию по патриотическому воспитанию "Моя Родина Россия"
Презентация к внеклассному занятию по патриотическому воспитанию "Моя Родина Россия"
Презентация к внеклассному занятию по патриотическому воспитанию "Моя Родина Россия"
Презентация к внеклассному занятию по патриотическому воспитанию "Моя Родина Россия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.