На каждом слайде презентации "Календарь православных праздников" Вы найдёте фото, относящееся к тому или иному православному празднику, а также дату его празднования, историю возникновения праздника и интересный познавательный материал о нём. на некоторых слайдах изображены иконы святых, в честь которых отмечаются данные праздники
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОСЛАВНЫХ
ПРАЗДНИКОВ НА 2017 ГОД
Автор: воспитанница Центра Гаранина Мария Александровна,
13 лет
Класс: 7
ОГКУСО Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Рябинка» с. Труслейка
Район: Инзенский
Руководитель: Федянина Валентина Николаевна, музыкальный
руководитель
Телефон руководителя: 89279875760
ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ
К великим праздникам, отмечаемым ныне,
относятся пять дней:
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1/14
октября),
Обрезания Господня (1/14 января),
Рождества Иоанна Предтечи (24 июня/ 7 июля),
День святых апостолов Петра и Павла (29
июня /12 июля),
Усекновение главы святого Иоанна Предтечи
(29 августа /11 сентября).
14 ОКТЯБРЯ
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
-
в
святом
сердцу.
где
хранились
бережно
в память
Православный праздник - Покров
Пресвятой Богородицы
это
праздник
события,
произошедшего 1 октября 910
года
городе
Константинополе, во Влахернском
храме,
риза
Пресвятой Богородицы, головной
покров и пояс. Память об этом
событии
хранится
православным
на
протяжении всех десяти веков.
Чудо, случившееся в 911 году во
Влахернском
храме,
воспринимается всеми верующими
людьми как близкое и дорогое
каждому
Ведь
заступничество Божией Матери,
Ее защиту и Ее Покров мы
чувствуем всегда и в собственной
жизни, и в жизни нашей великой
измученной России.
народом
14 ЯНВАРЯ
ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ ПО ПЛОТИ
Установление
с
почти
церковью
было
необходимостью
торжества Обрезания
связано
противодействия
невоздержанной
языческой
традиции отмечать наступление
Нового года на территории
Римской империи. К началу IV
века годовой богослужебный
цикл
сформировался.
Разгулу плотских утех было
логичным
противопоставить
церковный
и
предшествующий ему пост. Как
нельзя лучше подходило именно
Обрезание Господне.
праздник
7 ИЮЛЯ
РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
7 июля приверженцы
православной церкви
празднуют Рождество
Иоанна Предтечи и
вспоминают чудесную
историю
его
появления на свет.
Впоследствии
сам
Иисус Христос пришел
к
чтобы
него
принять
крещение.
Иоанну,
от
12 ИЮЛЯ
АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
Петр и Павел
представляют собой
олицетворение
подвига
проповедничества и
мученичества
одновременно. И их
авторитет выше
любого другого
святого, за
исключением разве
что Богоматери.
11 СЕНТЯБРЯ
УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
В память усекновения
главы святого Иоанна
Крестителя Церковью
установлен праздник
и строгий пост, как
скорби
выражение
христиан
о
насильственной
смерти
Пророка.
великого
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПЕРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ
Двунадесятые переходящие праздники в зависимости от дня
празднования Пасхи ежегодно имеют различные даты. К ним
относятся:
• Святки... • Масленица... • ВЕЛИКИЙ ПОСТ
• Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).
Вербная неделя...
• Cтрастная неделя...
• Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение...
• Радоница. Радуница...
• Антипасха. Красная горка... • Фомина неделя.
• Преполовение... • Вознесение Господне...
• Троица и Семик...
• День Святой Троицы. Пятидесятница... • Духов день...
7-19 ЯНВАРЯ
СВЯТКИ.
Двенадцать дней после праздника
Рождества Христова называют
святками, то есть святыми днями,
так как эти двенадцать дней
освящены великими событиями
Рождества Христова.
Для святочных праздников были
характерны
очистительные
обряды: подметание в доме и
выбрасывание святочного мусора
в пустынные места подальше от
дома; сожжение рождественской
соломы или разведение костров;
окуривание или окропление водой
хозяйственных
построек;
надписывание
освященным
мелком крестов на дверях и
воротах и т.п. На святки (чаще
всего - на Новый год) во многих
местах производили “обновление
огня”: гасили в домах все огни и
зажигали новые от “живого огня”.
Праздником
Крещения
рождественские
заканчиваются
МАСЛЕНИЦА
Масленица —
праздник проводов
зимы, восьмая неделя
перед Пасхой.
Масленица проходила
перед Великим постом,
в сыропустную неделю
православного
календаря, и
заканчивалась
Прощёным
воскресеньем.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Пост
или
седмицы
сорокодневного
Великий
Святая
Четыредесятница. Он начинается
за семь недель до праздника
Святой Пасхи и
состоит из
Четыредесятницы (сорок дней) и
(недели,
Страстной
предваряющей
Пасху).
Четыредесятница установлена в
честь
поста
Самого Спасителя, а Страстная
седмица
воспоминание
последних дней земной жизни,
страданий, смерти и погребения
Господа нашего, Иисуса Христа.
Общее продолжение Великого
Поста
Страстной
седмицей
- 48 дней. Дни от
Рождества Христова до Великого
Поста (до масленицы) называются
рождественским
зимним
мясоедом. Этот период содержит
три сплошные седмицы - Святки,
вместе
со
-
в
или
9 АПРЕЛЯ
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ.
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Праздник
Вербное
Вербное
этот
праздник
воскресенье
связан со знаменитым входом Христа
в Иерусалим верхом на осле, с чего и
начали его крестные страдания. На
Руси
получил
название
воскресенье,
потому что его символом являются
первые распустившиеся ветки
–
ветки вербы, ивы или ветлы (ивовых
растений),
евреи
встречали Христа во время его входа
Иерусалим. Дело в том, что для
наших предков
верба являлась
символом быстрого роста, могучей
силы, воли к жизни и, конечно,
плодородия. И немудрено - именно
верба
и
расцветает
всех
растений.
выбрасывает
первой
которыми
почки
среди
СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ
Страстная
воспоминанию
Неделя от Вербного Воскресенья
до Пасхи называется Страстной. Она
посвящена
о
страданиях, смерти и погребении
Иисуса. Каждый день недели носит
названия Великого и наполнен особым
символизмом.
Неделя
также последняя и самая строгая
неделя
и
подразумевает духовную и телесную
чистоту, поэтому ее еще называют
Белой или Чистой неделей. Страстная
седмица полна скорби и печали. Она
заканчивается самым почитаемым в
православном
христианстве
праздником Воскресения, который
отмечается
последующую
Светлую неделю. В течение Страстной
недели церковь не проводит таинств
крещения и венчания, не празднуются
дни святых и не поминаются умершие.
Каждый день этой недели имеет свое
Великого
поста
всю
16 АПРЕЛЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ ПАСХА
В христианской традиции Пасха
отмечается по лунно-
солнечному календарю, в
первое воскресенье после
весеннего полнолуния. Пасха
всегда отмечается только в
воскресенье, но выпадает на
разные даты. В этот день
принято говорить: «Христос
воскресе!», на которую
отвечают «Воистину воскресе!».
Название Пасха происходит от
древнееврейского слова
«Песах», которое означает
«избавление», «исход»,
«пощада».
РАДОНИЦА. РАДУНИЦА…
День поминовения
разговляются
усопших,
приуроченный к Пасхе. По
народным представлениям в
этот день мертвые встают из
могил,
после
Великого поста, радуются, что
дети о них помнят. Генетически
праздник восходит к культу
предков. Во вторник второй
недели по Пасхе,
которая
называется Фоминой неделей,
Православная Церковь отмечает
Радоницу
особого
поминовения усопших, первого
после праздника Пасхи.
-
день
АНТИПАСХА. КРАСНАЯ ГОРКА.
«Антипасха» - греческое
слово, и приставка «анти»
значит не «против», а
«вместо». Таким образом,
«Антипасха» - праздник
«вместо Пасхи», как бы
возмещающий,
восполняющий его.
«Красная горка» –
народное название первого
воскресного дня после
Праздника Пасхи, который
в церковном словаре носит
название Антипасха.
ФОМИНА НЕДЕЛЯ
За Антипасхой следует Фомина
неделя, которую, собственно, и
называют Красной горкой. На этой
неделе в церкви вспоминают
апостола Фому, который пожелал
лично удостовериться в
воскресении Спасителя, не поверив
ученикам, поведавшим ему
чудесную весть. По евангельскому
сюжету, воскресший Христос
явился перед Фомой, чтобы тот мог
вложить персты в его раны и
своими глазами увидеть, что
совершилось чудо.
Кстати, поэтому в народе человека,
что-либо подвергающего сомнению,
называли «Фомой неверующим».
ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
Преполовение – половина
Пятидесятницы – середина 50
дней между праздниками Пасхи и
сошествия Святого Духа, т.е.
середина по времени между
двумя величайшими праздниками
– Пасхой и Троицей, иначе
называемой Пятидесятницей.
Наименование праздника
Преполовение Церковь
заимствовала из Евангелия,
благовествующего об Иисусе
Христе, что Он, во дни Своей
земной жизни, в третий год Своей
Евангельской проповеди, в
преполовение Ветхозаветного
праздника Кущей, вошел в
церковь и учил
25 МАЯ
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Вознесение Господня
считается последним
весенним праздником.
«Весна о Вознесении на
небо возносится – на
отдых в рай пресветлый
просится!».
Отмечается в 40-й день
по Пасхе в честь
вознесения плоти
Иисуса Христа на небо и
обетования о Его втором
пришествии.
СЕМИК
Семик — седьмой четверг после
Пасхи считался очень большим
праздником, он открывал
сложный комплекс обрядов,
знаменующих прощание с весной
и встречу лета, прославляющих
зеленеющую землю с
центральным персонажем —
березкой, девичьи гулянья,
поминание умерших.
Седьмая неделя после Пасхи
носит название «семиковой»,
«русальной», «зеленой»,
«гряной», особо отмечены три ее
дня: Семик, приходящийся на
четверг; родительская суббота;
Троица — воскресенье, 50-й день
после Пасхи.
4 ИЮНЯ
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА
В православии Троицу
празднуют в воскресенье по
прошествии 50 дней после
Пасхи и, таким образом,
Троица совпадает с
Пятидесятницей.
Суть праздника Троица:
Бог Отец — творец всего
сущего в мире (видимого и
невидимого);
Бог Сын предвечно рождается
от Бога Отца;
Бог Святой Дух изначально и
вечно исходит от Бога Отца.
ДУХОВ ДЕНЬ
православный
в
Пятьдесят первый день после
Пасхи, или первый понедельник
после Троицы. Духов день (день
Святого Духа, Земля-Именниница)
-
праздник,
отмечаемый
первый
понедельник после Троицы. В
следующий за Пятидесятницей
понедельник
совершается
праздник в честь Святого Духа.
Этот праздник был установлен
Церковью
величия
''ради
Пресвятаго
и Животворящего
Духа, яко един есть (от) Святыя и
Живоначальныя
в
противодействие
учению
еретиков, отвергавших Божество
Святого Духа и единосущность
Его с Богом Отцом и Сыном
Божиим.
Этот праздник был установлен с
целью утвердить божественную
Троицы'',
ДВУНАДЕСЯТЫЕ НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ
Двунадесятые непереходящие праздники отмечаются в одни и
те же дни. К ним относятся:
Рождество Христово (25 декабря/7 января),
Крещение Господа нашего Иисуса Христа или Богоявление
(14/27 сентября),
декабря)
(6/19 января),
Сретение Господне (2/15 февраля),
Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля),
Преображение Господне (6/19 августа),
Успение Божией Матери (15/28 августа)
Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября),
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября /4
7 ЯНВАРЯ
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Рождество Христово (Christmas) —
в
великий христианский праздник,
установленный
воспоминание
рождения Иисуса Христа в Вифлееме. В
Православной Церкви входит в число
Господских двунадесятых праздников.
Ввиду литургического воспоминания и
празднования
тайны
(наряду
спасения
человеческого рода — Боговоплощения
и пришествия в мир Сына Божия,
рожденного во плоти, — является
одним из самых значительных дней
литургического
года и одним из
главнейших праздников в большинстве
христианских конфессий.
с пасхальной)
важнейшей
В настоящее время в большинстве
приходов Русской Православной Церкви
этот праздник отмечается
7 января по новому стилю.
19 ЯНВАРЯ СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
искупления
Великий двунадесятый праздник в
воспоминание
Спасителя.
Господь Иисус Христос, достигнув, по
человеческому естеству, тридцати лет,
всенародно вступил в Свое открытое
служение
рода
человеческого (по ветхозаветному закону
ранее тридцати лет принимать
сан
учителя или священника не дозволялось.
Богоявлением этот праздник называется
потому, что при крещении Спасителя было
особое явление всех Трех Лиц Божества:
Бог
Небес
свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын
Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух
Святой в виде голубя сошел на Сына,
подтверждая таким образом Слово Отца
(Мф. 3, 17), то есть засвидетельствовал об
Иисусе Христе, что Он не пророк,
подобный древним пророкам, и не ангел,
но Единородный Сын Божий, сущий в лоне
Отчем. Сам Господь, как источник всякой
чистоты и
безгрешный и
непорочный, рожденный от Пречистой и
Пресвятой Девы Марии, не имел нужды
отверстых
Отец
из
Крещения
для
святыни,
15 ФЕВРАЛЯ
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
В день Сретения Господня
принесение
воспоминается
Иисуса
Пресвятою
Мариею по исполнении 40 дней
очищения в храм, где Младенец
был
праведным
Симеоном. От этой встречи
праздник получил свое название
и был известен уже в 4 в. в
Иерусалимской Церкви. С ним
от
соотносится
многих
в
Константинополе и Антиохии
(Сирии),
сопровождавшееся
всенародным
и
постом, в воспоминание об этом
установлено совершать в этот
праздник
литургиею
литию в монастырях.
избавление
бедствий
молением
Христа
встречен
перед
7 АПРЕЛЯ
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
которое
Праздник посвящен воспоминанию
события,
древних
христиан имело названия "Зачатие
Христа",
Ангела
Марии" и др. и только в 7 в. ему было
дано теперешнее название.
"Благовещение
у
Если
считать
моментом
Беспорочного зачатия именно день,
когда Дева Мария в ответ на слова
архангела Гавриила ответила: «Да
будет по глаголу твоему», то вполне
естественно, что этот день должен
отстоять от дня, когда Иисус
Христос появился на свет, то есть от
праздника Рождества, на девять
месяцев. Нетрудно подсчитать, что
таким днём для православных
христиан является 7 апреля, а для
западных — 25 марта
19 АВГУСТА
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Илия
и
Моисей,
Согласно Священному писанию, за 40 дней
до начала Пасхи Сын Божий вместе с тремя
своими учениками поднялся на гору Фавор (в
других источниках – на отроги Хермона) и,
помолившись, полностью преобразился и
явился Своим ученикам телесно. Его лик
озарился, а одежда стала белой, словно свет.
В то же время перед Иисусом появились
пророки
которые
разговаривали с ним, а затем над горой
возникло облако, из которого раздался голос
Божий, повелевающий ученикам во всем
слушать Христа.
празднованием
Таким
Преображения
церковь
прославляет единство божественного и
человеческого в Христе, а также указывает
на то, что во время посещения храма человек
очищается от грехов и преображается,
приобщается к чистому свету.
В народе Преображение Господне называют
Яблочный спас.
христианская
образом,
28 АВГУСТА
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Праздник
смерть
не
(кончины),
Успения Божией
Матери
для
установлен
прославления Богоматери и Ее
успения
по
преданию, последовавшего в
48 г. Вместе с тем этим
событием Церковь научает,
что
есть
уничтожение нашего бытия, а
только переход от земли на
небо, от тления и разрушения
к
бессмертию.
Всеобщее его празднование
установлено с 582 г. при
императоре Маврикии.
вечному
21 СЕНТЯБРЯ
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
жизни
Рождество Пресвятой
Богородицы было плодом
праведной
Ее
родителей - святых Иоакима
и Анны. В церковном смысле
оно есть начало исполнения
всех
божественных
обетований, которыми жило и
утешалось человечество в
течение многих тысячелетий,
явление миру тайны, которая
предуготована от вечности
во спасение и славу падшего
рода человеческого.
27 СЕНТЯБРЯ
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Праздник был
установлен
в
воспоминание обретения
Креста Господня в 4 в. при
Константине
Великом,
когда был освящен храм
Христова.
Воскресения
Особенностью праздника
является то, что накануне
праздника
крест
Господень возлагается в
храме
престол
соблюдается строгий пост.
на
4 ДЕКАБРЯ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Введение во храм
Пресвятой
Богородицы
установлен в память
введения
Святой
Отроковицы
в
возрасте трех лет в
Иерусалимский Храм,
где Она пребывала до
с
обручения
праведным Иосифом.
Отличительной особенностью православных праздников
является обязательное посещение храма. Ранее, по
церковному уставу, те прихожане, которые в течение трех
воскресений не посещали храм, отлучались от церкви. В
праздники священнослужители одеваются в дорогие
блестящие одежды. Этим знаменуется та одежда
нетленная и бессмертная, в которую облекутся избранные
Божии по воскресении из мертвых, тот божественный свет
и слава которыми они будут облечены в Царстве Божием.
Смотря по высоте праздника, духовенство облачается в
светлые одежды, "во весь светлейший сан", например, на
Пасху, а при воспоминаниях менее торжественных -
облачается в темные одежды, например, во дни страдания
Спасителя. Во дни великой радости богослужение бывает
при полном освещении храмов, в другие дни при меньшем
свете. Светлым облачением и обилием света в великие
праздники церковь выражает радость и благодарность
Богу и святым за благодеяния.
праздничного
богослужения, включающего иконы, свечи, каждение,
поклоны и т.д., особенным является и праздничное пение,
соответствующее каждому празднику, включающее пение
тропарей, акафистов, кондаков. В дни праздников
принадлежностей
Помимо
общих
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
http://fb.ru/article
/172406/obrezanie-go
spodne---chto-eto-ob
rezanie-gospodne-ist
oriya-prazdnika
http://proeveryday.
ru/index.php?id=mol
itva/prazdnik5
http://fb.ru/article/
182898/verbnoe-voskre
sene-istoriya-prazdni
ka-traditsii-primetyi
http://interesting-in
formation.ru/2016/05/
pasxa-istoriya-prazdn
ika-kratko
u/index.php?id=molit
va/prazdnik16
http://www.syl.ru/art
icle/206262/new_apost
olyi-petr-i-pavel-den
http://proeveryday.r
http://fb.ru/article/
192449/istoriya-prazd
nika-blagoveschenie-p