Презентация "Кошкин дом Самуила Яковлевича Маршака" (4 класс, чтение)

  • Презентации учебные
  • doc
  • 06.08.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кошкин дом С.Я. Маршака.doc
Департамент общего образования Томской области Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа­интернат для обучающихся с нарушениями слуха» Урок внеклассного чтения  в 4 «А» классе отделения слабослышащих детей по теме: «Кошкин дом Самуила Яковлевича Маршака» (в рамках подготовки и проведения  театрализованной сказки «Кошкин дом»  c привлечением студентов кафедры дефектологии  Педагогического факультета ТГПУ г. Томска) Разработала:  Раиса Ивановна Моисеева –  учитель начальных классов  высшей квалификационной категории Томск­2016 г.rimoiseeva      @   list  .  ru Посвящается студентам 654 группы ТГПУ г Томска Душой Вы ­ студенты очень добры, Талантом сильны, да и сердцем щедры. Все Ваши идеи, мечты о прекрасном, Уроки, затеи не будут напрасны! К особенным детям дорогу нашли Желаю Вам счастья на данном пути! Р.И. Моисеева Цель –  создание условий для осмысления понятия «Что такое хорошо и что такое плохо», расширения знаний о жизни и творчестве С.Я. Маршака. Задачи: Способствовать развитию интереса к литературному чтению. Развивать   речевые   и   творческие   способности,  память,   внимание,   мышление,   воображение, мышление, культуру общения. Упражнять в выразительном чтении стихотворении. Формировать коммуникативные компетенции. Сохранять   здоровья   детей   с   помощью   физкультминуток,   создания   положительного эмоционального фона. Воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие. Актуальность:  Нарушения   слуха   сказываются   на   социальной   адаптации   детей     в   обществе. Различные   приёмы   и   формы   работы   помогут   младшим   школьникам   с   нарушениями   слуха   в расширении   словаря,   развитии   слухового   восприятия,   концентрации   внимания   и   умению ориентироваться в понятиях «Что такое хорошо и что такое плохо». Оформление класса: Портрет С.Я. Маршака (1887 ­ 1964), выставка книг поэта, рисунки детей к произведениям, воздушные шары, цитаты:  «Хорошая книга ­ лучший друг» «Кто много читает, тот много и знает» «Ум без книги ­ что птица без крыльев» Краткая характеристика младших школьников, имеющих нарушения слуха   Наполняемость класса – 7 человек (от 8­ми до 12­ти лет). Количественная.   Социальная.  Все обучающиеся – дети­инвалиды по слуху (из них 4 девочки и 3 мальчика); 3 воспитанника из семей, где родители инвалиды по слуху (выпускники школы­интерната), 3 семьи проживают в Томской области, 4 семьи имеют статус – многодетные, 2 семьи имеют статус – малообеспеченные. Три ребёнка проживают в школе­интернате. Психологическая.  В   школу­интернат   для   обучающихся   с   нарушениями   слуха   г.   Томска поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией.  Особенности развития детей, имеющих нарушения слуха:  ­ несформированность языковых средств; ­ низкий уровень слухового восприятия; ­ отсутствие словарного запаса; ­ снижен объём запоминания материала;­ низкая концентрация внимания;  ­ трудности при переключении с одного вида деятельности на другой; ­ развитие мелкой и общей моторики ниже возрастного уровня;  ­ психоэмоциональное состояние воспитанников требует постоянной коррекции; ­ характерны частые соматические заболевания. Кроме того, среди младших школьников с основным дефектом: тугоухостью различной степени и кохлеарной имплантацией, есть дети со сложными (комплексными) нарушениями развития: нарушение   слуха   сочетается   с   задержкой   психического   развития,   умственной   отсталостью, нарушениями   опорно­двигательного   аппарата,   нарушениями   мозговых   механизмов   речи, снижением   зрительного   восприятия.   Поэтому   дети   с   ОВЗ   по   слуху   нуждаются   в   особой организации воспитательно­образовательной работы, содержании, формах и методах,   которые должны быть адекватны их возможностям. Ход урока Организационный момент – подготовка готовности к уроку через звуковую разминку. I. Учитель: Давайте разговаривать и будем выговаривать Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно (хоровое и индивидуальное проговаривание).  (педагог уходит за фонетический экран, произносит слова, которые дети воспринимают на слуховой   основе,   хором   проговаривают:  поэт,   писатель,   произведение,   детский   писатель, сказки, рассказы, стихи) II. Постановка цели урока (слайд №1) Учитель:  Ребята,   сегодня   наш   урок   внеклассного   чтения   посвящён   теме   дружбы, сопереживания,  взаимовыручки  о которых повествовал  в своих литературных  произведениях детский   писатель.   Он   один   из   самых   любимых   детских   писателей.  Посмотрите   на   экран. Отгадайте   ребус,   и   вы   узнаете   фамилию   детского   писателя,   которая   зашифрована   в   ребусе (слайд №2). Дети: Маршак. Учитель: Кто назовёт имя и отчество писателя. Дети: Самуил Яковлевич (слайд №3). Учитель:  Самуил   Яковлевич   Маршак   –  замечательный   поэт,   великолепный   мастер   стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний, всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Сейчас мы с вами отправимся в кошкин дом С.Я. Маршака. «И, раскрыв свою тетрадь, сел писать я для того,  Чтобы детям передать радость сердца моего!» так говорил поэт. Когда С.Я. Маршак был маленьким, он не умел писать, но стихи он уже сочинял. III. Актуализация знаний и объявление темы урока Учитель: Посмотрите, в руках у меня книга «Кошкин дом», автор С.Я. Маршак. Вот я взяла в руки книгу, на что я обратила внимание? Дети: На обложку (слайд №4). Учитель:  Посмотрите,  какие  разные  обложки  к  одной   сказке.  На  выбор   детей,  кому  какая книжка понравится. Для сказки «Кошкин дом» Маршак нашёл опору в короткой детской песенке, которую многие знают с детства. Помните? Давайте споем. Дети:  «Тили­тили­тили­бом,   загорелся   кошкин   дом,   кошка   выскочила,   глаза   выпучила…» (индивидуально по желанию). Учитель:  Все   мы   вместе   смотрели   сказку   «Кошкин   дом».   Сейчас   отправляемся   в   богатый кошкин   дом.   Попробуем   вспомнить   всё   произведение,   его   героев,   постараемся   дать   имхарактеристику, определить кто из них положительный герой, а кто относится к отрицательным героям. IV. Практическая часть Учитель: Прежде всего, давайте вспомним главных героев сказки. Дети:  кошка, два котёнка, кот Василий, грачи, козёл, бобры, коза, поросята, мама свинья,  петух, баран, курица, овца, рассказчик. Учитель: Верно, всех назвали. Ребята, с каких слов начинается сказка? Дети: Про богатый кошкин дом. Мы и сказку поведём. Посиди да погоди, сказка будет  впереди… Учитель: В первой части говорится о богатом доме кошки. Но автор не только описывает  красоту дома, он описывает внешний вид кошки. Как он описывает кошку? Найдите в тексте  (слайд №5). 1­ый ребёнок: Смотрят люди не дыша, до чего же хороша. 2­ой ребёнок: Платье новое на ней, стоит тысячу рублей. 3­ий ребёнок: У неё, у кошки, на ногах сапожки.  Учитель:  Какой   мы   видим   кошку   в   начале   повествования?   Окружающим   нравится   кошка? Какой характер у кошки? Какая она хозяйка? (произвольные ответы детей). Учитель: Ребята, а кто такой кот Василий? (слайд №6) (произвольные ответы детей). Учитель: Дайте характеристику котятам. Как описывает их автор? Какие котята? Дети:  бедные,  голодные, жалкие,  круглые  сиротки, нищие, бездомные, обездоленные  (слайд №7). Учитель: Котята бедные сиротки, голодные, бездомные. А какая кошка? Дети:  Безжалостная,   жестокая,   нет   понимания,   нет   сочувствия,   любовь   к   ближним  (если испытывают трудности при проговаривании, предлагается речевая карточка). Учитель: Кошка грозно и безжалостно говорит о том, что нищих и бездомных котят надо гнать вон. И вдруг интонация её голоса совершенно меняется. Что происходит, почему кошка так резко изменилась? Дети: Пришли гости (слайд №8). Учитель:  Посмотрите   на   экран,   вспомните   гостей  (произвольные   ответы   детей).  Что   вы можете сказать о гостях, какие они? Дети: (при затруднении считывают с экрана). Лицемерные, корыстные, глупые, льстивые, они ничего не понимают и не знают, но важничают. Учитель:  Это   самодовольные   тунеядцы,   не   видят   вокруг   себя   ничего,   кроме   личного благополучия   и   своего   завтрака.   Они   только   и   знают,   что   восхищаются   кошкой   и   её   домом, восхваляют себя, приглашают в гости, в душе надеются, что гости не придут. Когда кошка с котом проводили гостей, что случилось с кошкиным домом?  Дети:  Пожар   окутал,   объял,   взобрался,   вскарабкался,   разлетелся,   встал,   машет   красным рукавом (слайд №9). Учитель:  Почему,  по какой причине  он сгорел?  (произвольные  ответы  детей).  Разгорелся огонёк и наделал много беды. Вы, ребята, должны всегда помнить, что огонь­озорник любит играть не только в хорошие, но и в плохие игры.  Не стало дома у кошки. Кого теперь нам напоминают кошка и кот Василий? Теперь уже кошка и кот идут от дома к дому. И как же отнеслись к горю кошки друзья, которые только что танцевали и веселились у кошки и клялись в вечной дружбе? (произвольные ответы детей). Учитель: Какой вывод можно сделать? Дети:  У кошки нет дома, никто к ней в гости не придёт. Бывшие  друзья ей отказывают  в гостеприимстве.   Бывшей   барыне­кошке   и   её   дворнику   Василию   приходится   бросить   барские повадки. Учитель: Кто помог кошке и коту Василию (произвольные ответы детей).Почему же котята помогли кошке, ведь она так жестоко с ними обошлась?  Дети: Потому что котята были добрые, они понимали, что в беде надо всегда помогать. Учитель: Ребята, давайте сейчас закрепим правила доброты (слайд №10). 1.Помогать слабым, маленьким, старым, больным, попавшим в беду; 2.Прощать ошибки других, жалеть людей; 3.Не быть жадным, понимать других людей. Учитель: Эти качества, ребята, вы должны воспитывать в себе. Кошке и коту Василию помогли маленькие котята, как вы думаете, стала кошка добрее, ласковее? (произвольные ответы). V. Итоговая часть Учитель:  С   развитием   сюжета,   меняется   характер   кошки   кота   Василия.  Кошка   принимала богатых, но не настоящих друзей, зато прогоняла бедных настоящих друзей – племянников котят. Богатые друзья не приняли кошку, когда случилась беда, а бедные котята приютили и кошку и кота Василия «Дружба проверяется в беде». Именно жалкие котята, которых кот и кошка прогнали со двора, не помня зла, приютили их, дали им кров и пищу. Эта сказка очень поучительная. Чему учит сказка? Дети: Читая её, мы чувствуем и понимаем цену дружбы, как надо выбирать друзей и как к ним относиться. Не отворачиваться  от тех, кто обращается к тебе за помощью, т.к. любой человек может оказаться в беде.  Учитель: А какие пословицы и поговорки о дружбе, о друзьях вы ещё знаете?  (произвольные ответы детей). Учитель: Как должен себя вести друг? Дети:  Выручать,   поддерживать,   говорить   правду,   делиться,   уважать,   помогать   во   всём, радоваться чужим успехам. Учитель: Хорошая дружба полезна каждому из нас. VI. Вывод Учитель:  Любая сказка оказывает на человека огромное воздействие. Добро побеждает зло, честность облагораживает, забота о бедных воспитывает чувство ответственности и милосердие. Поэтому, читайте сказки. Они помогут стать настоящими людьми. VI. Домашнее задание Учитель: Перечитайте сказку ещё раз. Посмотрите мультипликационный фильм «Кошкин дом». Сделайте иллюстрации (зарисовки) к сказке. Литература о жизни и творчестве 1. Жизнь   и   творчество   Самуила   Яковлевича   Маршака:   сборник  /   сост.   Б.   Галанов   и   др.; оформл. Е. Ганнушкина. – М.: Дет. лит., 1975. – 495 с.: фот. 2. Маршак Самуил Яковлевич // Кто есть кто: новейший справочник школьника. – М.: Фил. о­ во СЛОВО Изд­во Эксмо, 2006. – С. 655­657. 3. Маршак Самуил Яковлевич / РГДБ // Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь в 3 частях. Ч. 1. – М.: Либерия, 1998. – С. 257 – 262. 4. Михайлова С. Ю. «Пять Маршаков» / С. Ю. Михайлова // Начальная школа. – 1997. ­ № 11. – С. 2 – 5. 5. Тимофеева И. Н. Самуил Яковлевич Маршак (1887 – 1964) / И. Н. Тимофеева // Что и как читать Вашего ребенка от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. – СПб., 2000. – С. 221 – 227. Алфавитный указатель произведений С. Я. Маршака для детей Багаж 13, 23, Детки в клетке 22, Кошкин дом 28, Круглый год 29, От одного до десяти 33, Пожар 1, 9, Радуга­дуга 35, Сказка о глупом мышонке 1, 9