Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школаинтернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Урок внеклассного чтения
в 4 «А» классе отделения слабослышащих детей
по теме:
«Кошкин дом Самуила Яковлевича Маршака»
(в рамках подготовки и проведения
театрализованной сказки «Кошкин дом»
c привлечением студентов кафедры дефектологии
Педагогического факультета ТГПУ г. Томска)
Разработала:
Раиса Ивановна Моисеева –
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Томск2016 г. rimoiseeva
@ list
. ru
Посвящается студентам 654 группы ТГПУ г Томска
Душой Вы студенты очень добры,
Талантом сильны, да и сердцем щедры.
Все Ваши идеи, мечты о прекрасном,
Уроки, затеи не будут напрасны!
К особенным детям дорогу нашли
Желаю Вам счастья на данном пути!
Р.И. Моисеева
Цель – создание условий для осмысления понятия «Что такое хорошо и что такое плохо»,
расширения знаний о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
Задачи:
Способствовать развитию интереса к литературному чтению.
Развивать речевые и творческие способности, память, внимание, мышление, воображение,
мышление, культуру общения.
Упражнять в выразительном чтении стихотворении.
Формировать коммуникативные компетенции.
Сохранять здоровья детей с помощью физкультминуток, создания положительного
эмоционального фона.
Воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие.
Актуальность: Нарушения слуха сказываются на социальной адаптации детей в обществе.
Различные приёмы и формы работы помогут младшим школьникам с нарушениями слуха в
расширении словаря, развитии слухового восприятия, концентрации внимания и умению
ориентироваться в понятиях «Что такое хорошо и что такое плохо».
Оформление класса: Портрет С.Я. Маршака (1887 1964), выставка книг поэта, рисунки детей
к произведениям, воздушные шары, цитаты:
«Хорошая книга лучший друг»
«Кто много читает, тот много и знает»
«Ум без книги что птица без крыльев»
Краткая характеристика младших школьников, имеющих нарушения слуха
Наполняемость класса – 7 человек (от 8ми до 12ти лет).
Количественная.
Социальная. Все обучающиеся – детиинвалиды по слуху (из них 4 девочки и 3 мальчика); 3
воспитанника из семей, где родители инвалиды по слуху (выпускники школыинтерната), 3 семьи
проживают в Томской области, 4 семьи имеют статус – многодетные, 2 семьи имеют статус –
малообеспеченные. Три ребёнка проживают в школеинтернате.
Психологическая. В школуинтернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Томска
поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией.
Особенности развития детей, имеющих нарушения слуха:
несформированность языковых средств;
низкий уровень слухового восприятия;
отсутствие словарного запаса;
снижен объём запоминания материала; низкая концентрация внимания;
трудности при переключении с одного вида деятельности на другой;
развитие мелкой и общей моторики ниже возрастного уровня;
психоэмоциональное состояние воспитанников требует постоянной коррекции;
характерны частые соматические заболевания.
Кроме того, среди младших школьников с основным дефектом: тугоухостью различной степени
и кохлеарной имплантацией, есть дети со сложными (комплексными) нарушениями развития:
нарушение слуха сочетается с задержкой психического развития, умственной отсталостью,
нарушениями опорнодвигательного аппарата, нарушениями мозговых механизмов речи,
снижением зрительного восприятия. Поэтому дети с ОВЗ по слуху нуждаются в особой
организации воспитательнообразовательной работы, содержании, формах и методах, которые
должны быть адекватны их возможностям.
Ход урока
Организационный момент – подготовка готовности к уроку через звуковую разминку.
I.
Учитель:
Давайте разговаривать и будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно (хоровое и индивидуальное проговаривание).
(педагог уходит за фонетический экран, произносит слова, которые дети воспринимают на
слуховой основе, хором проговаривают: поэт, писатель, произведение, детский писатель,
сказки, рассказы, стихи)
II. Постановка цели урока (слайд №1)
Учитель:
Ребята, сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён теме дружбы,
сопереживания, взаимовыручки о которых повествовал в своих литературных произведениях
детский писатель. Он один из самых любимых детских писателей. Посмотрите на экран.
Отгадайте ребус, и вы узнаете фамилию детского писателя, которая зашифрована в ребусе
(слайд №2).
Дети: Маршак.
Учитель: Кто назовёт имя и отчество писателя.
Дети: Самуил Яковлевич (слайд №3).
Учитель: Самуил Яковлевич Маршак – замечательный поэт, великолепный мастер стиха,
человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний, всю жизнь был верным
товарищем и добрым другом детей. Сейчас мы с вами отправимся в кошкин дом С.Я. Маршака.
«И, раскрыв свою тетрадь, сел писать я для того,
Чтобы детям передать радость сердца моего!» так говорил поэт.
Когда С.Я. Маршак был маленьким, он не умел писать, но стихи он уже сочинял.
III. Актуализация знаний и объявление темы урока
Учитель: Посмотрите, в руках у меня книга «Кошкин дом», автор С.Я. Маршак. Вот я взяла в
руки книгу, на что я обратила внимание?
Дети: На обложку (слайд №4).
Учитель: Посмотрите, какие разные обложки к одной сказке. На выбор детей, кому какая
книжка понравится. Для сказки «Кошкин дом» Маршак нашёл опору в короткой детской песенке,
которую многие знают с детства. Помните? Давайте споем.
Дети: «Тилитилитилибом, загорелся кошкин дом, кошка выскочила, глаза выпучила…»
(индивидуально по желанию).
Учитель: Все мы вместе смотрели сказку «Кошкин дом». Сейчас отправляемся в богатый
кошкин дом. Попробуем вспомнить всё произведение, его героев, постараемся дать им характеристику, определить кто из них положительный герой, а кто относится к отрицательным
героям.
IV. Практическая часть
Учитель: Прежде всего, давайте вспомним главных героев сказки.
Дети: кошка, два котёнка, кот Василий, грачи, козёл, бобры, коза, поросята, мама свинья,
петух, баран, курица, овца, рассказчик.
Учитель: Верно, всех назвали. Ребята, с каких слов начинается сказка?
Дети: Про богатый кошкин дом. Мы и сказку поведём. Посиди да погоди, сказка будет
впереди…
Учитель: В первой части говорится о богатом доме кошки. Но автор не только описывает
красоту дома, он описывает внешний вид кошки. Как он описывает кошку? Найдите в тексте
(слайд №5).
1ый ребёнок: Смотрят люди не дыша, до чего же хороша.
2ой ребёнок: Платье новое на ней, стоит тысячу рублей.
3ий ребёнок: У неё, у кошки, на ногах сапожки.
Учитель: Какой мы видим кошку в начале повествования? Окружающим нравится кошка?
Какой характер у кошки? Какая она хозяйка? (произвольные ответы детей).
Учитель: Ребята, а кто такой кот Василий? (слайд №6) (произвольные ответы детей).
Учитель: Дайте характеристику котятам. Как описывает их автор? Какие котята?
Дети: бедные, голодные, жалкие, круглые сиротки, нищие, бездомные, обездоленные (слайд
№7).
Учитель: Котята бедные сиротки, голодные, бездомные. А какая кошка?
Дети: Безжалостная, жестокая, нет понимания, нет сочувствия, любовь к ближним (если
испытывают трудности при проговаривании, предлагается речевая карточка).
Учитель: Кошка грозно и безжалостно говорит о том, что нищих и бездомных котят надо гнать
вон. И вдруг интонация её голоса совершенно меняется. Что происходит, почему кошка так резко
изменилась?
Дети: Пришли гости (слайд №8).
Учитель: Посмотрите на экран, вспомните гостей (произвольные ответы детей). Что вы
можете сказать о гостях, какие они?
Дети: (при затруднении считывают с экрана). Лицемерные, корыстные, глупые, льстивые, они
ничего не понимают и не знают, но важничают.
Учитель: Это самодовольные тунеядцы, не видят вокруг себя ничего, кроме личного
благополучия и своего завтрака. Они только и знают, что восхищаются кошкой и её домом,
восхваляют себя, приглашают в гости, в душе надеются, что гости не придут.
Когда кошка с котом проводили гостей, что случилось с кошкиным домом?
Дети: Пожар окутал, объял, взобрался, вскарабкался, разлетелся, встал, машет красным
рукавом (слайд №9).
Учитель: Почему, по какой причине он сгорел? (произвольные ответы детей). Разгорелся
огонёк и наделал много беды. Вы, ребята, должны всегда помнить, что огоньозорник любит играть
не только в хорошие, но и в плохие игры. Не стало дома у кошки. Кого теперь нам напоминают
кошка и кот Василий? Теперь уже кошка и кот идут от дома к дому. И как же отнеслись к горю
кошки друзья, которые только что танцевали и веселились у кошки и клялись в вечной дружбе?
(произвольные ответы детей).
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: У кошки нет дома, никто к ней в гости не придёт. Бывшие друзья ей отказывают в
гостеприимстве. Бывшей барынекошке и её дворнику Василию приходится бросить барские
повадки.
Учитель: Кто помог кошке и коту Василию (произвольные ответы детей). Почему же котята помогли кошке, ведь она так жестоко с ними обошлась?
Дети: Потому что котята были добрые, они понимали, что в беде надо всегда помогать.
Учитель: Ребята, давайте сейчас закрепим правила доброты (слайд №10).
1.Помогать слабым, маленьким, старым, больным, попавшим в беду;
2.Прощать ошибки других, жалеть людей;
3.Не быть жадным, понимать других людей.
Учитель: Эти качества, ребята, вы должны воспитывать в себе. Кошке и коту Василию помогли
маленькие котята, как вы думаете, стала кошка добрее, ласковее? (произвольные ответы).
V. Итоговая часть
Учитель: С развитием сюжета, меняется характер кошки кота Василия. Кошка принимала
богатых, но не настоящих друзей, зато прогоняла бедных настоящих друзей – племянников котят.
Богатые друзья не приняли кошку, когда случилась беда, а бедные котята приютили и кошку и кота
Василия «Дружба проверяется в беде». Именно жалкие котята, которых кот и кошка прогнали со
двора, не помня зла, приютили их, дали им кров и пищу. Эта сказка очень поучительная. Чему учит
сказка?
Дети: Читая её, мы чувствуем и понимаем цену дружбы, как надо выбирать друзей и как к ним
относиться. Не отворачиваться от тех, кто обращается к тебе за помощью, т.к. любой человек
может оказаться в беде.
Учитель: А какие пословицы и поговорки о дружбе, о друзьях вы ещё знаете? (произвольные
ответы детей).
Учитель: Как должен себя вести друг?
Дети: Выручать, поддерживать, говорить правду, делиться, уважать, помогать во всём,
радоваться чужим успехам.
Учитель: Хорошая дружба полезна каждому из нас.
VI. Вывод
Учитель: Любая сказка оказывает на человека огромное воздействие. Добро побеждает зло,
честность облагораживает, забота о бедных воспитывает чувство ответственности и милосердие.
Поэтому, читайте сказки. Они помогут стать настоящими людьми.
VI. Домашнее задание
Учитель: Перечитайте сказку ещё раз. Посмотрите мультипликационный фильм «Кошкин дом».
Сделайте иллюстрации (зарисовки) к сказке.
Литература о жизни и творчестве
1. Жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака: сборник / сост. Б. Галанов и др.;
оформл. Е. Ганнушкина. – М.: Дет. лит., 1975. – 495 с.: фот.
2. Маршак Самуил Яковлевич // Кто есть кто: новейший справочник школьника. – М.: Фил. о
во СЛОВО Издво Эксмо, 2006. – С. 655657.
3. Маршак Самуил Яковлевич / РГДБ // Писатели нашего детства. 100 имен: биографический
словарь в 3 частях. Ч. 1. – М.: Либерия, 1998. – С. 257 – 262.
4. Михайлова С. Ю. «Пять Маршаков» / С. Ю. Михайлова // Начальная школа. – 1997. № 11.
– С. 2 – 5.
5.
Тимофеева И. Н. Самуил Яковлевич Маршак (1887 – 1964) / И. Н. Тимофеева // Что и как
читать Вашего ребенка от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским
чтением. – СПб., 2000. – С. 221 – 227.
Алфавитный указатель произведений С. Я. Маршака для детей
Багаж 13, 23, Детки в клетке 22, Кошкин дом 28, Круглый год 29, От одного до десяти 33,
Пожар 1, 9, Радугадуга 35, Сказка о глупом мышонке 1, 9
Презентация "Кошкин дом Самуила Яковлевича Маршака" (4 класс, чтение)
Презентация "Кошкин дом Самуила Яковлевича Маршака" (4 класс, чтение)
Презентация "Кошкин дом Самуила Яковлевича Маршака" (4 класс, чтение)
Презентация "Кошкин дом Самуила Яковлевича Маршака" (4 класс, чтение)
Презентация "Кошкин дом Самуила Яковлевича Маршака" (4 класс, чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.