Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школаинтернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Урок внеклассного чтения
 в 4 «А» классе отделения слабослышащих детей
по теме:
«Кошкин дом Самуила Яковлевича Маршака»
(в рамках подготовки и проведения 
театрализованной сказки «Кошкин дом» 
c привлечением студентов кафедры дефектологии 
Педагогического факультета ТГПУ г. Томска)
Разработала: 
Раиса Ивановна Моисеева – 
учитель начальных классов 
высшей квалификационной категории
Томск2016 г.rimoiseeva
 
 
 @   list
 .  ru
Посвящается студентам 654 группы ТГПУ г Томска
Душой Вы  студенты очень добры,
Талантом сильны, да и сердцем щедры.
Все Ваши идеи, мечты о прекрасном,
Уроки, затеи не будут напрасны!
К особенным детям дорогу нашли
Желаю Вам счастья на данном пути!
Р.И. Моисеева
Цель –  создание условий для осмысления понятия «Что такое хорошо и что такое плохо»,
расширения знаний о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
Задачи:
Способствовать развитию интереса к литературному чтению.
Развивать   речевые   и   творческие   способности,  память,   внимание,   мышление,   воображение,
мышление, культуру общения.
Упражнять в выразительном чтении стихотворении.
Формировать коммуникативные компетенции.
Сохранять   здоровья   детей   с   помощью   физкультминуток,   создания   положительного
эмоционального фона.
Воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие.
Актуальность:  Нарушения   слуха   сказываются   на   социальной   адаптации   детей     в   обществе.
Различные   приёмы   и   формы   работы   помогут   младшим   школьникам   с   нарушениями   слуха   в
расширении   словаря,   развитии   слухового   восприятия,   концентрации   внимания   и   умению
ориентироваться в понятиях «Что такое хорошо и что такое плохо».
Оформление класса: Портрет С.Я. Маршака (1887  1964), выставка книг поэта, рисунки детей
к произведениям, воздушные шары, цитаты:
 «Хорошая книга  лучший друг»
«Кто много читает, тот много и знает»
«Ум без книги  что птица без крыльев»
Краткая характеристика младших школьников, имеющих нарушения слуха
  Наполняемость класса – 7 человек (от 8ми до 12ти лет).
Количественная.
 
Социальная.  Все обучающиеся – детиинвалиды по слуху (из них 4 девочки и 3 мальчика); 3
воспитанника из семей, где родители инвалиды по слуху (выпускники школыинтерната), 3 семьи
проживают в Томской области, 4 семьи имеют статус – многодетные, 2 семьи имеют статус –
малообеспеченные. Три ребёнка проживают в школеинтернате.
Психологическая.  В   школуинтернат   для   обучающихся   с   нарушениями   слуха   г.   Томска
поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией. 
Особенности развития детей, имеющих нарушения слуха: 
 несформированность языковых средств;
 низкий уровень слухового восприятия;
 отсутствие словарного запаса;
 снижен объём запоминания материала; низкая концентрация внимания; 
 трудности при переключении с одного вида деятельности на другой;
 развитие мелкой и общей моторики ниже возрастного уровня; 
 психоэмоциональное состояние воспитанников требует постоянной коррекции;
 характерны частые соматические заболевания.
Кроме того, среди младших школьников с основным дефектом: тугоухостью различной степени
и кохлеарной имплантацией, есть дети со сложными (комплексными) нарушениями развития:
нарушение   слуха   сочетается   с   задержкой   психического   развития,   умственной   отсталостью,
нарушениями   опорнодвигательного   аппарата,   нарушениями   мозговых   механизмов   речи,
снижением   зрительного   восприятия.   Поэтому   дети   с   ОВЗ   по   слуху   нуждаются   в   особой
организации воспитательнообразовательной работы, содержании, формах и методах,   которые
должны быть адекватны их возможностям.
Ход урока
Организационный момент – подготовка готовности к уроку через звуковую разминку.
I.
Учитель:
Давайте разговаривать и будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно (хоровое и индивидуальное проговаривание). 
(педагог уходит за фонетический экран, произносит слова, которые дети воспринимают на
слуховой   основе,   хором   проговаривают:  поэт,   писатель,   произведение,   детский   писатель,
сказки, рассказы, стихи)
II. Постановка цели урока (слайд №1)
Учитель:
 Ребята,   сегодня   наш   урок   внеклассного   чтения   посвящён   теме   дружбы,
сопереживания,  взаимовыручки  о которых повествовал  в своих литературных  произведениях
детский   писатель.   Он   один   из   самых   любимых   детских   писателей.  Посмотрите   на   экран.
Отгадайте   ребус,   и   вы   узнаете   фамилию   детского   писателя,   которая   зашифрована   в   ребусе
(слайд №2).
Дети: Маршак.
Учитель: Кто назовёт имя и отчество писателя.
Дети: Самуил Яковлевич (слайд №3).
Учитель:  Самуил   Яковлевич   Маршак   –  замечательный   поэт,   великолепный   мастер   стиха,
человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний, всю жизнь был верным
товарищем и добрым другом детей. Сейчас мы с вами отправимся в кошкин дом С.Я. Маршака.
«И, раскрыв свою тетрадь, сел писать я для того, 
Чтобы детям передать радость сердца моего!» так говорил поэт.
Когда С.Я. Маршак был маленьким, он не умел писать, но стихи он уже сочинял.
III. Актуализация знаний и объявление темы урока
Учитель: Посмотрите, в руках у меня книга «Кошкин дом», автор С.Я. Маршак. Вот я взяла в
руки книгу, на что я обратила внимание?
Дети: На обложку (слайд №4).
Учитель:  Посмотрите,  какие  разные  обложки  к  одной   сказке.  На  выбор   детей,  кому  какая
книжка понравится. Для сказки «Кошкин дом» Маршак нашёл опору в короткой детской песенке,
которую многие знают с детства. Помните? Давайте споем.
Дети:  «Тилитилитилибом,   загорелся   кошкин   дом,   кошка   выскочила,   глаза   выпучила…»
(индивидуально по желанию).
Учитель:  Все   мы   вместе   смотрели   сказку   «Кошкин   дом».   Сейчас   отправляемся   в   богатый
кошкин   дом.   Попробуем   вспомнить   всё   произведение,   его   героев,   постараемся   дать   имхарактеристику, определить кто из них положительный герой, а кто относится к отрицательным
героям.
IV. Практическая часть
Учитель: Прежде всего, давайте вспомним главных героев сказки.
Дети:  кошка, два котёнка, кот Василий, грачи, козёл, бобры, коза, поросята, мама свинья, 
петух, баран, курица, овца, рассказчик.
Учитель: Верно, всех назвали. Ребята, с каких слов начинается сказка?
Дети: Про богатый кошкин дом. Мы и сказку поведём. Посиди да погоди, сказка будет 
впереди…
Учитель: В первой части говорится о богатом доме кошки. Но автор не только описывает 
красоту дома, он описывает внешний вид кошки. Как он описывает кошку? Найдите в тексте 
(слайд №5).
1ый ребёнок: Смотрят люди не дыша, до чего же хороша.
2ой ребёнок: Платье новое на ней, стоит тысячу рублей.
3ий ребёнок: У неё, у кошки, на ногах сапожки. 
Учитель:  Какой   мы   видим   кошку   в   начале   повествования?   Окружающим   нравится   кошка?
Какой характер у кошки? Какая она хозяйка? (произвольные ответы детей).
Учитель: Ребята, а кто такой кот Василий? (слайд №6) (произвольные ответы детей).
Учитель: Дайте характеристику котятам. Как описывает их автор? Какие котята?
Дети:  бедные,  голодные, жалкие,  круглые  сиротки, нищие, бездомные, обездоленные  (слайд
№7).
Учитель: Котята бедные сиротки, голодные, бездомные. А какая кошка?
Дети:  Безжалостная,   жестокая,   нет   понимания,   нет   сочувствия,   любовь   к   ближним  (если
испытывают трудности при проговаривании, предлагается речевая карточка).
Учитель: Кошка грозно и безжалостно говорит о том, что нищих и бездомных котят надо гнать
вон. И вдруг интонация её голоса совершенно меняется. Что происходит, почему кошка так резко
изменилась?
Дети: Пришли гости (слайд №8).
Учитель:  Посмотрите   на   экран,   вспомните   гостей  (произвольные   ответы   детей).  Что   вы
можете сказать о гостях, какие они?
Дети: (при затруднении считывают с экрана). Лицемерные, корыстные, глупые, льстивые, они
ничего не понимают и не знают, но важничают.
Учитель:  Это   самодовольные   тунеядцы,   не   видят   вокруг   себя   ничего,   кроме   личного
благополучия   и   своего   завтрака.   Они   только   и   знают,   что   восхищаются   кошкой   и   её   домом,
восхваляют себя, приглашают в гости, в душе надеются, что гости не придут.
Когда кошка с котом проводили гостей, что случилось с кошкиным домом? 
Дети:  Пожар   окутал,   объял,   взобрался,   вскарабкался,   разлетелся,   встал,   машет   красным
рукавом (слайд №9).
Учитель:  Почему,  по какой причине  он сгорел?  (произвольные  ответы  детей).  Разгорелся
огонёк и наделал много беды. Вы, ребята, должны всегда помнить, что огоньозорник любит играть
не только в хорошие, но и в плохие игры.  Не стало дома у кошки. Кого теперь нам напоминают
кошка и кот Василий? Теперь уже кошка и кот идут от дома к дому. И как же отнеслись к горю
кошки друзья, которые только что танцевали и веселились у кошки и клялись в вечной дружбе?
(произвольные ответы детей).
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети:  У кошки нет дома, никто к ней в гости не придёт. Бывшие  друзья ей отказывают  в
гостеприимстве.   Бывшей   барынекошке   и   её   дворнику   Василию   приходится   бросить   барские
повадки.
Учитель: Кто помог кошке и коту Василию (произвольные ответы детей).Почему же котята помогли кошке, ведь она так жестоко с ними обошлась? 
Дети: Потому что котята были добрые, они понимали, что в беде надо всегда помогать.
Учитель: Ребята, давайте сейчас закрепим правила доброты (слайд №10).
1.Помогать слабым, маленьким, старым, больным, попавшим в беду;
2.Прощать ошибки других, жалеть людей;
3.Не быть жадным, понимать других людей.
Учитель: Эти качества, ребята, вы должны воспитывать в себе. Кошке и коту Василию помогли
маленькие котята, как вы думаете, стала кошка добрее, ласковее? (произвольные ответы).
V. Итоговая часть
Учитель:  С   развитием   сюжета,   меняется   характер   кошки   кота   Василия.  Кошка   принимала
богатых, но не настоящих друзей, зато прогоняла бедных настоящих друзей – племянников котят.
Богатые друзья не приняли кошку, когда случилась беда, а бедные котята приютили и кошку и кота
Василия «Дружба проверяется в беде». Именно жалкие котята, которых кот и кошка прогнали со
двора, не помня зла, приютили их, дали им кров и пищу. Эта сказка очень поучительная. Чему учит
сказка?
Дети: Читая её, мы чувствуем и понимаем цену дружбы, как надо выбирать друзей и как к ним
относиться. Не отворачиваться  от тех, кто обращается к тебе за помощью, т.к. любой человек
может оказаться в беде. 
Учитель: А какие пословицы и поговорки о дружбе, о друзьях вы ещё знаете?  (произвольные
ответы детей).
Учитель: Как должен себя вести друг?
Дети:  Выручать,   поддерживать,   говорить   правду,   делиться,   уважать,   помогать   во   всём,
радоваться чужим успехам.
Учитель: Хорошая дружба полезна каждому из нас.
VI. Вывод
Учитель:  Любая сказка оказывает на человека огромное воздействие. Добро побеждает зло,
честность облагораживает, забота о бедных воспитывает чувство ответственности и милосердие.
Поэтому, читайте сказки. Они помогут стать настоящими людьми.
VI. Домашнее задание
Учитель: Перечитайте сказку ещё раз. Посмотрите мультипликационный фильм «Кошкин дом».
Сделайте иллюстрации (зарисовки) к сказке.
Литература о жизни и творчестве
1. Жизнь   и   творчество   Самуила   Яковлевича   Маршака:   сборник  /   сост.   Б.   Галанов   и   др.;
оформл. Е. Ганнушкина. – М.: Дет. лит., 1975. – 495 с.: фот.
2. Маршак Самуил Яковлевич // Кто есть кто: новейший справочник школьника. – М.: Фил. о
во СЛОВО Издво Эксмо, 2006. – С. 655657.
3. Маршак Самуил Яковлевич / РГДБ // Писатели нашего детства. 100 имен: биографический
словарь в 3 частях. Ч. 1. – М.: Либерия, 1998. – С. 257 – 262.
4. Михайлова С. Ю. «Пять Маршаков» / С. Ю. Михайлова // Начальная школа. – 1997.  № 11.
– С. 2 – 5.
5.
Тимофеева И. Н. Самуил Яковлевич Маршак (1887 – 1964) / И. Н. Тимофеева // Что и как
читать Вашего ребенка от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским
чтением. – СПб., 2000. – С. 221 – 227.
Алфавитный указатель произведений С. Я. Маршака для детей
Багаж 13, 23, Детки в клетке 22, Кошкин дом 28, Круглый год 29, От одного до десяти 33,
Пожар 1, 9, Радугадуга 35, Сказка о глупом мышонке 1, 9