Родительское собрание в 4 классе
2 четверть
"Кризисы взросления младшего школьника"
Проблема
Уважаемые родители! Четвертый класс! Этот период – важная ступень в жизни
ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. С одной стороны,
испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны, страх перед
переходом в среднее звено. Мы, взрослые, не забываем напоминать им об этом лишний
раз, когда необходимо указать ребенку на его промахи, тем самым повышая уровень
тревожности перед встречей с новыми условиями обучения, новыми учителями,
одноклассниками или даже школой.
Четвероклассник подходит к периоду кризиса в его развитии. Да, на этих этапах дети
становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми.
Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается
жизненный опыт, расширяются возможности.
В чем проявляется стремление к взрослости?
Дети становятся очень чувствительными к внешним формам обращения к себе как к
большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Подростки овладевают в
общении со взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в этом
тяготении к взрослым немало противоречий, например...
...между ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка. Отсюда
желание казаться старше. Девочки начинают одеваться как молодые женщины,
пользоваться косметикой. Мальчики могут пробовать курить, чтобы быть, как им
кажется, настоящими мужчинами.
...в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку
как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости,
когда напоминают о его обязанностях, в то время как он сам предпочел бы
обратную картину.
...между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи
развития самостоятельности школьников, но одновременно не могут преодолеть в
себе стремление ограничить эту самостоятельность.
Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится
содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них
обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения
становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на
формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого
себя. Идеалом отношений сверстников в этом возрасте является девиз «всегда вместе,
все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение
хранить тайну. В общении дети начинают учитывать требования сверстников,
ориентироваться на них. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное
психологическое значение в познании мира человеческих отношений.
Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового
возраста потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они
очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих
«ролей»
• «Умные» дети, претендующие на признание своих интеллектуальных
способностей;
• «Сильные, смелые, волевые» ребята, утвердившие себя спортивными
достижениями;
• «Активисты» учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности;
• «Талантливые» подростки, самоутверждение которых идет по пути развития
какихто творческих способностей;
• «Увлеченные» дети, которым свойственна тяга к хобби типа
коллекционирования (монет, марок, этикеток и т. д.), меломании
(коллекционирование дисков, тяготение к современным модным увлечениям и
ритмам и т. п.);
• «Надежный друг, верный товарищ» сверстники, главное достоинство
которых заключается в умении дружить;
• Однако возможны и сомнительные роли. Например, роль классного «шута»,
местного острослова. С одной стороны, быть душой общества, остроумным
человеком, уметь вызывать смех, поднять настроение окружающих большой дар
природы. Но не каждому человеку он дан;
В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей. «Умные» дети,
претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль
претендуют не только отличники или хорошисты. Высоко котируется теперь не столько
успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция. Школьники
спокойно воспринимают упреки учителей в том, что они «способные, но ленивые»,
однако не прощают даже намека на «тупость», «неспособность». Особенно в тех
случаях, когда они произносятся публично.
Еще одна особенность этого возраста заключается в том, что, когда начинаются бурные
процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно
относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Этот
процесс не может быть пущен на самотек, требует вдумчивого участия.
Какие проблемы при этом возникают? Подростку необходимы образцы, стандарты
поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в
избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены
женским влиянием в детском саду, школе, подчас растут в неполных семьях, где
отсутствуют отцы. Женщин большинство в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает.
Поэтому особенно важна роль отца, а если его нет или, к сожалению, он не оченьто
достоин подражания, пусть в жизни мальчика принимает больше участия какойто
другой мужчина дедушка, дядя, старший брат, тренер спортивной секции.
При подготовке к родительскому собранию мы провели анкетирование среди детей.
Дети ответили на вопросы, касающиеся трудностей в общении со взрослыми и со
сверстниками. При обработке получили следующие результаты: В опросе приняло участие 20
учащихся.
Трудности в общении со сверстниками и взрослыми испытывают – 5 человек (25%)
со сверстниками 10% (2 чел.), с учителями 10 % (2 чел.) и с родителямиреб. (5%).
Полкласса не испытывают трудностей в общении.
2 вопрос: В чём заключаются трудности?
мало или нет друзей2 чел.(10%), обижают, дразняттоже 2 чел., не понимают моего
внутр.мира4 чел. (20%), требуют только хор.оценок2 чел. (10%), не видят
хор.качеств2 чел.
И по последнему вопросук кому обращаешься в трудную минуту?, получили
следующие результаты:
80%, 16 детей – к маме, 9 чел. (45%) – к папе, 35% (7 реб) к однокласснику, столько
же к другу и 3 ребенка (15%) к учителю.
Анкета для родителей. «Всё ли благополучно у вашего ребёнка в школе».
Если вы согласны с утверждением, ставьте «+», если не согласны, ставьте «».
1. Моему ребёнку нравится учится в школе.
2. Я думаю, что мой ребёнок охотно перешёл бы в другую школу.
3. Если был бы выбор, ребёнок хотел бы учиться дома.
4. К сожалению мой ребёнок никогда не рассказывает мне о школе с радостью.
5. В классе у него много друзей.
6. Ему мало нравятся учителя в школе.
7. Он активно участвует во всех классных мероприятиях.
8. Мой ребёнок не расстраивается, когда отменяют уроки.
9. Мой ребёнок редко делает уроки без напоминания.
10.Другие интересы и хобби не мешают его занятиям в школе.
По считайте количество совпадений:
1.+ 2. – 3.+ 4.– 5.+ 6. 7.+ 8. 9. 10.+.
810 баллов – у Вашего ребёнка хорошее отношение к школе и скорее всего не
возникнет проблем в ближайшее время.
67 баллов – в школе дела обстоят неплохо, чтобы закрепить это положение,
почаще давайте ребёнку понять, что вы внимательны к его успехам в школе и
радуетесь вместе с ним.
45 баллов будьте внимательны! В школьной жизни чтото неблагополучно.
Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чём или в ком
источник школьных переживаний ребёнка.
12 балла – ребёнку крайне необходима ваша помощь. У него негативное
отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно
срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителем, психологом,
наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
Подведение итогов родительского собрания
Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в
этом возрасте:
•
•
все более возрастает ценность общения со сверстниками;
ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе; •
он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере
распорядиться ею;
• развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка
еще не сформировалась.
• Важная задача взрослых в работе с детьми этого возраста создание ситуации
успеха; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в
поведении и нравственном воспитании
Как видите, наши дети становятся все более независимыми от нас, стремятся разделить
свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание мам
и пап контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир.
Поэтому взрослым, чтобы не потерять доверия ребенка, не разорвать духовных связей с
ним, надо постараться быть терпимее к проявлениям переходного возраста,
снисходительнее к его эмоциональным вспышкам. Преодолев проблемы подросткового
кризиса вместе со своим ребенком, вы поновому посмотрите на него, будете им
гордиться, станете ему старшими товарищами, советчиками. АНКЕТА «Общение»
1. Есть ли у тебя трудности в общении?
А) со сверстниками Б) с учителями В) с родителями Г) с друзьями
2. Если есть, то в чём они заключаются?
А) мало или нет друзей Б) обижают, дразнят В) бьют Г) не понимают моего внутреннего
мира Д) нет общих интересов Е) заставляют чтолибо делать Ж) мне не интересно с ними З)
требуют только хороших оценок И) не видят моих хороших качеств
3. К кому обращаешься в трудную минуту?
А) к однокласснику Б) к маме В) к отцу Г) к учителю Д) к другу
АНКЕТА «Общение»
1. Есть ли у тебя трудности в общении?
А) со сверстниками Б) с учителями В) с родителями Г) с друзьями
2. Если есть, то в чём они заключаются?
А) мало или нет друзей Б) обижают, дразнят В) бьют Г) не понимают моего внутреннего
мира Д) нет общих интересов Е) заставляют чтолибо делать Ж) мне не интересно с ними З)
требуют только хороших оценок И) не видят моих хороших качеств
3. К кому обращаешься в трудную минуту?
А) к однокласснику Б) к маме В) к отцу Г) к учителю Д) к другу
АНКЕТА «Общение»
1. Есть ли у тебя трудности в общении?
А) со сверстниками Б) с учителями В) с родителями Г) с друзьями
2. Если есть, то в чём они заключаются?
А) мало или нет друзей Б) обижают, дразнят В) бьют Г) не понимают моего внутреннего
мира Д) нет общих интересов Е) заставляют чтолибо делать Ж) мне не интересно с ними З)
требуют только хороших оценок И) не видят моих хороших качеств
3. К кому обращаешься в трудную минуту?
А) к однокласснику Б) к маме В) к отцу Г) к учителю Д) к другу
АНКЕТА «Общение»
1. Есть ли у тебя трудности в общении?
А) со сверстниками Б) с учителями В) с родителями Г) с друзьями
2. Если есть, то в чём они заключаются?
А) мало или нет друзей Б) обижают, дразнят В) бьют Г) не понимают моего внутреннего
мира Д) нет общих интересов Е) заставляют чтолибо делать Ж) мне не интересно с ними З)
требуют только хороших оценок И) не видят моих хороших качеств
3. К кому обращаешься в трудную минуту?
А) к однокласснику Б) к маме В) к отцу Г) к учителю Д) к другу АНКЕТА «Общение»
1. Есть ли у тебя трудности в общении?
А) со сверстниками Б) с учителями В) с родителями Г) с друзьями
2. Если есть, то в чём они заключаются?
А) мало или нет друзей Б) обижают, дразнят В) бьют Г) не понимают моего внутреннего
мира Д) нет общих интересов Е) заставляют чтолибо делать Ж) мне не интересно с ними З)
требуют только хороших оценок И) не видят моих хороших качеств
3. К кому обращаешься в трудную минуту?
А) к однокласснику Б) к маме В) к отцу Г) к учителю Д) к другу
Анкета для родителей.
Если вы согласны с утверждением, ставьте «+», если не согласны, ставьте «».
1. Моему ребёнку нравится учиться в школе.
2. Я думаю, что мой ребёнок охотно перешёл бы в другую школу.
3. Если был бы выбор, ребёнок хотел бы учиться дома.
4. К сожалению, мой ребёнок никогда не рассказывает мне о школе с радостью.
5. В классе у него много друзей.
6. Ему мало нравятся учителя в школе.
7. Он активно участвует во всех классных мероприятиях.
8. Мой ребёнок не расстраивается, когда отменяют уроки.
9. Мой ребёнок редко делает уроки без напоминания.
10.Другие интересы и хобби не мешают его занятиям в школе.
Анкета для родителей.
Если вы согласны с утверждением, ставьте «+», если не согласны, ставьте «».
1. Моему ребёнку нравится учиться в школе.
2. Я думаю, что мой ребёнок охотно перешёл бы в другую школу.
3. Если был бы выбор, ребёнок хотел бы учиться дома.
4. К сожалению, мой ребёнок никогда не рассказывает мне о школе с радостью.
5. В классе у него много друзей.
6. Ему мало нравятся учителя в школе.
7. Он активно участвует во всех классных мероприятиях.
8. Мой ребёнок не расстраивается, когда отменяют уроки.
9. Мой ребёнок редко делает уроки без напоминания.
10.Другие интересы и хобби не мешают его занятиям в школе.
Анкета для родителей.
Если вы согласны с утверждением, ставьте «+», если не согласны, ставьте «». 1. Моему ребёнку нравится учиться в школе.
2. Я думаю, что мой ребёнок охотно перешёл бы в другую школу.
3. Если был бы выбор, ребёнок хотел бы учиться дома.
4. К сожалению, мой ребёнок никогда не рассказывает мне о школе с радостью.
5. В классе у него много друзей.
6. Ему мало нравятся учителя в школе.
7. Он активно участвует во всех классных мероприятиях.
8. Мой ребёнок не расстраивается, когда отменяют уроки.
9. Мой ребёнок редко делает уроки без напоминания.
10.Другие интересы и хобби не мешают его занятиям в школе.
Презентация "Кризисы взросления"
Презентация "Кризисы взросления"
Презентация "Кризисы взросления"
Презентация "Кризисы взросления"
Презентация "Кризисы взросления"
Презентация "Кризисы взросления"
Презентация "Кризисы взросления"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.