Лето - замечательная пора для отдыха детей. В детско-юношеском клубе "Зелёная планета" Городского центра внешкольной работы по месту жительства г. Мариуполь Донецкой области работает Летняя школа туризма. Ребята постигают азы туристических премудростей: вязать узлы, находить путь по компасу, разбивать бивак, складывать рюкзак, переправляться через реку, изучают свой родной край.
Городской Центр внешкольной работы по месту
жительства
летняя оздоровительная площадка детско-юношеского
клуба «Зелёная планета»
проект туристско-краеведческого
направления
«Пройду я по
родному
Приазовью»
Составители: Касьянова Л.В.
Цараков А.Х.
Актуальность
Изучение своей Малой Родины – тема, которая никогда
не утратит актуальности, поскольку в обществе во все времена
было престижно знать свои корни, историю своего города, села
или деревни. Вместе с этим дать воспитанникам возможность
освоить все премудрости пешеходного туризма – значит дать им
путёвку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к
путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию
Краеведческо – туристическая деятельность – это
интегрированный способ обучения и воспитания детей, что
оказывает содействие решению воспитательных,
оздоровительных, учебных задач, многогранно развивая
ребенка: интеллектуально, морально, физически, духовно.
Цель проекта:
Обеспечение оздоровления и занятости детей во время
летних каникул, развитие туристических навыков, развитие
трудолюбия, совершенствование умений и навыков работы с
природными материалами, бережное и рациональное
отношение к природе, знакомство с природными и
историческими достопримечательностями Приазовья
Пропаганда туристического движения среди детей и
взрослых
Формирование всесторонне развитой личности
средствами туризма и краеведения. Создание условий для
самореализации, социальной адаптации, оздоровления,
мотивационного творческого развития и профессионального
самоопределения личности
гражданскопатриотическое воспитание детей через изучение
истории и природных объектов родного края;
развитие интереса и привязанности к родному краю и к
живой природе;
умение адаптироваться в живой природе;
экологическое воспитание;
разработка экскурсионных и туристических маршрутов;
изучение историкокультурного наследия родного края;
обобщение собранного материала;
воспитание патриотического сознания и социальной
Задачи проекта:
активности;
воспитание у детей чувство любви к родному городу,
признательность и уважение к его основателям и людям,
прославившим город;
поддержка детей из социально незащищённых слоёв.
Ожидаемые результаты:
Прямыми критериями оценки
результатов проекта служит успешное
прохождение туристического маршрута,
усвоение комплексной программы, прирост
спортивных достижений, более глубокое
знакомство с Приазовьем, с его
прославленными людьми, с его
достопримечательностями.
Косвенными критериями служат:
создание стабильного коллектива ,
заинтересованность участников в
выбранном виде деятельности, развитие
чувства ответственности и товарищества,
воспитание физически здоровых,
нравственно мыслящих и образованных
патриотов страны.
Принципы жизнедеятельности
группы:
1. Максимальное вовлечение детей в
организацию жизнедеятельности площадки.
2. Добровольность участия детей во всех делах.
3. Сочетание индивидуального и коллективного
включения детей в различные формы
деятельности.
4. Систематическое информирование о
результатах соревнований и об участии детей в
том или ином деле.
5. Организация различных видов
стимулирования ребят.
1й блок – туристско краеведческий – «Чем богато Приазовье»
посещение Мариупольского краеведческого и художественного
музеев; Морского музея, Музея Мариупольского порта, Музея греков
Приазовья, воинской части, погранчасти Мариуполя, Музея ММК им.
Ильича, зда Азовсталь, Музея украинского быта;
Основной период работы
поездки в Запорожскую Сечь, на Каменные могилы;
экскурсия по реке Кальчик;
посещение Серебряных родников;
краеведческое ориентирование по городу;
туристская полоса препятствий;
соревнования по туристской полосе препятствий;
соревнования «Веселый узелок».
2й блок – развлекательноразвивающий – «Отдыхаем с пользой»
развлекательные мероприятия – игры, тематические мероприятия по
плану;
спортивные состязания (пионербол, ориентирование, бег, скалолазание);
Большинство дел нацелено одновременно на развитие ребенка с разных
сторон, но есть для каждого направления и свои, особые дела. Далее это
конкретизируется в основном содержании проекта.
3й блок самореализации детей «Я – могу».
определение своего «Я» в группе;
участие детей в социальнополезной деятельности
коллективный рост;
личностный рост;
ежедневная оценка деятельности ребёнка (добрые, важные, нужные
дела).
ежедневная диагностика настроения детей ;
игры на общение и развитие толерантности.
3 экскурсионные поездки:
Каменные Могилы, Хортица, Володарское лесничество
Поход вдоль реки Кальчик
Экскурсия на пограничном катере по морю
Спортивные праздники, эстафеты, спортивные игры
Конкурсноигровые программы,
концертные программы
Подведение итогов Туриада2016 (туристический слёт)
Итоговый период
Педагогами будут использоваться следующие методы психологической
поддержки детей:
Э м о ц и о н а л ь н ы е:
поощрение;
игра;
создание ситуаций успеха;
стимулирующее оценивание;
ощущение вовлечённости, сопричастности к жизни своего родного края;
удовлетворение желания быть значимой личностью, через участие в
края;
расширение кругозора воспитанников;
поиск общих целей;
опора на жизненный опыт;
выполнение творческих заданий.
социальнополезной деятельности.
П о з н а в а т е л ь н ы е:
формирование познавательного интереса к изучению истории родного
В о л е в ы е:
формирование ответственного отношения к истории,
культуре и природе родного края;
предъявление патриотических норм и требований к
поведению детей;
формирование стремления воспитанников сохранять
полученные знания по истории родного края;
рефлексия поведения;
прогнозирование деятельности.
С о ц и а л ь н ы е:
развитие желания быль полезным обществу;
развитие гражданских и патриотических качеств личности;
побуждение на совместную деятельность;
создание ситуации взаимопомощи и взаимоподдержки;
поиск новых контактов, ориентация на деловое
сотрудничество;
собственное мнение;
деятельности.
развитие способности в интересах общего дела отстаивать
заинтересованность в результатах социальнозначимой
Приоритетным направлением в нашем клубе является
туристское. Это направление позволяет в сочетании с физкультурно
оздоровительными мероприятиями способствуют созданию
хорошего, эмоциональноокрашенного настроения у детей, развитию
у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота,
выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Задачи туристской деятельности:
получение навыков жизнеобеспечения в условиях природной
среды, обучение туристским навыкам;
приобретение навыков коллективной жизни в условиях
Туристское направление
тесного общения со сверстниками.
Основные формы проведения:
турэстафеты;
игра «Поиски клада»;
туристская игротека;
туристские походы, экскурсии.
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой
активности, в которой личность не преследует никаких других
целей, кроме получения удовольствия от проявления
духовных и физических сил. Основным назначением
творческой деятельности является развитие креативности
детей и подростков.
Формы организации художественнотворческой
деятельности:
изобразительная деятельность (оформление отряда
«Наш общий дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в
нашем клубе…»)
конкурсные программы
творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)
игровые творческие программы к тематическим дням
концерты, праздники
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в
разнообразные педагогически организованные виды общественно
полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений,
навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств,
эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Участники проекта получают дополнительную возможность
пройти раньше других летнюю трудовую практику .
бытовой самообслуживающий труд
Основные формы работы:
общественно значимый труд (трудовые акции, десанты,
рейды по благоустройству территории, оказанию помощи
ветеранам войны и тыла, одиноким гражданам)
Досуговая деятельность
В основе лежит свободный выбор разнообразных
общественнозначимых ролей и положений, создаются
условия для духовного нравственного общения, идёт
закрепление норм поведения и правил этикета,
толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения,
удовлетворения потребностей детей в контактах.
Творческой деятельности, интеллектуального и
физического развития ребенка, формирования его
характера. Организация досуговой деятельности детей –
один из компонентов единого процесса жизнедеятельности
ребенка в период пребывания его на площадке.
Задачи досуговой деятельности:
вовлечь как можно больше ребят в различные
формы организации досуга.
организовать деятельность творческих мастерских
Важным моментом в работе станет система
социального партнёрства для реализации данного
проекта. Невозможна успешная работа в целом
без взаимодействия с различными службами и
учреждениями (КСН п. Каменск, депутаты
районного и городского совета, Служба по делам
детей, социальные службы)